Глобально потеплело

С тех пор именно Самара стала российской провинциальной столицей ямайской музыки. Далеко не последнюю роль в приобретенном Самарой неофициальном статусе сыграл фестиваль «Глобальное потепление». 10 апреля он прошел уже в седьмой раз.

Большие ежегодные фестивали музыки реггей в России проходят только в Москве и Санкт-Петербурге. Обычно они приурочены к дню рождению «иконы стиля» Боба Марли. Единственным провинциальным исключением является Самара, в которой с завидным постоянством проводится фестиваль «Глобальное потепление». Он не привязан к конкретной дате. Главное — то, что он устраивается не в летнее время. По замыслу организаторов сама «теплая» музыка должна согревать гостей мероприятия.

Трудно сказать, почему именно в Самаре все благоприятствует тому, чтобы такой фестиваль мог выживать. Тем не менее, именно здесь сложились тепличные условия. В городе уже долгое время существует множество коллективов, играющих реггей. Да и любителей музыки стран Карибского бассейна немалое количество. Возможно, дает о себе знать курортная сущность Самары с ее набережными, пляжами и волжскими островами, автомобилями Фольксваген Пассат, которая незаметна невооруженным взглядом большую часть года.

Уже на самое первое «Глобальное потепление», которое прошло 6 декабря 2003 года в ночном клубе «Манхеттэн», собралось более 500 человек. Причем с самого первого фестиваля на мероприятии можно было встретить гостей из разных городов европейской части России, которые приезжают в Самару специально ради этого события.

После триумфа первого «Глобального потепления» фестиваль принял более скромные масштабы. Несмотря на практически постоянные аншлаги, дальнейшие фестивали проходили на меньших клубных площадках города, рассчитанных на 300 человек, — барах «Сквозняк» и «Подвал», а также клубах «33 и 1/3» и «Олимп». В 2010 году организаторы решили «вернуться к корням» и повторить успех первого фестиваля, выбрав в качестве места проведения вместительный ночной клуб «Zвезда». Кроме того, время проведения сместилось с традиционных для «Глобального потепления» декабря или февраля на апрель. Это был «реверанс» в сторону гостей фестиваля из других городов. В этом году они смогли не только послушать множество «теплой» музыки, но и прогуляться по весенней Самаре и полюбоваться на освободившуюся ото льда Волгу.

На сам фестиваль публика стекалась постепенно и без суеты, как, в общем-то, и подобает любителям ямайской культуры. К началу выступления первой группы — самарцев «Haka Poi» — в 20:30 в клубе собралось около 150 человек. Но поток не прекращался. Эстафетную палочку фестиваля за «Haka Poi» подхватили самарцы из «K.G.-Band», которые сыграли роковые и реггейные песни, приправив их фанком и латино.

Затем на сцене появился артист и поэт Федул Жадный, творчество которого имеет мало общего с реггей. Оно гораздо ближе к Безымянке, нежели к Ямайке. Тем не менее, прочитанные им стихи пришлись публике по душе, а гости города не без интереса познакомились с одной из главных контркультурных достопримечательностей Самары.

После Федула ход фестиваля вернулся в ямайское русло вместе с волгоградской группой, называющейся так же как и фестиваль — «Глобальное потепление». Гости с левого берега Волги показали Самаре экспериментальную программу, созданную буквально за несколько недель совместно с музыкантами реггей-джангл группы «Psy Кукушка». Обычно «живое» «Глобальное потепление», звучало довольно электронно и было насыщено ломаными ритмами, отсылающими к творчеству «Asian Dub Foundation».

Потом «E.F.I.M.Ъ». Группа уже почти полтора года находится в творческом отпуске и не гастролирует, а некоторые ее участники ныне больше известны как тележурналисты, нежели музыканты. Но коллектив собрался. Специально для того, чтобы сыграть на «потеплении». Сюрпризов и новинок не было, публика приняла выступление очень тепло и начала водить по залу «паровозики».

Потом настал черед казанского коллектива. Точнее, оркестра одного человека «Bebertos». Человек-оркестр Берт Ильясов позаимствовал у австралийца «Dub FX» технологию производства музыки. Слово «технология» в этом случае очень уместно применительно к музыке. Потому как, несмотря на то, что вся музыка играется вживую, воспроизведение ее абсолютно невозможно без специальных электронных устройств. «Bebertos» — частый гость самарских концертов и фестивалей и уже давно знаком. Хотя бы по выступлению на разогреве у того же «Dub FX».

«Bebertos» сменили на сцене питерцы «СолнцемВниз», которые дебютировали на предыдущем «Глобальном потеплении». Выросли на порядок, довольно профессионально смешивая реггей и ска-ритмы. Если учесть юный возраст участников коллектива, то при должном старании у них есть все шансы на российской реггей-сцене.

Фестиваль продолжили самарские «Два льва», которые вышли на сцену огромным составом из 10 человек. Духовые, перкуссии и двое клавишников сделали звук «Львов» сверхплотным. И собравшаяся к моменту их выступления полутысячная толпа, судя по энергичным танцам в зале, по достоинству оценила старания коллектива. С удовольствием оценивал и гвоздь программы вечера Герберт Моралес.

После небольшого перерыва «Два льва» с уже присоединившимся к ним Моралесом «превратились» в «Джа дивижн», исполнив все главные хиты коллектива. Начиная с известной еще по телепередаче «До 16 и старше…» «Кубаны» и заканчивая «Африкой» с абсурдным, почти хармсовским текстом. Герберт Моралес имеет неповторимый дар буквально излучать тепло и добро на сцене. И это почувствовали на себе все присутствующие в зале. Музыканты «Двух львов» отлично аккомпанировали реггей-мастеру. На сцене не чувствовалось, что программа была отрепетирована всего за несколько часов до концерта на той же сцене во время настройки звука.

Более чем часовое выступление «Джа дивижн» было подытожено продожительными аплодисментами в зале. После этого сыграли еще два самарских коллектива. Группа «Чистый воздух» собралась буквально за несколько недель до фестиваля, но ее музыканты хорошо известны самарской публике по работе в других коллективах. Своих песен они еще не успели написать. Зато материал для кавер-версий других исполнителей был выбран нетривиально. Чего стоило только «Посмотри, какое лето», спетое ранее Филиппом Киркоровым.

Закончили «живую» часть фестиваля самарцы из «Defys». Группа с минималистичным составом вокалист-ди-джей-гитарист показала очень высокий исполнительский класс и прекрасный материал.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *