Порт-стадион-порт

15 декабря почти незамеченным СМИ прошло опубликование материалов Градостроительного Совета по вопросу территориального планирования к Чемпионату Мира — 2018. Ну точнее СМИ с ленцой перепечатали пресс-релиз, и на этом успокоились. Но вопрос все же интересный, и как выяснилось волнующий очень многих. Так что давайте все же немного покопаемся в материалах и разберемся, что же будет снесено, а что построено к 2018 году.

И начать тут придется с Самарского речного порта. Как оказалось этот уголок индустриального пейзажа очень дорог многим самарцам, и они очень негативно относятся к строительству Стадиона именно из-за перспективы сноса речного порта. В качестве базовых аргументов говорится о том, что самарский речной порт имеет хорошо оборудованную причальную стенку, с проработанной гидрологией; имеет оборудование для обслуживания проходящих по Волге судов (в частности санитарную очистку); имеет большие перспективы по случаю вступления России в ВТО и открытия внутренних водных путей. Кроме того упоминается магистральный коллектор, проходящий по территории порта, и ряд ценных инфраструктурных объектов — например электроподстанция. Некоторыми ставится под сомнение перспектива сохранения пассажирского речного судоходства.

Давайте разберемся чуть подробней. Начать придется с принципов финансирования чего бы то нибыло в рамках Чемпионата мира. Схема финансирования тут принципиально иная, чем на Олимпиаде в Сочи, или Универсиаде в Казани. В рамках целевой федеральной программы будет проводиться финансирование строительных работы в зоне проектирования, то есть непосредственно в зоне размещения Стадиона. Прочие проекты — подъездные пути, реконструкция исторического центра, реконструкция аэропорта — это все должно финансироваться по существующим федеральным, региональным и муниципальным целевым программам. Разница лишь в том, что когда с проектом реконструкции дорог приходит в федеральное Министерство транспорта Самара, у которой на носу Чемпионат, и скажем Урюпинск, у которого чемпионата не будет, то приоритет будет отдан Самаре.

Теперь вернемся к нашему порту. Его территория как раз попадает в зону проектирования, то есть то, что будет на ней возводиться и реконструироваться профинансирует федеральный центр. Причем договоренность о том, что Самара независимо ни от чего возводит этот Стадион в этом месте уже достигнута, а на проектирование выделены средства не только из областного бюджета. Соответственно, так как в зону проектирования попадает канализационный коллектор, подстанции, ливневки и другие важные инфраструктурные объекты — их не снесут ядерным взрывом, а наоборот отремонтируют и достроят. Причем на них будут выделены "защищенные" деньги, в отличии от ситуации, при которой там бы остался порт — тогда бы денег на ремонт всего этого канализационного богатства просто неоткуда было бы взять.

Пойдем дальше. Говоря о речном порту мало кто представляет его реальное состояние на сегодняшний день. То есть причальная стенка, конечно, на месте — и она отличная. Но порт уже много лет занимается отнюдь не грузоперевозками — он занимается добычей песка. Грубо говоря баржи летом пылесосят дно Волги, собирая речной песок, отвозят его в порт, где он хранится и перегружается в ж/д вагоны. Порт и Речной вокзал не связанные по сути между собой структуры, пассажиров возит не ОАО "Самарский речной порт", а ООО "Самарское речное пассажирское предприятие". На ремонт самарские речные суда отправляются в Тольятти. В затонах в Самаре проводят мелкий ремонт, и вот пару недель назад в ходе него сожгли два Омика… причем вернувшихся недавно с нормального ремонта. То есть снос Речного порта не повлияет на пассажирскую навигацию, и не коснется Речного вокзала. Он не коснется и трехпалубников — они как заходили, так и будут заходить в Самару — с портом они не связаны и зависят только от спроса на путевки.

Теперь важный момент по ВТО и открытию речных путей для иностранных судов. Надо понимать, что основной груз в таких перевозках — это не песок, и не щебенка. Основные грузы — наливные, такие как нефть, а также лес и массовый груз — контейнеры. Из всего этого товара Самара может отгружать нефть и контейнеры, а принимать — контейнеры. Лес в основном пойдет транзитом. Для нефти нужен нефтеналивной терминал, его в порту нет и нет возможности его там сделать — нефтезаводы мягко говоря не рядом. А вот для контейнеров нужна перевалочная база не только и не столько на железную дорогу, сколько на автотранспорт. Потому что основной поток такого груза давно переориентировался на автотранспорт. Плюс крайне полезна возможность перегрузки на авиатранспорт (это дало бы конкурентные преимущества по сравнению с другими регионами). Но Самарский речной порт зажат практически со всех сторон водой, и если грузовая жд ветка там есть, то организовать туда/оттуда поток грузового автотранспорта практически невозможно даже после открытия Фрунзенского мостового перехода. Проще говоря порт в его нынешнем месторасположении "пролетает" мимо того грузопотока который может дать нам ВТО (тут надо еще оговориться, что ВТО не даст этот поток мгновенно — нет ни выстроенных экономических связей, ни общего роста экономики, ни флота для решения этой задачи на перспективе 10 лет).

То есть от порта у нас осталась причальная стенка (отличная!) и возможность обслуживания проходящих по Волге судов. Мягко говоря не густо. Именно потому, что все так не густо, еще до выдвижения заявки на участие России в Чемпионата, областной Минтранс начал разрабатывать свою лепту в Стратегию развития области, включающую в себя в частности речной транспорт. Там совершенно справедливо было отмечено, что конкурентное преимущество Самарской области в расположении на пересечении торговых путей север-юг (из Варяг в Греки) и запад-восток (шелковый путь). То есть область могла бы стать местом перевалки грузов, для их отправки по всем сторонам света. Что для этого нужно? Нужны нормальные логистические комплексы для самой перевалки грузов, нужны мультимодальные (то есть объединяющие несколько видов транспорта) узлы для приема и перевалки грузов, нужны сами транспортные пути.

В рамках Стратегии было предложено сделать в Самарской области три мультимодальных перевалочных пункта. 1) Сызранский порт, с переносом его из Сызрани в сторону Октябрьска. Он бы давал перевалку грузов жд/авто/речка. За счет выноса из центра города было бы больше места для создания логистических центров и хранения грузов. 2) Тольяттинский порт — жд/речка/авто + ремонт судов. Этот пункт стеснен в возможностях роста, но Тольятти, как крупнейший промышленный центр должен иметь такую точку. 3) Самарский порт. С выносом его из центра города. Предполагаемое место — Куйбышевский район, на Самарке. Перегрузка жд/авто/речка + нефть и создание логистических центров, так как там есть место для строительства. Отдельно говорилось о грузовом терминале в Курумоче, или на Безымянке (аэродром Прогресса/Авиакора).

В ходе дальнейшего обсуждения Министерство строительства выдвинуло предложение о переносе порта на причал ЦСКБ Прогресс. Там есть речка, после строительства Кировского моста удобные автомобильные пути, линия железной дороги и аэродром Прогресса/Авиакора. Это спорная идея, так как речка в этом месте лимитируется высотой жд моста через реку Самару. С другой стороны все автомобильные мосты соответствуют 4 классу реки, а вот жд-мост сильно снижает возможности судоходства по ней. То есть это вопрос, который и можно, и нужно решить на федеральном уровне. Еще назывались площадки в устье Сока (где склад песка и карьер), еще в районе базы волгатанкера, и кажется еще были — я уже не помню точно. И так далее — то есть вопрос площадки обсуждается. Собственно ему и следует обсуждаться, пока не проведены гидрологические и прочие обследования и не определено куда проще и дешевле перенести порт. Но главный момент — его перенос со стрелки был вопросом решенным еще до Чемпионата, и будущее строительство Стадиона только ускорило работы в этом направлении.

С портом, кажется, разобрались. Снести его предполагалось и ранее, так как на нынешнем месте он исключен из экономической деятельности чисто технически. Его перенос не скажется на пассажирском движении, зато откроет новые экономические возможности для его работы после вступления в ВТО и ожидаемого роста грузопотоков. Что до имеющейся на его площадке инженерной инфраструктуры, то ее никто не собирается выжечь напалмом, а наоборот — Стадион это единственный очевидный на данный момент способ вложить деньги в ее ремонт и реконструкцию.

Теперь перейдем к Стадиону. Проектирование территории вели несколько групп архитекторов, в том числе немецкая компания, имеющая опыт проектирования объектов по требованиям ФИФА. Тут я вынужден снова пояснить один момент — проектировщики были поставлены в ОЧЕНЬ жесткие условия требованиями Заявочной книги России на проведение Чемпионата мира. В этой книге много глав, каждая из которых раскрывает требования по инфраструктуре с разных позиций. Например 11 глава — это практически Библия для проектирования транспортной инфраструктуры Стадиона к ЧМ-2018. Все что делалось, должно было удовлетворять требованиям Заявочной книги. Нельзя было не учесть какие-либо требования из Заявочной книги. При этом, как я написал выше, под каждое действие нужно было найти целевую программу, по его финансированию. Ни в коем случае нельзя было раздуть бюджет мероприятия. Цена нарушения любого из этих требований — исключение Самары из числа городов-участников. Так что нам всем пришлось постараться ;)

Итак, знакомьтесь, мастер план территории:

Как вы видите на месте складов и непонятно чего, появится большая зеленая зона. Стадион будет возводиться вместе с множеством сопутствующих спортивных объектов (сейчас они обозначены домиками — это мастер план, а не архитектурным план — не пугайтесь их), и станет настоящим спортивным городком. Будут построены набережные Волги и Самары. В состав комплекса войдут причалы и вертолетная площадка. Для размещения автомобилей будут реконструированы автомобильные дороги и созданы парковочные места.

Посмотрим внимательней. Мой любимый слайд — транспорт.

Первое что мы можем заметить, что к стадиону протянется трамвайная линия (ну я первым делом замечу, так как бежевую на бежевом ее сложновато найти). Она включена в план территории, и кольцо трамвая расположится у 6-го причала, обеспечив транспортом всю территорию проектирования, а так же Речной вокзал. Там же будет создан трамвайно-троллейбусно-автобусный пересадочный узел. Поскольку здесь же будет размещена часть парковок, оставив машину посетители Стадиона смогут подъехать ближе к его входу на трамвае. После окончания матча от кольца до Стадиона будет достаточное расстояние, чтобы дозировать нагрузку на транспортную систему. На кольцо после матчей будут подаваться вагоны разных маршрутов, в том числе тех, которые в обычном режиме ходить туда не будут. Это нужно чтобы удобно развести всех по городу без пересадок. Линия войдет в город одним из двух путей — или через улицу Фрунзе, или через улицу Галактионовская. Вопрос о демонтаже трамвая в центре города — снят.

Важный момент — причал в составе комплекса Стадиона. За 40 минут из аэропорта "Курумоч" без пробок можно доставить команды и сотрудников ФИФА по воде на скоростных речных судах. Для этого требуется причал в районе устья Сока, причал в составе Стадиона запланирован. Современные речные скоростные суда развивают скорость до 75 км/час, и после Чемпионата будут использованы для восстановления речного сообщения по Волге. Более того, уже на стадии проведения Чемпионата предполагается подвоз пассажиров на скоростных речных судах с Сызрани и Тольятти. Планируемый проход пешеходов по старому мосту может быть заменен на стадии проектирования пассажирской паромной переправой — причалы для этого заложены в проекте. Кроме того немецкие коллеги предложили усилить речное сообщение вдоль набережной Волги, для подвоза пассажиров к зоне Стадиона.

Предполагается также возможное продление линии железной дороги от жд вокзала к стадиону, с организацией там современного вокзала. Его транспортное обслуживания должен взять на себя трамвай. Кроме того планируется реконструкция дорог, в том числе Волжского проспекта, улицы Максима Горького, улицы Ново-Садовой (со строительством шести многоуровневых развязок и двенадцати пешеходных переходов в разных уровнях) и целого ряда других дорог — на это уже выделены средства. Будут созданы перехватывающие парковки, и нормализована ситуация с парковкой в центре города. Будет в ближайшую пару лет полностью реконструирован "Курумоч", деньги на это уже есть. Но это уже за зоной проектирования — об этом в другой раз.

В конечном итоге должно стать примерно так:

Зеленая зона, с развитой инфраструктурой, в том числе развитым транспортом на месте речного порта, который утратил свое экономическое значение и будет перенесен туда где сможет вернуть его. Причем за счет включения в региональные и федеральные целевые программы.

Единственное, что осталось пояснить, это, наверное, закрыть тему альтернативных площадок. Да, с точки зрения инфраструктуры площадка ЗИМа была бы гораздо проще. Но там привлеченные из вышестоящих бюджетов средства тратились бы на выкуп земли, а не на развитие территории, при соизмеримых или даже несколько больших затратах. Никаких вариантов типа Красного пахаря не стояло вообще, по прочтении Заявочной книги, и выдаче рекомендаций ФИФА. Собственно говоря, метаться с площадками прекратили вовремя, что и позволило быстро и качественно проработать выбранную территорию. Больше времени на определение площадок нет — есть только две возможности, Самара принимает чемпионат со стадионом на стрелке, или Самара не принимает чемпионат вовсе.

Еще я советую не вестись на сущеглубые комментарии "специалистов" не видевших архитектурного проекта, не участвовавших в работе, и вообще имеющих какие-то потусторонние представления о строительстве подобных объектов. То у них все провалится в карстовые пещеры, то наоборот все затопит во время паводка, то все обрушится, то развалится… ну в крайнем случае будет транспортный коллапс. Господа "специалисты", не надо держать всех дурнее себя, Стадион и планирование его территории вели архитекторы, и специалисты профильных министерств областного Правительства и департаментов городской Администрации, к работе привлекались сотрудники предприятий, инженеры, консультанты. Не надо пытаться все представить в таком свете, что вам одним известен канализационный коллектор, или вы единственный в мире помните о паводках. Это мягко говоря уже даже не смешно.

Перепечатано с разрешения Антона Буслова. Оригинал: http://mymaster.livejournal.com/261873.html

Все иллюстрации (С) gmp international architects and engineers.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *