Пляски на гробах.

Трагедия «Булгарии» дала министру предлог, чтобы разделаться с конкурентами

…А вот такие плавают…

Воистину: кому война, а кому – мать родна. Любую катастрофу нынешние российские чиновники стараются использовать в личных интересах, и им успешно это удается. Никто не сомневался, что гибель «Булгарии» вызовет кампанию по проверке и перепроверке, и что эта кампанейщина, в сущности, никакой пользы безопасности речных перевозок не принесет, а принесет только дополнительные дивиденды многочисленным контролирующим бюрократическим инстанциям.

Но случай, имеющий место в Самаре, даже на этом фоне выглядит выдающимся по степени наглости и иезуитства чиновников.

Предыстория такова. Напротив Самары, на правом берегу Волги, находится несколько сел с общим населением около 8000 человек. Самое крупное – Рождествено, находящееся на линии прямой видимости из Самары. Но, как ни печально, – «видит око, да зуб неймет». Для того чтобы попасть из Рождествено в Самару, нужно ехать на автомобиле часа четыре, вокруг всей Самарской Луки, да и то – если нет распутицы, когда дорога становится совсем непроходимой.

Этим плавать запрещают…

Конечно, есть несколько компаний, осуществляющих перевозки пассажиров речным транспортом, в том числе на маршруте Самара-Рождествено. Самая крупная из них – ООО «Самарское речное пассажирское предприятие». Это «дочка» ОАО «Самарский речной порт», 67% акций которого контролирует правительство Самарской области и еще 25% — Федеральное агентство по управлению госимуществом. В ООО переведены пассажирские мощности речпорта – несколько теплоходов типа ОМ, «Москва», сухогруз-паром «Окский-35». Интересы государства в «Речном порте» представляет областной министр транспорта Валерий Матвеев.

А директором «Речного предприятия» работает бывший его заместитель Валерий Аверкиев. В сфере перевозки пассажиров через Волгу ООО «СРПП» практически монополист – несколько мелких частных фирм не обладают достаточным флотом для того, чтобы серьезно потеснить «госпредприятие» на этом рынке. Но вот что касается паромной переправы, здесь у «Речного предприятия» есть серьезный конкурент – частное ООО «Самарское судоходное агентство», учрежденное предпринимателем Владимиром Стариковым. Еще в 2008 году оно приобрело два парома («Первый» и «Бурлак-1», тип СП, проект 603) и организовало альтернативную переправу на самом многолюдном маршруте – в Рождествено. Позже появился и третий паром, побольше – СП 103 (проект Р-144). Тогда областной минтранс, еще не владевший ОАО «Самарский речной порт», поддержал идею «частников». «Учитывая, что существующая переправа, организуемая ОАО «Самарский речной порт», не обеспечивает в полной мере потребностей жителей области в данных перевозках, прошу оказать … возможное содействие в проведении работ по организации паромной переправы» — писал 16.06. 2008 заместитель министра В. Долгов в управление государственного морского и речного надзора.

…Люди изворачиваются как могут…

К 2010 году «Судоходное агентство» приняло на себя более половины пассажиро- и грузопотока на маршруте Самара-Рождествено-Самара. Но после появления ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» выяснилось, что чиновники предпочитают монополию. И в борьбе за нее готовы использовать весь доступный административный ресурс. На «Судоходное агентство» обрушился вал проверок: минтранс, Роспотребнадзор, Ространснадзор, транспортная прокуратура, природоохранная прокуратура… В 2010 году таких проверок было 22 – в среднем каждые две с половиной недели. К техническому состоянию судов, правда, придраться так и не смогли. Зато пустили паромщиков по бюрократическому кругу, потребовав оборудовать пристани по всем правилам. Как только те приступили к работам — новые придирки: «почему начали работы, когда участок (десяток метров берега) вами не арендован и вам не принадлежит?». Начали оформлять аренду – волокита длится уже год. При этом самые главные документы: регистровые и лицензии на право пассажирских и грузовых перевозок у паромщиков есть. Суда в хорошем техническом состоянии. Все остальные бумажки – не более, чем дань забюрократизированности «вертикали» и желанию разнообразных чиновников получить свою «административную ренту».

И все же «Судоходное агентство» продолжало гнуть свою линию – обустраивать переправу, помогать поселку Рождествено, держать цены ниже, чем у «государственного» перевозчика, воспринимая проект паромной переправы больше как социальную миссию. Хотя директор «ССА» Олег Вертинский считал, что при такой важной социальной роли его фирма может претендовать на включение в областную целевую программу по развитию речного транспорта. И даже получать часть субсидий, ежегодно выделяемых в рамках этой программы (общая сумма 50-60 млн в год). И неоднократно обращался в министерство транспорта с такой просьбой. Но министр Матвеев, видимо, считал иначе. И на эти «провокации» не поддавался. И ничего по существу обращений не отвечал. Тем более, что субсидии было кому отдать – подконтрольному «Речному предприятию». Ну а уж чтобы совсем горя не знать, желательно было бы еще уничтожить назойливого и не сдающегося конкурента.

…А вот такие плавают…

И тут – удачно подвернувшаяся министру трагедия «Булгарии». Под шумок кампании по борьбе за безопасность речного транспорта грех не попытаться учесть свои личные интересы. А на то, что это напоминает пляску на могиле – нашим чиновникам, в общем-то, плевать. В спешном порядке была собрана межведомственная комиссия под контролем министра Матвеева. Проверяли все речные предприятия Самары, только одни – для проформы, а другие – досконально. Но уж «Самарскому судоходному агентству» с его тремя паромами досталось по полной.

Как рассказал директор Олег Вертинский, в первый день, 14 июля, осмотрев паромы и проверив документы, комиссия не нашла нарушений, препятствующих работе переправы. Но на следующий день, 15 июля, вернулась вновь, и вновь стала искать хоть что-нибудь. Что же произошло в перерыве между двумя явлениями? Учитывая, что контролирующий комиссию министр Матвеев аффилирован конкурентам «Судоходного агентства», об этом нетрудно догадаться. Эту переправу нужно было закрыть под любым предлогом. И закрыли. Опять же, придрались не к мерам безопасности на судах, не к техническому состоянию паромов, а к отсутствию какой-то справки.

В результате паромная переправа «Судоходного агентства» не работала 14, 15, 16 и 17 июля. На берегу собирались толпы людей, очереди из машин, но перевезти их в Рождествено было некому. Другой же паром, принадлежащий «Речному пассажирскому предприятию» «Окский-35», ходивший с другой пристани в Самаре, не успевал забирать и перевозить всех желающих – и из Самары в Рождествено, и из Рождествено в Самару. В Рождествено, например, очередь из машин в воскресенье днем растянулась на добрый километр. Люди ждали «Окского» в течение трех-четырех часов, на самом солнцепеке. Паром ушел нагруженным «под завязку», так и не забрав всех желающих. На подмогу была призвана та самая баржа с буксиром «Портовый-13». Вот что написали о ней пассажиры на сайте samaratrans.info: «Кроме «Окского» запустили еще баржу с «Портовым», но вот как ее эксплуатируют не понятно, она же такая ужасная на вид, вся мегаржавая, уж не знаю что там внутри, вот с ней проблем наверно нет, а частников жмут».

Конечно, паромщикам ССА не привыкать к такому прессингу. И они все-таки будут возить людей, оформят все и всяческие справки до малейшей запятой и добьются своего – хотя бы до следующей проверки, когда фантазия чиновников вновь подбросит что-то новенькое. Тревожит другое. На обращения в различные инстанции (Олег Вертинский обращался к губернатору, президенту, премьер-министру) так и не последовало адекватной реакции.

А «государственный человек» министр Матвеев по-прежнему считает, что ради устранения конкурента и единоличного доступа к куску бюджетного пирога можно наплевать на жизненные интересы и достоинство тысяч людей, можно заставить их томиться в очередях под палящим солнцем, опаздывать на работу и даже подвергать их риску, перевозя на перегруженных плавсредствах в неизвестном техническом состоянии. И это вместо того, чтобы всеми силами поддержать инициативу «частника», взявшегося решать важную социальную задачу, которую не хотят решать сами чиновники.

Владимир Стариков, предприниматель:

— Идея заняться паромной переправой в Рождествено пришла ко мне 3 года назад. Я с детьми решил съездить за Волгу. Мы простояли в очереди на паром (тогда с Ульяновского спуска плавал вместо парома МДК – «малый десантный корабль») больше пяти часов. Там творился какой-то ужас: очередь машин вытянулась на несколько сот метров, люди буквально дрались за очередь, покупали места в очереди за тысячу рублей. Ну это же наши люди! Почему они должны в таких бесчеловечных условиях находиться? Мы поузнавали, нашли в Тольятти два парома, приобрели, пригнали сюда, оформили лицензию, согласовали маршрут, и стали возить людей.

Сергей Мальцев, глава поселения Рождествено:

— С приходом «Самарского судоходного агентства» мы свет увидели. Мы были как будто отрезаны от цивилизации – мощностей перевозчиков не хватало, паром ходил редко. А количество машин растет, грузов тоже надо перевозить все больше – строить, дороги ремонтировать, возить в город произведенную здесь продукцию… Раньше автомашинам приходилось в очереди ждать часов по пять. А сейчас – в два парома бегают туда-сюда, все быстро, без толкотни и давки, оцениваю это на 100% положительно. Цены социальные – для пенсионеров 10 рублей, для студентов – 20, дети – бесплатно.

Людмила Антоновна, жительница Рождествено:

— Эти паромы («Судоходного агентства». — Прим. ред.) очень удобны для жителей. Ходят часто, очереди нет. Людям приходится на работу ездить в Самару, я сама там работаю в больнице, молодежь там учится в техникумах и вузах – паром всем нужен, тем более, что очень многие с машинами. Паромы хорошие, весной и осенью, когда холодно, – там есть внутренние помещения, можно не мерзнуть на палубе. И сегодня я возмущена, что те чиновники, которые должны были все весной как следует проконтролировать, перед навигацией, бросились в разгар сезона проверять, создавая людям неудобства.

Справка

Валерий Матвеев, министр транспорта и автомобильных дорог Самарской области с 2007 г. В 2009 г. по результатам деятельности рабочей группы по исследованию дорожного строительства депутат Губернской думы Александр Колычев заявил о, как минимум, нерациональном расходовании средств минтрансом и завышении смет. Проверка Счетной палаты области подтвердила нарушения на несколько десятков миллионов рублей, но никаких санкций для министра Матвеева это не повлекло.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.