Хлеб, собаки и немного войны

В первый весенний день в селе Жигули, окруженном горами, прошла новая конная историческая реконструкция «Чапанка», посвященная одному из самых драматических моментов Гражданской войны. События 1919 года, вошедшие в хроники под названием Чапанная война, оказались тем редким моментом, когда в сражениях против Красной армии не принимали участие белогвардейцы. Сражаться с защитниками новой власти рискнули доведенные до отчаяния крестьяне. Поводом для начала боевых действий стал очередной визит в село Новодевичье отряда красноармейцев, решившего в рамках продразверстки изъять в деревенских домах остатки зерна. Осознавшие реальную перспективу смерти от голода деревенские жители подняли бунт и гостей убили.

Крестьянское восстание захватило несколько районов ныне Самарской области. Закончилось все печально и логично: крестьяне потерпели поражения, не погибшие во время сражений участники бунта позже были арестованы и по большей части расстреляны.Бунт в истории очень долгое время носил звание «кулацкого». И только в 1996 году по указу президента Ельцина «О крестьянских восстаниях 1918 – 1922 годов» репрессированные участники «Чапанной войны» были реабилитированы.

Что касается года 2015, то «Чапанка» уже вызвала множество споров в среде краеведов и историков. Одни уверяли, что реконструировать именно этот фрагмент и без того братоубийственной войны – мягко говоря не лучшая идея. Другие говорили, что знание самых трагичных страниц истории – никогда не будет лишним. Как бы то ни было, первого марта возле стадиона села Жигули собиралась публика. Многие приехали на действо из Самары и Тольятти. Среди участников реконструкции были и столичные жители. За плечами у многих парней и девушек, облаченных в исторические костюмы – две недели ежедневных репетиций, за время которых люди осваивались со своими ролями, а лошадей приучали не бояться звуков выстрелов. Отдельной делегаций на реконструкцию прибыла гвардия коммунистов. Так что над самым высоким сугробом развевался красный флаг, всем желающим раздавали газету «Правда» а сводный хор немолодых женщин подбадривал красноармейцев песнями о гражданской войне.

Не обошлось и без хлебной темы: фестиваль этого продукта проводился здесь –же и все желающие могли попробовать несколько сортов этого мучного изделия. Например, безопарный хлеб. Или сделанный на меду. Хлебопеки, все больше молодые девушки обменивались рецептами изготовления своего продукта. Одна юная особа с гордостью призналась, что и муку изготавливает сама. На небольшой личной мельничке. Остальные посмотрели на нее с уважением.

Рядом полевая кухня пыталась изготовить кашу. В толпе мелькали юноши в форме прошлых лет и девушки в темных и длинных нарядах и цветастых платках Образ одной из них дополняли вилы – как вечный символ крестьянской войны. Красноармейцы, кстати, ради исторической достоверности тоже выглядели весьма разномастно: как пояснили зрителям в тем дни единая форма для армии новой страны только появилась. И многие, например, воевали в обмундировании, оставшемся со времен Первой мировой.

Во время «Чапанки» было воссоздано конкретное сражение, случившееся именно в этом селе. Выглядело действо весьма колоритно: красноармейцы, пытающиеся захватить хлеб, лихой комиссар на коне, крестьяне и крестьянки, обороняющиеся при помощи нескольких ружей, рогатин и кнутов. Ведущий подробно расписывал публике маневры противоборствующих стороны. Звучали выстрелы. С саней стрекотал пулемет. На снегу оставались те, кому по сценарию было положено умереть.

Всадники удерживали испуганных лошадей. Зрители восторженно наблюдали за происходящим, и иногда взрывались аплодисментами. Многие дети принимали выстрелы за салют и радовались. Закончилось все так, как и должно было закончится в жизни: победители с красными звездами на фуражках выносили мешки с хлебом из укромного места, пленные крестьяне упали на снег, а девушек закинули на лошадей и судя по всему должны были увезти в качестве импровизированной добычи. Похищения, впрочем, не состоялось. А состоялось построение в одну шеренгу всех участников сражения. Что должно было символизировать примирение всего и со всем. Над стадионом звучали песни гражданской войны, а все желающие смогли отведать каши, и бесплатно прокатиться на лошадях.

Но больше всего от «Чапаки» выиграли собаки. Приют «Твои друзья» прибыл на реконструкцию с животными, которым очень нужны хозяева. И несколько четвероногих в этот день действительно встретились с людьми, которым они стали нужны. И в этом нет никакой символичности, и это просто – хорошо.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.