Профессиональное сообщество горожан

Тема виртуального правительства или теневого кабинета блоггеров, не только овладела умами Интернет-сообщества, но и дошла до действующего президента. По мнению Дмитрия Азарова, рассказавшего о проекте Медведеву, это наш местный аналог большого правительства. В разработке идеологии и концепции проекта участвует Андрей Чернов. Математик, кандидат наук. Человек, который очень много делает, чтобы Самара стала современной и просвещенной не только на словах. Под его руководством ведется работа по созданию виртуальной модели Самары и много чего еще. Главное, Андрей действительно знает, как сделать нашу жизнь чуточку лучше, а чиновников чуточку внимательней.

-Виртуальное правительство. Я так понимаю, что ты там будешь основным действующим лицом с точки зрения подготовки реального документа, проекта?

— Я не знаю, кто будет основным действующим лицом… Вообще виртуальное правительство, электронное правительство, расширенное правительство — там очень много всяких названий… Я считаю, что это «флаг» не особо удачный. Сразу возникают вопросы. Первый — если есть виртуальное правительство, то чем занимается реальное и не будет ли это подменой, когда люди работают за других. Второй — Петю, Васю позвали, а Машу с Гришой не позвали, и они обижены тем, что они не члены виртуального правительства. Это вторая «страшилка». Третья «страшилка», что делается все ради пиара перед выборами. Четвертый вопрос — какие будут функции у этого виртуального правительства? Что оно будет решать и т.д.

Давай последовательно разбираться во всем этом. По поводу пиара… Пиар это или нет с точки зрения Азарова? Так ли им нужно пиариться? Интернет — та ли это среда, в которой пиар приведет к сиюминутному эффекту? Например, с точки зрения получения голосов на выборах? Вообще нет. И, если ты заметил, кампания, которая велась Азаровым, в 2010 году, когда он избирался мэром, она была с позиции сильного — он не опускался до дешевого пиара. Он был настолько уверен… я его видел в 2010 году за две недели до выборов… Азаров, который должен был бегать по городу и метаться, уехал на конференцию в Нижний Новгород! Для этого нужно быть абсолютно уверенным в своей победе человеком. Это позиция сильного и она не подразумевает поднятие рейтинга вот такими способами на 1процент или еще на 1процент. Он был уверен, что они победят. Так что это не пиар, это акция. Не знаю, как это выглядит на уровне президента, но у Азарова это действительно попытка сделать что-то сообща. Это первая штука, которая приводит к идее расширенного правительства.

Есть еще номер два, это неоднократно подчеркивал Азаров, 95 процентов времени чиновники сейчас занимаются «тушением пожаров» — ответы на письма, контроль, все, все, все…

Подумать, сделать общий план, стратегию, — просто не остается времени. Я их вижу, потому что мы работаем со многими департаментами. Это действительно так, и всегда такое было. Момент номер два, как мне кажется, и момент номер три…

Вот давай думать. Почему виртуальное правительство вошло в резонанс с моими идеями? Что-то мне нравится в существующей системе, что то не нравится. Но когда ты в возрасте между 30-45 годами, ты работаешь на максимуме, и хочется, чтобы от тебя что-то зависело. Чтобы то, что ты накопил, можно было как-то применить. А я же обычный обыватель, работаю, ну, пытаюсь информатизацию внедрить во всякие службы. Но информатизацию нельзя внедрить, досконально не разобравшись, как устроена работа того или иного департамента – поэтому я знаю чуть больше, чем обычный горожанин. И мне хочется те идеи, которые есть вокруг по информатизации, собрать в некую систему.

Давай смотреть с точки зрения обывателя. Вот ты что можешь сделать? Как ты себе представляешь идеальное общение с властью? Что в твоих силах?

Во-первых, тебе нужна информация. Чтобы ты не искал по 50-ти различным форумам или еще что-то, ты понимал, как это работает. Как работает городская структура? Я уверен, что из 100 человек 95 не понимает, как работает система по всему городу. Что такое водоснабжение, городские сети — как проложено, где.

— А им это надо?

— Я просто пока констатирую факт. Есть позиция обывателя: я заплатил налоги — сделайте мне хорошо. Может 90 процентов таких людей, а может и 95, и 99… Но раз ты так считаешь, «делайте мне хорошо», значит, не выступай: мы тебя убедим — что делается, то тебе и хорошо. Если ты хочешь идти дальше, и разбираться — это хорошо, это плохо, это сделано так, потому что иначе не могло быть сделано, а это нужно делать вот так, последовательно, в 3-4 этапа…. Чтобы дальше проникнуть, нужно знать — как устроена система управления городом. Поэтому первое, что тебе нужно сделать, чтобы хоть какие-то идеи давать, входить во взаимоотношения с властью, более сложные, чем на уровне разговоров таксистов и парикмахеров — всех пересадить и нанять новых — узнать, как это устроено. Для этого нужно поднять уровень знаний горожан, нужна информационная база знаний, нужен набор кейсов или случаев общения с властью, с городской структурой, службой. Мало кто знает , за что ответственна городская власть, за что федералы – люди шлют Путину проблемы касающиеся твоего дома…

— Знаешь, писать Медведеву — один из самых эффективных способов.

— Пиши. И этих писем 95 процентов, я уверен, чиновники перерабатывают… Повторных запросов приходит очень много. Вот как действовать, если тебе отказали, в силу специфики? Первое — информирование обо всем. Хорошо бы, чтобы сама власть информировала о мероприятиях. Вот такая база знаний. Это можно сделать с помощью официального сайта, неофициальных форумов и т.д. Я очень хочу, чтобы туда в качестве ликбеза, в качестве информирования, мэрия предоставила типичные запросы и предложения в органы власти и их ответы, чтобы снять повторные обращения.

Второе, что ты можешь сделать, — это контролировать те мероприятия, которые были. Ходить и говорить, условно говоря, — у меня бордюр выкопали, плохо убирают мусор.

— То есть жаловаться.

— Нет, почему?

— Потому что этот контроль будет сводиться к жалобам. Чисто психологическая модель.

— А какая разница? Это обращением в органы власти можно считать. Пускай жалобы будут. Итак, второе, что ты можешь, — это контролировать мероприятия. Вводим вторую функцию — мобильного контролера, когда человек ходит по городу, фотографирует. Его информируют, что убраны дороги, а он видит, что не убраны и т.д.

Сейчас это делается в ручном режиме — ездит Азаров по городу…

Вообще, общественный контроль — это офигенная вещь — все эти свалки, несанкционированные киоски и т.д., и т.д. Это позволяет не только говорить, как власть плохо работает, а еще и выстраивать все в порядке, находить то, что нужно, собирать все на одной площадке и видеть процесс — от обнаружения проблемы до ее исправления.

И третье — то, что ты хочешь, условно говоря, — управлять. Если брать функции органов власти — это и есть эти три функции: услуги населению, контроль и надзор, управление.

Управлять, как гражданин, ты можешь следующим: давать предложения и их обсуждать.

Третье, что нужно сделать в электронном правительстве, — это площадку для предложений с гарантией того, что ты будешь услышан, что твое предложение не выбросят в мусорный ящик. Основа для этого есть — есть закон об обращениях граждан, каждое обращение должно быть принято и сформирован ответ. Предложения могут принять, могут не принять, но тем не менее — такую вещь тоже нужно сделать.

И получается на самом деле, что электронное правительство — это не некое сборище людей, которые за кого-то работают, а это, я для себя это формулирую, профессиональное сообщество горожан. Вот ты горожанин, знаешь чуть больше, знаешь, как устроен город… Здесь нет органов власти, они могут быть отдельно, на этой площадке нам надо организоваться, делать предложения, контролировать мероприятия, писать об этом. Сейчас вот делают «мобильный корреспондент» — сфотографировал, прикрепил свои координаты, отослал.. Такую штуку администрация города до конца года внедряет с нашей помощью.

Вот три функции, с помощью которых все происходит. Роль «правительства», на мой взгляд, больше сводится к роли технических модераторов. Запрещать ничего в Интернете нельзя, но, по крайней мере, мат убрать. Плюс к этому— ликбез и написание summary, предложены были за месяц такие-то идеи, со ссылками на обсуждение, вот авторы этих идей.

На мой взгляд, самое главное, чтобы на summary чиновники реагировали. Потому что чиновников сейчас обязали вести блоги, но они не совсем понимают, зачем это нужно. Интернет для них – черный ящик, из которого сыплется в основном негатив, а информации крайне мало. По крайней мере, я хочу, чтобы с помощью предварительного обсуждения идей на этой площадке можно было бы давать свои предложения в органы власти. Потому что если ты знаешь, сейчас очень много народу вьются, пытаются использовать лоббистские возможности, доступ до первого лица, чтобы дать свои предложения. Я сам сдуру этим пользовался — я ходил к Азарову со своими предложениями, объяснял все ему лично, но я не думаю, что это очень эффективно.

— Опять же, качество этой аудитории, — все сводится к тому же сообществу самара.ру?

— Нет. Нужно привлекать профессиональные сообщества, градостроительное с Карякиным во главе, и т.д.

Как их привлекать? Предоставить площадку и прямой канал, через которую они могут сейчас свои идеи дать. Согласованные идеи.

— У них нет никаких идей!

— У них есть идеи. Если нет идей, значит, это не профессиональное сообщество.

Смотри, сообщества сейчас надо вытаскивать, потому что они все по разным тусовкам, по Интернет-тусовкам. Я вот сейчас их выписал: более 15 штук таких онлайн тусовок, которые «на кухне» друг другу плачутся, что их не слышат и т.п. Пожалуйста, вот канал, через который ты можешь получить более прямой доступ до первых лиц, — через это summary, оно не может быть похерено.

— Но вот это все организуется, это я представляю. Вот это summary, обсуждение, но как этого обещанного добиться? Ты же понимаешь прекрасно, что нельзя приказать «не игнорировать».

— Почему? Это же официальное обращение в органы власти…

— Ну ты видел вообще этих людей. Ты же сам говоришь, это люди с огромным объемом бумаг. Естественно, всегда можно вежливо сказать: мне некогда вы за…али. И если будет желание, то все эти результаты на определенном этапе просто не пройдут через этот фильтр.

— Я думаю, что Азаров поможет, потому что он поддерживает идеи. По крайней мере, в ответ на то, что я рассказал, он говорит, что «мне твоя позиция наиболее близка». Для него очень важно чтобы был не просто Интернет, а некий структурированный набор информации — предложения, обсуждения, острые проблемы.

Мы хотим так же обсуждать и законодательные инициативы города. Мы такую идею предлагали с правилами землепользования и по застройки прошлой мэрии, но они, естественно, ответили отказом. У нас был и сайт готов с проектом карты зонирования, и график общественных слушаний, и форум для обсуждения – технически все было сделано. Но не надо это было тогда. Сейчас, думаю, это будет востребовано.

Summary не будут большие, их можно облечь в рамки письма, на которое, по закону, власть не имеет права не реагировать. Дальше я хочу, чтобы общались с авторами идеи, а не с модератором.

— А эффективность?

— Фиг знает, что будет. Это рок-н-ролл. Люди, которые зачинали рок-н-ролл, они же не знали, что будет, просто делали и все. С одной стороны, нельзя просто сказать — давайте, пацаны, метнемся и 300 фотографий ямок выложим. Можно сделать так два-три раза «на слабо». Поэтому надо максимально просчитывать все дело. Надо, чтобы каждый нашел в конструкции свое место. Сейчас же куча обид — тебя позвали, меня не позвали…

Повторю, три вещи — информирования за счет ликбеза кейсов конкретных, то есть что делать и т.д. Второе — управление с точки зрения подачи идей и их обсуждения, подачи идей администрации, и их экспертиза.

И третье — это контроль. То есть выезд на место, прямые измерения, фотографирование, запись голоса. Со всеми тремя пунктами, к моему удивлению, Азаров согласен.

Дальше я просто сижу и прописываю, какие есть основные виды этих пользователей, зачем они идут в Интернет. Многие идут за фаном – значит надо сделать игру какую-то. Для того, чтобы здесь было столкновение с органами власти, две какие-то противоборствующие группировки сделать. Одна из которых условно говоря, клан симпатичных раздолбаев, другая клан серьезных очкариков, и они друг друга мочат, да? Некую ауру надо создать.

Просчитать это надо, как мне кажется. А что дальше будет, я не знаю – дальше рок-н-ролл.

— Давай тогда про градостроительство расскажи.

— Давай. В электронном правительстве, мне, интересна тема градостроительства и тема управления земельными ресурсами.

— Здесь вопрос серьезный. Большие деньги, путаница с собственностью, кадастр, регпалата и, на мой взгляд, это хуже, чем пробитый водопровод, они приехали — починили. А когда мы говорим про то, что будет с 81-й школой, есть люди, которые незаметны, но влияют..

— Скорее всего, там такая ситуация… Если ты блажен и не знаешь закон — говоришь, ну как можно детишек оттуда убирать? Если не блажен, то оказывается, что с 1 сентября введены новые санитарные нормы. Поэтому скорее всего 81-я школа будет уголком на Самарскую выходить, и пристрой достроят… Я понимаю, что это важно.

Давай разбираться опять, за что отвечают город, область и федералы — федералы тупо регистрируют участок. Федеральная служба кадастра (Росреестр) регистрирует участок, где он находится. И тот же Росреестр регистрирует права, но уже другая его структура. Пока это две базы данных. 90 процентов сходятся, 10-20 не сходятся. Есть третья база – налоговой инспекции. Когда начисляется земельный налог, эти базы совмещают и выписывают налоговые уведомления. Если базы не сходятся, город на этом теряет порядка 20 процентов по самым скромным подсчетам.

Дикая вещь, но очень сложно свести все воедино, городская власть этим тоже занимается. Это то, что касается регистрации.

Распоряжением землей сегодня занимается область — Минимущества и Минстрой. Сделано так было, по-моему, в конце 2007 года, чтобы хоть как-то снизить темпы точечной застройки. Тогда это было шагом правильным. Но если брать технологический процесс от начала до конца — от заявки до конца, представления земельного участка, там проходит куча всяких структур, согласований, часто длится это год или больше. В этой цепочке и у города есть определенные полномочия…

Перейдем к планированию. В градкодексе есть понятие генплана. К сожалению, по существующим нормам он выглядит не как план развития города, а то, что должно быть через 20 лет. Когда я спрашиваю, сколько надо денег на реализацию генплана, никто не может сказать. В генплане 2008 года напланировали больше 20 развязок двухуровневых по городу. Откуда деньги, Зин? Генплан хоть и неплохой, но даже на поверхностный взгляд выглядит дико. Никогда это не реализуешь! Это безответственная вещь.

Я — математик, и вот как мне показалось: все-таки мы построили модель живого генплана. Это, условно говоря, игрушка SimCity – вариативное планирование. Отдаешь деньги, берешь столько-то гектаров, и сразу понимаешь, что тебе стоит освоить эту землю, сколько ты возьмешь от нее дохода. Может, твой инвестиционный проект не на сто процентов окупаем, но вся система вертикали власти стоит на том, что невозможно выполнить все обязательства на те деньги, которые есть у тебя. Муниципалы, чтобы выполнить обязательства, просят деньги у области. Областная власть не может выполнить, она должна просить деньги у федералов. Поэтому, может, этот генплан не окупаем, но понятно, что нужно столько-то просить денег, и тогда в первый год можно сделать то-то и то-то. К сожалению, градостроители не работают с деньгами, а финансисты не знают про градостроительство.

— А как это сочетается с европейским опытом, с идеями гуманной городской среды?

— По идее, когда город отдает участки, он должен разработать комплексный проект планировки квартала, проект межевания вплоть до функциональных характеристик зданий. В законе это есть, но на практике используется «не всегда»

— Обременение, если это какой-то исторический объект…

— Да, обременение, расселение. К сожалению, у нас очень тяжело с расселением. Взять центр города — во многих квартирах прописано по 20 человек. Отсюда всякие поджоги, криминальные вещи.

То есть подготовить комплексно квартал с проектом планировки, разделить проект межевания на участки и на аукционе продавать застройщикам с ограничениями — это прописано в градкодексе и так и нужно делать.

— Но так никто не делает…

— Ну почему, делают. И у нас делают, и в других городах. Просто у нас очень город «зажатый», нет площадок готовых без обременений, расселения. Кроме, может быть, Кошелев-проекта.

И я могу с точки зрения информатизации дать инструмент, но нужен какой-то архитектор, который бы с точки зрения градостроительства это все делал. Гармонизация среды…. И не хотят архитекторы про деньги говорить. Они ведь люди искусства.

— Может отчасти это и верно. Вот ты же был в Барселоне? В Барселоне же хороший генплан, хороший город, и узлы, через которые среда гуманизировалась, — скверики. С той идеологией, о которой ты говоришь, сквериков не разобьешь…

— А почему? Общественные инструменты есть для этого? Где мне обсуждать, разбивать сквер или нет? Поставь себя на место мэра! Где ему сейчас обсуждать, что делать с тем или иным кварталом и как? Сейчас практически негде. Поэтому мы и делаем площадку электронного правительства.

Профессиональное сообщество горожан”: 1 комментарий

  1. Интересное интервью. Андрей декларирует знание «внутренней деятельности» административных структур но самом деле говорит об общих мотивациях и функциях, а «дьявол в деталях».
    Даже его модель ВП (весьма спорная и несвязная) построена на слишком поверхностном представлении о работе с обращениями граждан и непонимании масштаба, возможностей, задач и потребностей этой системы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *