Гельман против Реальных пацанов

Города, растянувшиеся вдоль большой русской реки, с купеческим прошлым, скромной жизнью заштатных городов в довоенное время, промышленным и культурным подъемом в годы Великой Отечественной. В Перми, как и в Самаре, есть своя гидроэлектростанция, построенная в 50-ые, и Пермский нефтеперерабатывающий завод. По неведомому стечению обстоятельств, как и Самара, в 90-е Пермь имела имидж передового центра российского либерализма. Правда, в отличие от нас, этот имидж ей удалось сохранить по сей день. Но завидуем мы пермякам не поэтому.

Пару лет назад все вдруг заговорили о пермском культурном феномене. Сенатор Сергей Гордеев, губернатор края Олег Чиркунов и Марат Гельман, известный московский галерист, сделали ставку на развитие культуры региона как локомотива его социально-экономического подъема. Для этого коллективом экономистов, социологов и культурологов разработана Концепция культурной политики Пермского края. Марат Гельман взялся за воплощение концепции в жизнь с присущей ему энергией и подключил к проекту не только свои связи в сфере искусства, но и все навыки политтехнолога. Новый визуальный имидж города разработал самый популярный российский дизайнер Артемий Лебедев. Теперь этот имидж развивает и поддерживает Пермский центр развития дизайна. Помимо прочего, каждый день Гельман в своем блоге http://maratguelman.livejournal.com/ сообщает российскому интернет-сообществу о том, какие положительные изменения происходят в жизни Перми благодаря его культурной интервенции. Пожалуй, флагманом развития города стал новый Пермский музей современного искусства http://www.permm.ru/, открытый в 2009 году. Музею было передано специально отремонтированное к выставке «Русское бедное» здание Речного вокзала, директором стал Марат Гельман. По замыслу создателей, коллекция Пермского музея современного искусства должна стать бесценным символическим капиталом Перми. Пока в коллекцию вошли экспонаты с выставки «Русское бедное» и материалы архивной части коллекции МАНИ («Московский архив нового искусства»), полученные музеем современного искусства PERMM в дар от сенатора Сергея Гордеева.

Интерес к Перми со стороны прессы не утихает, благодаря активности Марата Гельмана почти каждое культурное событие города попадает на страницы федеральной прессы. Помимо федералов имидж края активно поддерживает новый пермский журнал «Соль», широко представленный в интернет-пространстве.

Уже не первый год эта активность вызывает у представителей культурной общественности Самарской области жгучую зависть. За последний год в Самаре прошел не один круглый стол, посвященный тому, как вывести региональную культуру на мировой или хотя бы всероссийский уровень. Правда, стоит отметить, что из этой общественности мало кто бывал в Перми лично. Причина довольно прозаичная. Добираться туда из Самары довольно тяжело — из прямого сообщения есть только автобус, который идет порядка восемнадцати часов, дорога через Москву занимает более суток, авиаперелеты неоправданно дороги и неудобны по стыковке. Даже губернатор Пермского края Олег Чиркунов в своем блоге сетовал на то, что дорога в Самару для него каждый раз является испытанием. Поэтому для такого путешествия нужны особо веские причины.

В апреле 2011 года в Перми прошел ежегодный экономический форум с подзаголовком «Россия 1990-2000-2010. Как развиваться дальше?». Речь на форуме шла о том, как сделать культуру и инновации новым локомотивом экономического развития регионов и страны в целом. На форум были приглашены эксперты мирового уровня. Одни только доклады президента Института свободы и демократии Эрнандо де Сото, основателя компании Philips Electronics Пьера Жана Эверата и культуролога Владимира Паперного стали достаточно основательной причиной для поездки. Спасибо Министерству культуры Самарской области за поддержку моего стремления.

Лично для меня так называемый «нулевой день» работы форума был самым информативным. Пермь претендует на статус культурной столицы Европы 2016 года. О том, что дает этот статус и каких ошибок стоит остерегаться, рассказала Элона Байориниене, генеральный директор неправительственной организации «Вильнюс – культурная столица Европы». Вильнюс стал культурной столицей Европы в 2009 году. Для этого потребовался гигантский бюджет в 32,8 млн евро на сами культурные мероприятия, коммуникации и администрирование и 54,7 млн евро на инфраструктуру. Всего было реализовано 90 проектов и 1500 мероприятий, 90% из которых были мировыми премьерами — с участием мировых культурных звезд. Не могу не сказать, что цифры меня потрясли, особенно в свете выступления Макса Елениевски, сити-менеджера центра Гааги, члена комитета по подготовке и проведению мероприятий «Гаага – культурная столица Европы – 2018». На реализацию программы до 2018 года город планирует потратить «всего» 2 млн евро, еще 2 млн доплатит государство. Все остальные средства планируется привлечь за счет инвесторов. Елениевски подробно рассказал о том, как шла работа над программой, рассказал о том, что туристы приезжают в город ради архитектуры, а художественные галереи интересны в основном жителям города. Хорошая возможность привлечь дополнительный приток гостей города — работать с фестивалями. В качестве примера удачной коммуникации сити-менеджер Гааги показал рекламный ролик танцевального фестиваля, в котором не было сказано ни одного слова — все передавали свет, звук и движение. И это был настолько хороший ролик, что мне стало неловко за отечественную социальную рекламу. Одним из важнейших выступлений для меня был доклад Майкла Ханта, театрального и оперного режиссера, экс-директора Королевского театра в Ватерфолде, исполнительного директора оперного фестиваля в Вексфорде (Ирландия). Он рассказывал о том, как правильно ставить культурные цели и достигать их. Работая в Королевском театре, он поставил перед собой задачу, чтобы к 6 годам каждый ребенок города хоть раз побывал на театральном представлении, к 12 годам — три раза, к 16 — стал постоянным зрителем. Также Майкл Хант говорил о том, как важно работать на социальное сплочение и привлекать как можно большее количество жителей города к обсуждению его проблем. Этой же точки зрения придерживается профессор Пьер Жан Эверат, экс-губернатор Всемирного экономического форума в Давосе, один из основателей концерна «Philips».

К сожалению, эти слова не были восприняты российскими экспертами. Даже напротив. В последний день работы форума обсуждались параметры Общественного договора четырьмя экспертными группами: «Федеральная повестка», «Региональная повестка», «Корпоративная повестка» и «Общественный запрос». В каждой группе обсуждение вели семь-десять человек. Группы работали параллельно, и их участники не слышали друг друга. Тем не менее, каждый раз речь заходила о том, что население пассивно, не развито, его уровень притязаний низок, и пока надежды на изменение ситуации мало. Характерно также было одно из высказываний Марата Гельмана, главного идеолога культурного перерождения регионов. В первый день работы форума состоялось пленарное заседание краевого собрания представителей, на котором депутаты полностью «зарубили» культурный бюджет региона в пользу социальных программ. «Этот парламент не готов к переменам, и решать судьбу бюджета будет другой законодательный состав. Мы об этом позаботимся в декабре», — сообщил политтехнолог всем участникам форума. Стоит, однако, отметить, что региональный парламент, хотя бы формально, сегодня является единственным представителем интересов населения во власти. Тем более парламент пермский, состоящий из 60 человек и 8 действующих депутатских объединений. О такой демократии большинство регионов уже успели позабыть.

Вспоминая свое журналистское прошлое, во время перерывов на кофе я пообщалась с несколькими чиновниками пермской администрации. И услышала признание, что против культурных перемен и депутатов, и население настраивает прежде всего «московское чванство», нежелание прислушаться к реальным проблемам региона, безапелляционность в принятии решений, барское поведение приезжих и безразличие к той системе культурных ценностей, которая сформировалась в Перми до московской интервенции. Меня не удивило, что это же мнение я слышала от многих, с кем мне приходилось сталкиваться в Перми на уровне бытового общения. Пермяки оказались точь-в-точь такими, какими показывает их сериал «Реальные пацаны». Что удивительно, жители самопровозглашенной культурной столицы сами ассоциируют себя с героями ситкома и даже иронизируют на этот счет. Смотрят фильм все. Простой телесериал сплотил горожан почище любой программы. Потому что он очень точно апеллирует к реальности, в которой живет абсолютное большинство жителей Перми, заставляя увидеть их идентичность, отличие от других. Показывать здесь Пир Трималхиона от арт-группы AES+F можно, но лично мне не понятно, кому и зачем. Как мне показалось, пермяки в большинстве своем не видят своей причастности к новой культурной жизни, а ведь для развития города это самое главное. Эту важность понимают, например, в соседнем Екатеринбурге, где в проведении Первой индустриальной биеннале были задействованы площади действующих заводов и современное искусство было всесторонне включено в жизнь тысяч людей. Организаторы проекта ставят город на мировую карту через анализ качеств и особенностей места, а не с помощью насаждения сформированных в столице культурных ценностей местным «аборигенам».

Признаюсь, на обратном пути я остановилась в Екатеринбурге на несколько дней. Без лишнего пафоса и шума там идет настоящая культурная работа, которой Самаре действительно стоит позавидовать. Когда молодые ребята, ни разу не бывавшие на Волге, расспрашивали у меня про Фабрику-кухню, я готова была расплакаться. Кажется, об этом стоит рассказать в следующей статье.

3 thoughts on “Гельман против Реальных пацанов”

  1. Два года живу в Самаре, до этого жила в Екатеринбурге и много работала с Пермью. В многом согласна с автором. Взять хотя бы Ночь музеев. Екатеринбург на ушах стоит — в этом году уже 42 площадки! В Перми тоже всегда Ночь музеев бурно проходит. В Самаре опять тишь да гладь. А в Перми еще Сяву любят, не только «Реальных пацанов» смотрят :-)

    Ответить
  2. Если в Самаре что-то серьезно начнется, то тоже будет дикая буча противников. Ведь работать прийдется, а то сожрут.

    Ответить
  3. Ночь в музее в Самаре 21 мая
    в самарском литературно-мемориальном музее им.Горького
    Фрунзе, 155 20:00 начало
    Есть «Ночь в музее»

    Ответить

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.