ХУ ИЗ ХУ? Художники или хулиганы?

Стрит-арт в России – явление молодое. С начала перестройки, примерно с 1985 года, на стенах зданий начали появляться загадочные надписи, а городские жители постепенно стали узнавать о том, что такое хип-хоп, граффити и брейк-данс. На Западе мода на стрит-арт зародилась значительно раньше – в конце 60-ых на стенах улиц Филадельфии и Нью-Йорка появились мистические «тэги» — протограффити. Понять смысл «тэгов» могли только их создатели – чаще всего «тэг» представлял собой псевдоним пишущего. По легенде первым «тэграйтером» был молодой человек по имени Деметриус (Taki 183), а первыми русскими деятелями стрит-арта были граффитчики Крыс, Баскет и Макс-Навигатор.

В Европе и США с 80-ых годов началась самая настоящая эпидемия граффити. Вместо непонятных иероглифов и нечитаемых символов на стенах появились сложные рисунки, а иногда и реакционные лозунги с призывами. Очень быстро граффитчики стали героями романтических революций, ведь они мгновенно превратились в художников-вандалов — их деятельность местные власти быстро объявили незаконной.

До 2000-ых появилось огромное количество имен, без которых современный стрит-арт немыслим – это Шепард Фэйри со знаменитым постером, на котором изображен культовый французский рестлер и актер Андре Гигант с надписью Obey («повинуйся»), и загадочный фанат видеоигр — художник под псевдонимом Space Invader, и, конечно же, главный меценат стрит-арта — художник Бэнкси. Его рыночные достижения поражают, его работы покупают Брэд Питт и Киану Ривз. Цены за авторские принты доходят до $1,870 тыс. В новом тысячелетии он стал первым и самым дерзким возмутителем общественного спокойствия, человеком, который сумел здорово взбудоражить заскучавший мир искусства. Также он умудрился ворваться в жизнь русского современного искусства. По мнению авторов портала theoryandpractice.ru, летом 2010 года произошло самое мощное событие в жизни русского стрит-арта — «встал» член арт-группы «Война» в Санкт-Петербурге. В день рождения Че Гевары акционисты нарисовали 65-метровый Космический Х№й во весь Литейный мост перед его разведением. Художников протестной стрит-арт группы «Война» Леонида Николаева и Олега Воротникова задержали по статье 213 УК (хулиганство) за не менее громкую акцию «Дворцовый переворот» (интервью с активистами вы уже могли читать на страницах «Новой в Поволжье»). Всемогущий Бэнкси заявил о финансовой поддержке русской арт-группы. Таким образом, «Война» вошла в историю уличного искусства и превратилась в культурное сообщество международного уровня. К тому же арт-группе была вручена главная премия в области современного искусства «Инновация».

Пермь

Высокохудожественным осквернителем улиц сейчас быть модно как никогда. Тем более что в некоторых городах России местная культурная политика стрит-арт поощряет. В Перми актуальное уличное искусство внедрено в городское пространство, но этот город, несмотря на то, что нормой в нем продолжает оставаться традиционное искусство, – чуть ли не единственный открытый современной культуре. До сих пор идут споры о том, существует ли в Перми элита, которая нуждается в инновационных культурных проектах.

Самара

Отдельные проявления самарского стрит-арта местных жителей раздражают. «Остановите убийцу!» — такой клич кинул в социальной сети Facebook один самарский арт-критик. Объект его негодования и раздражения – надпись «Уби», которая стала появляться практически по всему городу, не минуя старые архитектурные постройки. Злополучное «Уби» — дело рук молодого граффитчика Убийцы, который предпочитает скрывать свои имя и фамилию.

«Новая в Поволжье» решила разобраться с тем, что толкает уличных художников выходить на улицу с баллончиками, и в этом ей помог граффитчик Патрон – один из основателей знаменитого «стрит-арт комьюнити «174», существующего уже 8 лет. Второй основатель – известный художник Гвоздь от интервью отказался.

Творчество нарушителя общественного спокойствия Убийцы, который также дал короткое интервью «Новой в Поволжье», напоминает творчество TAKI 183 — основоположника субкультуры граффити в Нью-Йорке и современных граффити в целом. Википедия гласит, что «он работал курьером, и во время своих перемещений по городу писал свой никнейм на стенах и других поверхностях (например, в метро). Его тэг состоял из его настоящего имени Таки (диминутив греческого имени Деметриус) и номера улицы, на которой он проживал, — 183rd Street». Становится понятным, что смысл тэггинга вовсе не в качестве и идее изображаемого, а в количестве. Современных «осквернителей улиц» мало что останавливает, памятуя о рекомендательном характере наказаний за порчу облика города.

Патрон

История нашего комьюнити «174» началась в 2003 году. О Бэнкси тогда никто и слыхом не слыхивал. Индустрии граффити в нашем городе тогда не существовало. Мы оказались первыми. Были единичные команды, которые делали что-то индивидуальное, но мне все это было не шибко интересно. Я занимался граффити до 2003 года, и мне хотелось создать что-то абсолютно новое. И главное – чтобы это не напоминало граффити как таковое. Мы пытались создать новый вид искусства, но мы хотели, чтобы оно было привязано к данной местности и имело абсолютно новую форму. Начинали мы с того, что царапали на стеклах наши никому непонятные символы. Мы жаждали общественной реакции. Почему 174? Я люблю цифры. Они выражают абстрактный смысл. Расшифровка названия 174 очень простая. 174 – это наши имена. 17-ая буква русского алфавита – это буква п, а 4-ая – г, как нетрудно догадаться. Патрон и Гвоздь. Но для меня 174 – это нечто большее. Единица – импульс, четверка – её обратная сторона и привязка к единице, семерка – это творчество, свобода, азарт, риск, везение и удача.

Сейчас я несколько по-другому смотрю на наше творчество. Граффити – это вандализм. Я переосмыслил эту концепцию. Я совсем по-другому начал смотреть на архитектуру. Я не стремлюсь разрушать то, что самодостаточно по своей сути… На стенах некоторых зданий нельзя ничего рисовать. И я это понял. Но есть и уродливые здания, которые хочется стереть с городского ландшафта или хотя бы чем-то их дополнить. Но, с другой стороны, во мне продолжают бороться разрушение и созидание. Иногда для меня это одно и то же. Нельзя ничего построить, если до этого не сломаешь. Я рисую для того, чтобы создать для себя комфортную обстановку. Моё граффити не просто самопрезентация. Иногда это захват пространства. Городское пространство без моего творчества – чужое пространство. Я распыляю себя на все, что находится вокруг меня. Писать картины не так интересно, потому что ты заключен в холсте – в крохотном клочке. Я отождествляю себя с тем, что находится вокруг меня. Самое интересное, что в Самаре стрит-артом может заниматься каждый, абсолютно не ограничивая свою свободу. Делай что хочешь. Рисуй где хочешь, никто тебя не поймает. Разбомбить мэрию или белый дом? Почему бы и нет. В принципе, это возможно. Существует огромное количество мест, где можно рисовать, которые вообще никак не защищены. Я говорю про памятники архитектуры, лицевая часть города, места культурного отдыха, транспортные депо. Только сейчас появляются всевозможные заборы, преграды, камеры и хитрые штрафы за рисование.

Одна из наших самых удачных акций – это наши рисунки на Самарской площади. Мы разбомбили все ступеньки на спуске. Лесенка ведет прямо к Паниковскому. Фактически мы отметились практически на лице Самары. Также мы исправили разметку на площади Куйбышева. С высоты это выглядело как разметка для выкройки, разделяющая площадь на две части.

Я против бездумной порчи старых зданий.

Я люблю старую Самару и люблю наш город.

Убийца

Я пишу слово «Уби» – сокращение от слова «убийца». Иногда я пишу целиком слово «убийца», а иногда добавляю глагол – «убийца убивает». Мне тяжело что-то созидать, мне легче разрушить. Я хаотичен. Быть может, это из-за того, что я не могу разобраться в себе. Весь свой негатив я выплескиваю на стену. Я убиваю все вокруг, включая самого себя. Я вызываю негатив со стороны общества, и мне это нравится. Даже люди моего круга не всегда меня поддерживают. Но для меня рисовать на стенах – словно захватывать и подчинять себе. То место, где я нарисовал граффити, словно становится моим.

Существует 3 категории реакции на мое творчество. Первая категория. Человек видит написанное слово «Уби» на стене и думает: «Вот м№дак. Зачем он это пишет?» Вторая категория. Человек видит написанное слово «Уби» и думает: «Да этот парень всерьез больной! Настоящий оппозиционер!» Третья категория. Человек видит написанное слово «Уби» на стене и ничего не думает. Ему просто все равно.

ХУ ИЗ ХУ? Художники или хулиганы?”: 17 комментариев

  1. смелый мальчонка. мне кажется им уже давно начали интересоваться правоохранительные органы. чем больше таких публикаций тем лучше, быть может это его остановит. хотя бы на время.

  2. Одно время эти недохудожники- выблюдки поганили трамваи- пачкали салон и царапали стекла. Было очень жалко наши ни в чем не повинные трамвайчики, которые верой и правдой и стараниями механиков перевозили пассажиров. Хотелось найти этого меленькую тварь- переломать руки и повесить на крюке на стену депо, что бы остальным неповадно было.
    Такой протест обществу- это то же самое что не убирать после себя тарелку и считать себя плохим парнем. Это протест ссыкливых малолеток, которые только и могут, что гадить в тихую. Людей это раздражает здорово, и если тебя застанут за этим скверным занятием- могут жестоко наказать, и по делом!

  3. у меня чётвёртая категория реакции на УБИ. чувак-молодец! свежо, остросюжетно, зубасто! встряхивает штиль душ!

  4. да этот чувак кстати помимо прочего очень художник хороший.он уже перестал это делать.была его тема и он её выразил и теперь перестанет.у него теперь новые идеи.люди часто боятся того чего не понимают.или то что не подчиняется ихней логике.а поэтому и реакция на страх это агрессия на его рисунки.а он сам не агрессор и в этом вся фишка.провокация его это как крючок на удочке.в жизни это замечательный творческий человек.

  5. я считаю,что его нужно найти и бить, пока у него не выключится организм. Потому что он делает это ущерб и городу и обстановке в целом, причем он еще приченяет ущерб автомобилям, за это уже его стоит наказать.

    Ринат ты видимо, кайфуешь от него.

  6. К слову зовут его Никита Саранцев. ненашедший себя ни в чем худощавый мальчик на скейтборде с площади славы, некогда обладавший патлами до задницыи слушающий деструктивную музыку. 

  7. очевидно, что это способ протеста, вопрос против чего? ответ индивидуален, оченьжаль, но большинство стрит арта в Самаре — самопрезентации, это отражает уровень развития сознания среднего жителя нашего города — "из-за леса, из-за гор показал мужик топор, да не просто показал, его к xyz привязал"

    1. вы олени просто.чуваки начали этим заниматься давным давно и вы не знали даже о понятии стрит-арт. а если бы бэнкси не рисовал, а писал тэги — вы бы все восторгались убийцей. вы лучше за собой понаблюдайте.. например мусор выкидывайте в урну, тогда и город будет почище и меньше винить парня будете во всем. идиоты.

      1. ОЛЕНЬ-это ты!Ты не путай арт культуру и дерьмо которое эти неадекваты выплескивают из своих больных голов на все вокруг!

  8. Молодцы парни, я не понимаю почему все на них так взъелись. Если бы они портили памятники, старинные дома то это другое дело!!

    1. А ты никогда не гонял машину к малярам после произведений этих пи…ов?

  9. Кстати, ходят слухи наш малец попал под пристальное внимание мэра — это несомненно фэйм. Может у кого есть фотки где он в -25 оттирает хром с гаража?

    1. как то поздно мэр обратил на него внимание. раньше же много шума было, а сейчас Убийца вроде тихо сидит, не рисует. да уж было бы интересно фото посмотреть, поддерживаю

  10. худощавый мальчик на скейтборде, артистичен, симпатичен. Интересно, те, кто отзываются о нем плохо, лично с ним общались или нет)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *