Кино вместо истории

Как наша память связана с памятниками? Постмодернизм в монументальной пропаганде. Непоставленное. Неснесенное. Деточкин, Швейк или Нансен. Два Ломоносова и космопупс. Кто их ставит?

На все есть мода. Даже на установку памятников.И очень похоже, что мы сейчас на гребне этой моды. За последний год открыто памятников едва ли не больше, чем за предшествующее десятилетие. Разнообразие списка тоже впечатляет: памятник космонавту вообще (космопупс) и памятник конкретному Гагарину (бюст), два памятника Ломоносову (!), который ни разу не был в Самаре, памятник Кузнецову, который никто не увидит на территории завода. Памятник преподобным Петру и Февронье, которые ставят просто везде, где можно. И это еще цветочки. Городская администрация задумала реконструировать площадь Революции, а депутат Губдумы Сивиркин с бородкой а-ля царь великомученник, предлагает снести памятник Ленину и вернуть памятник Александру. Не поддержали. Свежеиспеченный самарец депутат ГД Хинштейн в новомодной манере — через Твиттер обсуждает установку новых памятников с мэром Дмитрием Азаровым. Обсуждаются кандидатуры Фритьофа Нансена, бравого солдата Швейка, красноармейца Сухова и отца Федора. При этом уже несколько лет из-за проблем с землей не могут решить вопрос об установке памятника основателю Самары князю и воеводе Григорию Засекину, который в отличие от Сухова или Швейка — вполне реальный русский человек. Основатель Самары. Камень или постамент ждет его на Красноармейском спуске уже много лет, но будет ли стоять на нем воевода?

А для чего (или для кого?) устанавливают в Самаре памятники? Зачем их вообще устанавливать? В советские времена это действительно была монументальная пропаганда. В Европе памятники ставят за заслуги перед отечеством — от благодарных потомков, желательно на пожертвования. Во всем мире ставят памятники тиранам и вождям. Памятники всему подряд ставят для привлечения туристов. Памятник. В конце концов, любая статуя — это идол. Достаточно было посмотреть, как залепили монетками ледяные памятники Деду Морозу и Снегурочке на площади Куйбышева. Снос или перенос памятника — это всегда проявление глобальных сдвигов в обществе. Например, призыв убрать Ленина из Мавзолея. Или с площади Революции. Памятник это часть городской среды. И, конечно, не случайно в этом слове корень «память». В монументальной форме мы увековечиваем не только человека или событие, но и свою эпоху. И в этом отношении самый удачный памятник последних лет — это космопупс. Памятник эпохи оранжевого цвета. Из пенопласта и оракала. Со степлером в руке. Который настолько уродлив и нелеп, что сразу стал безумно популярен и даже обессмертен поэтом Быковым. Рядом с космопупсом любят фотографироваться дети. Непонятно только, зачем на его открытие приглашали дочь Юрия Гагарина. Но это уже дело прошлое. И можно бы уже успокоиться, если бы не вопрос: а как могла появится такая статуя? Кто утверждал проект или обсуждал его? Памятники ведь не на год ставят. Поэтому вопрос ответственности здесь играет не последнюю роль. К сожалению, установить сегодня конкретное лицо или орган, отвечающий за то, что в городе поставлен новый истукан, практически невозможно. И мэр и губернатор были очень удивлены, увидев впервые космопупса. И не сказать, что это было радостное удивление. Кто согласовал этот проект? Неизвестно. Существует ли в области или в областной столице комплексная политика или хотя бы базовые принципы по аналогии с программой монументальной пропаганды в советские времена? Нет. Ряд космопупс — Гагарин — Ломоносов — Петр и Феврония никакой исторической или идеологической подоплеки не имеет. Шизоидная случайность — русский оскал постмодернизма.

Замена реальной истории, местного патриотизма жиденьким коктейлем из «православия для всех», обобщенного прошлого и поп-культуры. Несомненно, красноармеец Сухов намного известней Головкина или Алабина. И даже Самара пару раз упоминается в фильме. Действительно, Юрий Деточкин известнее, чем Засекин и, наверное, Аксаков. Но Аксаков написал «Аленький цветочек» для своей самарской внучки в реальном особняке, стоявшем в реальной Самаре, а Деточкин — это всего лишь персонаж кинокомедии. Кинокомедии, снятой уроженцем Самары, возразят новоиспеченные патриоты. То же можно сказать и про солдата Швейка. Всемирно известный… но персонаж. А его автор, кстати, в пору своей жизни на волжских берегах, работал в ВЧК. Расстреливал русских, священников в том числе. Это, конечно, не умаляет литературных достоинств его романа, но, право слово, может, лучше поставить памятник там, где Гашек жил и писал, а не там, где стрелял?

Вопрос с установкой памятника Аксакову и «Аленькому цветочку» всплывает в прессе раз в год-полтора. И есть проект. И площадка напротив дома Курлиной пустует. Казалось бы, что мешает благоустроить сквер и создать еще одну туристическую достопримечательность на карте Самары? Видимо, слабость информповода. Не прозвучит это. Даже со скандальной славой космопупса не сравнится. И не напишет поэт строк, пропитанных едкой иронией и даже болью.

Более того, не все же знают про Аксакова.

А про Сухова — практически все. Значит ли это, что Самара обречена на постепенное превращение в город литературных и киногероев? Подобная перспектива существует — подмены настоящей, пусть и не слишком универсальной, не слишком туристической истории красивыми киношными персонажами. У того же Рязанова их десяток-другой наберется. Не только Деточкин. Людмиле Гурченко так можно даже два памятника поставить. Один помоложе, из «Карнавальной ночи», скажем, рядом с каким-нибудь советским ДК. Например, вместо Кирова. И второй — поматерей — из «Вокзала на двоих». На месте старого вокзала, снесенного неизвестно зачем. Очень неплохо для оживления привокзальной площади, и туристам понравится этот узнаваемый образ.

Популизм и принятие приятных решений — это очень соблазнительный путь. Забыть тех, кто здесь жил. Забыть историю своей земли. Это очень удобно тем, кто приехал. И очень странно для тех, кто считает Самару своей родиной. Кинопатриотизм гораздо проще реального интереса к прошлому родной земли. Не пора ли перенести эти вопросы из формата твитов мэра и депутатов в формат общественной дискуссии? Программа монументальной пропаганды, быть может, и не нужна. Но четкое представление и прозрачные механизмы по установке памятников, баланс между туристической привлекательностью и местным патриотизмом просто необходимы. А ставить на постамент телевизор, вечно показывающий «Берегись автомобиля», — наверное, это и есть русский постмодернизм. Расцвет которого мы сейчас радостно переживаем.

Новость в тему:

«Новая газета» будет участвовать в установке новых памятников в Самаре. Депутат ГД Александр Хинштейн встретился в Москве с главным редактором «Новой газеты» Дмитрием Муратовым, нашим земляком. Среди обсуждаемых вопросов была и программа про установке в Самаре памятников героям Эльдара Рязанова — уроженца Самары. Дмитрий Муратов в частности сказал, что «Новая газета» будет участвовать в этой программе. И если самарцы поддержат эту идею, проведет конкурс среди молодых архитекторов на разработку памятника Юрию Деточкину (артист Иннокентий Смоктуновский) как символу борьбы с коррупцией.

«Да, действительно, ко мне приходил Хинштейн, и его предложение о том, чтобы поставить в Самаре памятники киногероям фильмов, снятых Эльдаром Рязановым, было бы замечательно реализовать. Деточкин — это самый яркий пример борьбы с коррупцией в советское время. И этот памятник должен быть установлен у офиса какой-нибудь компании. «Новая газета» готова заказать проект памятника студентам архитектурного университета, чтобы он получился веселым и живым. Это же красивая история, если в Самаре будет стоять такой памятник, потому что городская среда должна быть привлекательной и интересной для жителей и гостей города. Должно быть место не только монументу Чапаеву с валяющимися у его ног красноармейцами или всем известный «Змей-Горыныч» на улице Красноармейской. Думаю, что мой родной город с появлением такого памятника станет еще лучше».

Кино вместо истории”: 1 комментарий

  1. В статье совершенно точно дано определение нынешнему вопросу памятников и скульптур в Самаре — подмена ценностей! Именно подмена ценностей происходит повсеместно в СМИ. Теперь это коснулось и памятников. -А зачем нам нужно увековечивать Аксаковых, если о них никто не знает? — подумает прочитав эту статью обыватель, оправдывая своё незнание истории, свою бездеятельность и равнодушие. — Разве "Аленький цветочек" станет сенсацией?!- двигаясь за логикой автора статьи будет говорить наивный самарец, которого изощрённо фаршируют новой идеологией. Под видом "моды" на памятники идёт повсеместная монументальная пропаганда! И идеологам этой пропаганды хорошо известно какие плоды она взрастит! Но своих целей эти кукловоды никогда не объявят во всеуслышанье. А цель эта — оторвать от своих корней молодые побеги, чтобы оные не были привязаны к своей истории, не искали в ней ответов на сегодняшние вопросы, не могли определить ни своей национальности, ни своего предназначения. Лозунги "Бери от жизни всё!" и "Живи в своё удовольствие" — вот новая идеология общества потребителей. "Зачем им знать о героической жизни своих предков? Это нужно вытравить из их памяти!" — вот истинная цель технологии "мыльных пузырей". " Не думай ни о чём! Веселись! Радуйся!Забавляйся!" — вот, что нам советуют ото всюду средства массового зомбирования. Это очень напоминает Остров дураков из "Незнайки на луне" Николая Носова (странно, но в современном мультфильме этого Вы не найдёте, где коротышек свозили на остров, где абсолютно бесплатно целыми днями их кормили, развлекали остросюжетными фильмами, катали на каруселях, организовывали спортивные игры и т.д.. Через некоторое время смех развлекающихся коротышек превращался в блеянье тупых баранов, которые предприимчивые капиталисты возвращали на материк и уже использовали животных по назначению… Знайте же, "мудрецы", что мы не тупая скотина, и нам не нужна ни сенсация, ни аплодисменты оплачиваемых вами журналистов. А важна нам наша история, без которой немыслимо будущее нашего народа! Именно поэтому памятники нужно ставить не киногероям, а героям настоящим!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *