А что у нас прямое?

Есть такой анекдот. Верблюда спросили: «Почему у тебя шея кривая?». «А что у меня прямое?» — ответил верблюд. Напомнили мне эту шутку события прошедшей недели. И еще напомнили известный афоризм: «Если ты не занимаешься политикой, политика займется тобой». Так уж получается, что почти любая возникающая в современной России проблема, какого бы свойства изначально она ни была, в конечном счете упирается в политику.

Банан с подтекстом

Одним из самых ярких событий недели стал футбольный матч «Крылья Советов» — «Анжи», прошедший 22 июня. Но заблистал он не изумительной игрой «кудесников мяча», а идиотской и оскорбительной выходкой одного из наших болельщиков, который бросил в капитана «Анжи» Роберто Карлоса банан. Этот кретинистический демарш «прославил» Самару на весь мир и дал пищу для обильнейших рассуждений о расизме и нацизме в современной России, о том, каким образом наказывать футбольные клубы за такое поведение их болельщиков, и прочая, и прочая… Кроме того, тут же заговорили о возможности исключения Самары из списка городов, достойных принимать футбольный чемпионат мира 2018 года. Мол, и так у нас с этим проблем предостаточно – городская инфраструктура не соответствует требованиям ФИФА, стадион еще не построен, а тут – такое отвратительное поведение болельщиков. Буквально через день масла в огонь подлили СМИ, распространившие информацию о том, что Правительство РФ исключило Самару из списка городов, которым будет выделяться федеральное финансирование на подготовку к ЧМ-2018. Потом последовали опровержения Минспорта – «никого не исключали, и вообще, это прерогатива ФИФА». Но осадочек остался.

Вывод из этой ситуации пока напрашивается только один: чрезмерное рвение чиновников, их тяга к победным реляциям («Самара завоевала право проводить матчи ЧМ-2018!», «В Самаре будет построен новый стадион!», «Самара получила шанс на развитие!» — помните?) , желание «прокукарекать» раньше времени как раз и могут приводить к очень болезненным разочарованиям. Ведь если бы мы услышали: «В Самаре построен новый стадион», «Самара получила федеральные средства на модернизацию инфраструктуры к ЧМ-2018», — это звучало бы гораздо лучше, не правда ли? Дождемся ли мы времен, когда политики и чиновники будут отчитываться, а не обещать?

Пример для подражания

Скандал вокруг школы №81, разгоревшийся на минувшей неделе, описан уже довольно подробно (см. статью «Куда уйдем со школьного двора?»). Хотелось бы остановиться лишь на двух моментах этой непростой ситуации.

Первое – это именно тот случай, когда «политика занялась людьми». Ведь одна из главных претензий школьного сообщества – власть не хочет открыто и честно вести диалог, ситуация с предстоящим сносом школы абсолютно непрозрачная и вызывает множество вопросов, ясных и однозначных ответов на которые чиновники не дают. Такое поведение чиновников – прямое порождение «вертикали власти», когда народ, граждане, избиратели государственному или муниципальному управленцу абсолютно неинтересны, поскольку гораздо важнее отчитаться перед своим начальством и решить вопросы «наверху». Для чиновников-феодалов все мы, зависящие от их решений, – не более чем крепостные. С нами советоваться не нужно. Нам объяснять логику управленческих решений не нужно. Мы должны покорно принимать все как есть. Пока мы готовы вести себя именно так, «партия власти» и громадная армия чиновников могут чувствовать себя вполне комфортно.

И второе — в акциях протеста школьной общественности приняли участие политические партии (лишь одной «Единой России» проблемы горожан оказались не интересны). И тут же заработали упрек в желании «попиариться на чужой беде». Но, напомним, в этом и заключается сущность публичной политики – реагировать на те ситуации, когда затронуты интересы избирателей, вести с ними диалог, пытаться помочь, заработав таким образом дополнительные политические очки. Слишком давно уже Россия – «не место для дискуссий», и мы просто забыли о том, какая она – публичная политика. Пусть пиарятся – лишь бы помогали.

Кстати, общественно-партийная буча, поднятая вокруг школы №81, принесла уже свои плоды – вернувшийся из отпуска мэр Дмитрий Азаров приостановил проект сноса школы и обещал рассмотреть все варианты продолжения ее работы.

Вопрос – не поднимись общественное мнение, не включись в ситуацию политики – произошло бы это? Или школу «тихой сапой» снесли бы?

Ё-дело

В субботу, 25 июня, единоличным руководителем партии «Правое дело» стал предприниматель Михаил Прохоров, известный проектом народного «Ё-мобиля». Можно как угодно относиться к самому Прохорову, можно говорить о том, что «Правое дело» — проект Кремля, созданный с какими-то скрытыми целями, но с одним не поспоришь – это событие делает застойную российскую политическую жизнь несколько более оживленной. Новая политическая фигура, новые материальные и организационные перспективы для партии, возможность широковещательного озвучивания интересов среднего класса, самодостаточных демократически настроенных избирателей – все это еще принесет политические сюрпризы. И чем ближе к выборам – тем больше.

В Самарской области ключевой фигурой «Правого дела» станет (теперь это уже совершенно очевидно) областной министр природопользования Сергей Андреев.

С одной стороны, это дает партии определенные административные преимущества, с другой – Андреев включен в общую систему властной субординации и действовать без оглядки на интересы губернатора Артякова (представляющего, напомним, как и большинство чиновников, партию «Единая Россия») у него вряд ли получится. Скорее всего, переговоры относительно выборных результатов «Правого дела» в регионе уже идут или начнутся в ближайшее время. Но не стоит забывать и о том, что по разваливающейся «вертикали власти» сигналы проходят с искажениями. Чиновники на местах в попытках оказаться «святее папы римского» часто впадают в такой исполнительский раж, что не оставляют вокруг ничего живого. Впрочем, возможна и обратная ситуация, когда поступивший сигнал игнорируется полностью. А в ситуации с «Правым делом» все еще запутаннее, поскольку по «вертикали» поступают, как минимум, два вида сигналов. С одной стороны, широкомасштабная кампания по организации единоросского «Народного фронта» и явная установка ЕР получить любыми путями на выборах абсолютное большинство в парламентах. С другой – необходимость пустить в парламенты «Правое дело». Кроме того, есть еще и задача минимизировать результаты КПРФ и, особенно, «Справедливой России». Довольно сложная арифметика. Не начнется ли при такой конфигурации «шизофрения административного ресурса»?

Фронтальное недоумение

Общероссийский народный фронт продолжает поставлять интересные факты. Вот очередной. Собравшаяся 20 июня в Самаре межрегиональная конференция Союза пенсионеров всей своей массой единогласно вступила в ОНФ, а также приняла ряд документов, представляющих несомненный интерес уровнем достигнутого подхалимажа по отношению к Владимиру Путину, а также полным отсутствием логики.

Вот цитата из обращения пенсионеров к соотечественникам: «Мы, участники межрегиональной конференции актива Общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России» Приволжского федерального округа, от имени полутора миллионов членов нашего Союза заявляем о своей поддержке инициативы национального лидера, председателя Правительства Российской Федерации Владимира Путина, о создании Общероссийского народного фронта и вхождении в его состав. Отмечаем, что идея создания Общероссийского народного фронта своевременна и конструктивна».

Что ж, такой прогиб, несомненно, будет засчитан. И ничего, что буквально пару месяцев назад никому бы и в голову не пришло, что необходимо создать Народный фронт, потому что эта идея «своевременна и конструктивна». Не беда, что даже единоросы уже стараются не именовать Владимира Путина «национальным лидером», понимая, что это звучит смешно и глупо. Главное – функционеры Союза «отметились», доказали свою преданность.

Но собравшиеся на конференцию чиновники Союза пенсионеров на этом не остановились и доверчиво предложили Народному фронту свои идеи о том, как улучшить жизнь старшего поколения. Вот такие: «дальнейшее повышение уровня пенсионного обеспечения», «повышение средней продолжительности жизни в стране», «обеспечение должного уровня медицинского обслуживания», «работа по обеспечению активного долголетия пенсионеров и ветеранов в обозримой перспективе должна превратиться в одно из главных направлений социальной политики государства» и т.п.

Попытаемся осмыслить: Союз пенсионеров, по сути, констатирует, что государство не обеспечивает ни достойного уровня жизни для пенсионеров, ни достойного качества медобслуживания, что до сих пор пенсионеры и ветераны в рамках государственной социальной политики рассматриваются как отработанный материал, те, кто «доживает».

И к кому же они обращаются с просьбой исправить эту вопиющую ситуацию? Инициатором создания ОНФ является Владимир Путин. Напомним – последние три года он работает премьер-министром России, а до этого – восемь лет работал ее президентом. И все изложенные пенсионерами предложения – непосредственно входили все эти годы в его служебную компетенцию. И откуда у пенсионеров надежда, что тот самый Владимир Путин, который за одиннадцать лет практически абсолютной власти не смог обеспечить пенсионерам хоть сколько-нибудь достойное существование, вдруг сейчас, в рамках ОНФ, все быстренько исправит?

«У народа России немало общих врагов, победить которых можно только общими усилиями, – это и технологическое основание, и устаревшая структура экономики, и коррупция, поразившая целые сферы жизни общества… Это засилье, равнодушие и безответственность чиновников, нетерпимость одних россиян к другим, жирующие монополии ЖКХ, это необузданный рост цен, длинные очереди в поликлиниках, детская преступность, наркомания».

Ах, да! Этот исчерпывающий диагноз путинской «вставшей с колен» России Союз пенсионеров поставил в том же своем обращении, в котором попросился в путинский Общероссийский народный фронт.

1 thought on “А что у нас прямое?”

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.