Арабская весна пришла в Нью-Йорк осенью

Слово революция сегодня былого страха и трепета не вызывает. В Самаре так называлась баня. Товарный смысл у этого слова для большинства ближе, чем политический. Революция цен, революция в моде. Когда случится настоящая революция или же когда революция случится в настоящем, многие этого просто не заметят. Вполне возможно она уже идет. Только медиа не очень хотят ее замечать. И дело не в цензуре или заговоре "продажной" прессе. Событие,даже если оно важное в историческом контексте, не всегда вписывается в прокрустово ложе рубрик и стандартов количества знаков. Вполне возможно, что снова "мир не будет прежним", как это было 10 лет назад в сентябре в Нью-Йорке.

В Америке уже месяц набирает ход новое социальное движение — "Occupy Wall Street". Wall Street — район Нью-Йорка и финансовый центр США. Название этого района мы помним по одноименному фильму Оливера Стоуна и названию самой известной американской газеты. Каждый день в этот район пытаются проникнуть тысячи людей и у них нет желания купить акций или поиграть на бирже. Напротив, они хотят или даже мечтают о том, чтобы все эти финансовые учреждения перестали работать. Финансовые корпорации разрушают экономику и подрывают идеи демократии — открыто заявляют участники этого нового движения.

Первые протесты против финансовых корпораций загорелись в штате Висконсин. После Нью-Йоркских событий к движению стали присматриваться крупнейшие американские СМИ. Но делать они это начали очень осторожно. Пока старые медиа присматривались, новые — рассказали о движение всему миру. Твиттер и фейсбук, как показала арабская весна (а активисты Occupy Wall Street сами утверждают, что вдохновились событиями в Алжире и Египте) работает быстрее, чем ТВ и газета. Движение теперь есть и в Лос Анжелесе, и в Сиеттле, и в Бостоне, и в Чикаго, и даже в Гонолулу на Гавайях. Недовольные протестуют против неравенства, безработицы, отмены льгот. Среди участников — студенты, преподаватели, безработные, художники, в основном представители так называемого "нижнего" среднего класса. Таких людей обыватель склонен называть "бездельниками", "болтунами", "маргиналами". Типичная реакция нашего соотечественника на такие "бессмысленные" протесты : "Шли бы работать лучше".

Главным врагом "оккупанты" считают, конечно же, капитализм. Это дает повод для СМИ называть это движение кому-то еще понятным словом "левый". Occupy Wall Street сетевое движение, оно не имеет единого центра и принципиально отличается от политических партий или даже альтерглобалистских групп 90-х. У него нет лидера, каковым, например, для альтерглобалистов был мексиканский Команданте Маркос. У него не было лица, он ходил в маске, но был ореол революционного вождя. Occupy Wall Street нечто принципиально новое. Новое и поэтому непонятное. И даже опасное для мировой капиталистической системы. OWS призывает к ненасильственным акциям, и здесь приходят на ум аналогии с хиппи и сторонниками Ганди, но тем не менее полиция реагирует на их действия крайне агрессивно. Уже арестовано более тысячи человек. Полиция избивает протестующих, применяет слезоточивый газ. Ютьюб завален видео с избиением и арестами. Полиция запретила активистам использовать микрофоны и громкоговорители. Коллективное тело протестующих тут же придумало новую форму солидарности. Толпа повторяет за выступающим фразы хором. Именно в такой, напоминающий греческий хор, форме перед протестующими выступил всемирно известный философ Славой Жижек. Он говорил о том, капитализм не единственно возможная форма общественной жизни, о том, что идея возможности альтернативного мира уже способна на то, чтобы сплотить людей. Жижек пытался своей речью придать смысл происходящему. Но дело тут не только в смысле, а в рождении новой формы публичной солидарности. Капитализм разделяет, а на Wall Street учатся быть вместе в офф-лайне. Это тоже изобретение, гуманитарная инновация. Техническое средство (например фейс бук) становится элементом и инструментом нового революционного субъекта.

Какую аналогию можно найти OWS в российском или, например, самарском общественном поле? Что нам Wall Street? Что мы Wall Street? Политическая мысль в России циркулирует вокруг частностей. За какую партию проголосовать? Премьер или президент? Разделить критику капитализма могут немногие. Социальное и политическое зло у нас имеет особенность персонифицироваться. А антикапиталистическая риторика слишком синонимична советской. Но новые формы публичной солидарности, обретение единого, рождаются там, где есть место для такой солидарности. А пока нет такого места, никакой Occupy Wall street нам не грозит.

2 thoughts on “Арабская весна пришла в Нью-Йорк осенью”

  1.  Почему-то автор пишет, что баня "называлась". Вроде она никуда ни делась эта баня… Или я что-то пропустил?

    Ответить

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.