Оперы по осени считают

Прошел ровно год после одного из самых запоминающихся событий в культурной жизни Самары – открытия реконструированного здания Театра оперы и балета, в котором прошел третий музыкальный фестиваль «Мстиславу Ростроповичу». Оркестр Мариинки во главе с Валерием Гергиевым установил планку для оперного театра. Спустя год мы можем вновь насладиться мастерством одного из лучших мировых коллективов, подвести итоги прошедшего сезона и немного заглянуть в планы оперного театра на будущий год.

Маэстро Гергиев вновь в Самаре

В Самаре вновь грандиозное музыкальное событие, ставшее уже традицией. Как и в прошлом году, ежегодный музыкальный фестиваль «Мстиславу Ростроповичу» проходит в стенах оперного театра. Самарцы, целый год ожидавшие приезда оркестра Мариинского театра во главе с маэстро Валерием Гергиевым, с нетерпением стремятся на концерты, в очередной раз убеждаясь, что перед ними выступает лучший оркестр страны и один из лучших мировых коллективов.

В этом году в рамках фестиваля состоялось три концерта. Открытие фестиваля ознаменовалось 17 сентября исполнением Первой симфонии Шостаковича. Симфонии, написанной 19-летним юношей и ставшей его дипломной работой при окончании класса композиции в Петроградской консерватории. Именно это произведение, услышанное знаменитым немецким дирижером Бруно Вальтером, а впоследствии им же исполненное в Берлине, принесло Дмитрию Дмитриевичу мировую известность и предопределило его композиторское будущее. Еще не вполне зрелое, по словам самого автора, произведение, полное юношеских стремлений, – попытка отразить окружавшую композитора действительность.

Второе отделение концерта началось с исполнения романсов Георгия Свиридова. Солистка Мариинского театра Ольга Бородина, которую многие слушатели помнят по прошлому фестивалю, исполнила романсы разных лет, в том числе и три романса из цикла на стихи Пушкина – одни из первых работ композитора, принесших ему известность.

Концерт, начавшийся с одного из первых произведений Шостаковича, завершился последней, Шестой симфонией Чайковского. Это грандиозное произведение стало не только последней симфонией композитора, но и завершающим его сочинительскую карьеру произведением. Чайковский по праву более всего гордился этой симфонией, вобравшей в себя все переживания композитора в последний год его жизни. Финал симфонии же является своего рода реквиемом, который автор написал самому себе. Петр Ильич скончался через 9 дней после первого исполнения симфонии под его же руководством.

На втором концерте были исполнены: вступление к первому акту оперы «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера, 10-я симфония Густава Малера и симфоническая сюита «Шахерезада» Римского-Корсакова. Третий, завершающий концерт открылся исполнением увертюры к опере «Свадьба Фигаро» Моцарта. «Живую», стремительную музыку венского классика сменили романтические «Вариации на тему рококо» Петра Чайковского, написанные с целью повышения интереса к виолончели как солирующему инструменту. Исполнил это произведение с оркестром Мариинки молодой белорусский виолончелист, лауреат третьей премии на XIV Международном конкурсе им. П.И. Чайковского, прошедшем в 2011 году в Москве, Иван Капризна. Завершился фестиваль 3-й симфонией Малера, исполненной оркестром совместно с хором Самарского театра оперы и балета и детским хором Центральной экспериментальной хоровой школы. Густав Малер, писавший симфонию в одном из живописнейших уголков Австрии, однажды обратился к приехавшему к нему молодому Бруно Вальтеру: «Вам уже нечего здесь рассматривать: все это я вобрал в свою музыку!». Третья симфония – попытка вобрать в музыкальное произведение весь мир. Симфония, состоящая из шести частей, была первоначально настолько велика, что часть материала Малер использовал в Четвертой симфонии. Это отчетливо прослеживается в пятой части Третьей симфонии, мотивы которой перекликаются с финалом Четвертой.

Итак, фестиваль, к сожалению, завершился, и оркестр Мариинского театра вместе с Валерием Гергиевым покинули Самару, оставив самарцам море музыкальных впечатлений. Нам же остается ждать сентября следующего года, когда мы вновь сможем побывать на этом празднике музыки, который ежегодно дарит нам петербургский коллектив.

Цыплят по осени считают

«Новая» тщательно следила за главными событиями минувшего сезона в Самарском театре оперы и балета. Несмотря на некоторые накладки и досадные недоработки, которые были допущены в прошедшем сезоне, в театре состоялось три крупных премьеры: опера «Князь Игорь» в постановке Юрия Александрова, балет «Спящая красавица», поставленный Габриэлой Комлевой и балет «Анюта» Владимира Васильева, поставленный на музыку Валерия Гаврилина. Все три события, несомненно, являются большим достижением для театра. Можно смело заявить, что балетная труппа театра в этом сезоне вышла на новый уровень, приобретя опыт работы с выдающимися хореографами. Достижения оперного коллектива немного скромнее, но и здесь были свои взлеты. Создается ощущение, что даже публика за минувший год стала другой, по крайней мере, такое ощущение создалось на фестивале «Мстиславу Ростроповичу». Об этом можно судить хотя бы по тому, что слушатели практически не хлопали во время пауз между частями исполняемых оркестром симфоний. Но начался новый сезон. Что ждет посетителей в этом году?

На прошедшей недавно пресс-конференции, директор оперного театра Наталья Глухова рассказала о планах на этот сезон. В оперном театре планируется восстановление с новыми декорациями и костюмами «Лебединого озера», предновогодняя премьера «Щелкунчика» и постановка «Бориса Годунова» во второй половине сезона. Наталья Глухова также отметила, что основной задачей театра является восстановление репертуарных спектаклей на обновленной сцене. Впрочем, многие планы, о которых заявлялось ранее, судя по всему, не будут осуществлены в этом году. В частности, под вопросом сотрудничество театра с историком моды и театральным художником Александром Васильевым. Ранее заявлялось о переговорах с Васильевым о проекте, включающем исполнение: «Послеполуденного отдыха фавна» К. Дебюсси, «Сильфиды» Ф. Шопена и «Павильона Армиды» Н. Черепнина. Однако, по словам директора театра, переговоры с Васильевым лишь в перспективе, а значит, в этом сезоне самарцы вряд ли увидят хореографию Вацлава Нижинского и Михаила Фокина, костюмы и сценографию Леона Бакста и Александра Бенуа.

К выбору репертуара критически отнесся и народный артист России Александр Сибирцев, заявивший на представлении коллективу театра нового главного дирижера и худрука: «Мы вошли в новое здание, мы вошли в новый театр со старой идеологией. Мне непонятно, почему сейчас замусоливание, бесконечно шедшее годами, возвращается. Почему в течение последних лет шло мелкотемье, которое не может быть вынесено на эту сцену. Идеология академического театра – это его основной, базовый репертуар. Что такое базовый репертуар: это Верди, это Пуччини, это Чайковский, Моцарт и т.д. Если этого не будет, то труппа будет постепенно нырять под планку. Надо ставить высокую планку и искать средства для выполнения тех задач, которые будут поставлены, а не наоборот. Что такое детский спектакль в академическом театре – это «Снегурочка» Римского-Корсакова, а «Карлсон» — это дело филармонии, это дело ТЮЗа, это дело любого другого учреждения. Давайте думать, на кого мы ставим «Иоланту», на кого мы ставим другие спектакли и как будет развиваться наша труппа. У нас до сих пор есть готовая, целиком сохраненная «Аида». Пусть она не новая, но вполне сценична. Это уже тот уровень, который не нырнет под эту планку. Надо менять идеологию. Если мы придем в этот театр со старой идеологией, то у нас ничего не получится».

Нельзя не согласиться с Александром Сибирцевым в некоторых вопросах. Действительно, те силы и средства, которые расходуются на детские спектакли, а также то внимание, которое уделяется жанру оперетты в последнее время, целесообразнее было бы использовать для наработки базового репертуара и постановки новых ярких премьер. Несомненно, нужно исходить из потребностей театра, а не только из имеющихся средств. Впрочем, это вопрос не только к руководству театра, но и к министерству культуры.

Сезон только начался, в театр пришел новый главный дирижер и художественный руководитель, заслуженный деятель искусств России, народный артист Республики Беларусь Александр Анисимов. Кроме того, в театре появится главный художник – Елена Соловьева из Пермского академического театра оперы и балета. Уверен, что в течение нового сезона театр ждет немало открытий. Будем надеяться, что оперный театр не вернется к «мелкотемью», о котором говорил Александр Сибирцев, и в новом сезоне планка поднимется еще выше.

4 thoughts on “Оперы по осени считают”

  1. «Симфонии, написанной 19-летним юношей и ставшей его дипломной работой при окончании класса композиции в Петроградской консерватории.» эт как так? редактура ау! неграмотных журналистов гнать взашей!

    Ответить
  2. Грамотеи блин. Может быть по окончании, а не при окончании? еще ведь писать пускают в газеты «сурьезные»

    Ответить
  3. «по окончании» значит «после»
    дипломную работу пишут разве после выпуска?

    Ответить

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.