Усолье: туристическая недо-Мекка

Говоря о туристической привлекательности нашей губернии, принято упоминать сразу несколько мест, находящихся в Шигонском районе. Название санатория «Волжский Утёс» стало известно благодаря саммиту Россия-Евросоюз далеко за пределами России. Посёлок Волжский Утёс, выросший перед саммитом около санатория, выглядит идиллически. Совсем неподалёку, в селе Усолье, находится ещё одна удивительная достопримечательность губернии — усадьба Орловых-Давыдовых. И если состояние «Волжского Утёса» — чуть ли не главная наша гордость, то состояние уникальной усадьбы можно считать главным нашим позором.

Въезжая в посёлок Волжский Утёс по роскошной дороге, построенной к саммиту, меньше всего ожидаешь увидеть высотки, стоящие в лесу на берегу Жигулёвского моря. Тишина и покой этого места напоминают скорее подмосковные наукограды, чем селение в далёком уголке губернии. Вдалеке на живописнейшем берегу видны корпуса санатория и ветряк, показывающий своим видом, что это место вполне уместно называть Волжской Швейцарией. Даже стандартный одноместный номер в «Волжском Утёсе» стоит весьма недёшево. Около 5 000 рублей за сутки в средний сезон в мае. Это не удивительно, санаторий является одним из 11 российских объектов, официально служащих для отдыха высших лиц государства. Это один из двух таких объектов, находящихся на берегу Волги (второй — «Завидово» в Тверской области). Для туристов «попроще», — не являющихся высшими лицами и не готовых платить 15 000 рублей, чтобы провести на берегу Волги майские праздники, неподалёку от Волжского Утёса располагается не менее значимая достопримечательность. Это усольская усадьба Орловых-Давыдовых. Только состояние этой жемчужины архитектуры разнится с Волжским Утёсом примерно как состояние высших должностных лиц и среднестатистических россиян.

Проезжая мимо усадьбы по главной улице Усолья, узнать в руинах и бараках некогда роскошную резиденцию одних из самых знаменитых жителей нашей губернии можно только намётанным глазом. Размеры усольского поместья поражают, немногим уступая «Волжскому Утёсу». В отреставрированном виде эти здания вполне могли бы смотреться не хуже многих европейских дворцов. Да и возраст построек весьма почтенный. Главная часть усадьбы была построена в 1834 году. К слову, в Самаре, скорее всего, не сохранилось ни одного здания этого времени. Так что для нашей довольно «молодой» в архитектурном плане губернии это место имеет особое значение. Впрочем, и на федеральном уровне усадьба Орловых-Давыдовых -признанная достопримечательность. Это памятник архитектуры федерального значения, внесённый в государственный реестр под номером 6583.

Сейчас же вид усадьбы более напоминает руины Петергофа после Великой Отечественной, хорошо знакомые многим по архивным фотографиям. Только в случае с Услоьем не понадобилось никаких фашистов, чтобы превратить уникальный памятник в руины. Оказалось, что достаточно простой халатности и воровства. До 1975 года в главной конторе усадьбы находился сельскохозяйственный техникум. Сейчас же в этом трёхэтажном здании с трудом угадывается главный волжский центр империи Орловых-Давыдовых. Этой весной под тяжестью снега у здания обрушилась крыша. Только орлы на фасаде по-прежнему гордо смотрят вдаль. Непонятно, как реальная ситуация сочетается с новостью ещё 2008 года, опубликованной ИА «Регнум», о том, что на реставрацию этого памятника выделено 107 миллионов рублей. Деньги, конечно, для такого огромного объекта небольшие. Но никаких признаков реставрации в усадьбе не видно. Напротив, за прошедшие 3 года усадьба стремительно превращалась в графские развалины.

На территории некогда прекрасного сада, в котором росли все виды сирени, приживающиеся в центральной полосе России, вообще невозможно признать присутствие какой-либо окультуренной растительности. Кстати, по местной легенде, деревья здесь некогда были высажены в форме орла. В некоторых постройках усадьбы до сих пор живут люди. Вероятно, именно стараниями жильцов ещё не рухнули их крыши, как это случилось в здании главной конторы. Кстати говоря, усадьба пострадала не только от снега. В 2009 году здесь случился пожар. А все потому, что не был разработан проект пожарной безопасности. Да и некоторые местные жители приложили руки к уничтожению главной достопримечательности своего села. За минувшие 36 лет после того, как из конторы съехал сельхозтехникум, предприимчивые сельчане растаскивали отсюда кирпич. Кирпич действительно здесь отличного качества. Если бы при стройке качество кирпича не было бы взято на особый контроль графом Орловым-Давыдовым, то, возможно, сейчас усадьба стала бы объектом археологии, а не архитектуры. Впрочем, если чиновники срочно не вмешаются в ситуацию, то через несколько лет это всё же может случиться. Но усадьба находится вдалеке от губернской столицы. Она не режет постоянно глаз, как, например, сгоревший особняк Фирса Наймушина или дом Курлиной, реставрация которого тянется уже много лет. Поэтому чем чаще мы будем вспоминать не только роскошный «Волжский Утёс», но и руины усадьбы, тем больше вероятность, что это уникальное место удастся спасти. И нам не надо будет ехать далеко за пределы губернии, чтобы посмотреть на настоящий дворец.

Год назад на майские праздники автор этих строк гулял по выстроенной в аутентичном виде из руин Варшаве, поражаясь качеству реставрации и упорству людей, поднявших разрушенную столицу в прежнем виде из пепла. В эти майские праздники архитектура, напротив, не восхищала, а удручала.

И усольское поместье — самое печальное в архитектурном плане, что удалось увидеть во время путешествия по трём регионам нашей страны.

2 thoughts on “Усолье: туристическая недо-Мекка”

  1. Усадьба медленно,но верно умирает.Посетил недавно это благодатное место и что увидел? Чердаки разрыты поисковиками видимо с МД. Разворочена кладка, распилены вековые стяжки. Отсутствие даже признаков охраны этого объекта. В усадьбе спит и гадит скот, Все растащено, выламывают чугунину на чермет. Где прокуратура? При минкульт молчу, они и довели….

    Ответить

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.