Как я охотилась за Юрием Поляковым

— Как, ты все еще не взяла интервью у Полякова?! — возмущенный голос Симатовой слышит вся кафедра.

— Нет еще, Валентина Николаевна! Мне обещали помочь с этим интервью… – неуверенно пытаюсь оправдаться я. 

Многие знают заведующую кафедрой теории и истории журналистики Валентину Николаевну Симатову. Мне же повезло особо: именно под ее руководством мне предстояло написать диплом о моем любимом писателе Юрии Полякове. В дипломе я должна была рассмотреть его как публициста и главного редактора «Литературной газеты»,  составить его творческий портрет, а важным штрихом к этому портрету должно было стать интервью с ним.

Ноябрьский вечер. Иду домой с работы. В отчаянии набираю номер своего «покровителя». «Ну где же вы, Игорь Николаич?? Вы же обещали помочь!» — телефон отключен. Назавтра я узнаю, что он арестован.

Игорь Петрушин работал исполняющим обязанности проректора по безопасности в моем родном госе. Появился он в стенах СамГУ весной 2014 года. Познакомились мы с ним в тот самый день, когда я пришла брать интервью у и.о. ректора Ивана Андрончева. Андрончева все помнят как проректора университета путей сообщения, который мог стать ректором этого вуза, но так им не стал (как и ректором госа, кстати). Как только федеральный минобр назначил его и.о. ректора Самарского госуниверситета, он сразу разогнал почти всех действующих проректоров и привел новых людей. Петрушин как раз был одним из «варягов» «железнодорожной команды».

С Петрушином у нас завязалась долгая беседа. Он хвастался своими достижениями, говорил, что заканчивал тот же факультет, что и Путин и даже знаком с главой Чечни Рамзаном Кадыровым, что тут же подтвердил фотографией в телефоне, на которой, действительно, он стоял с ним в обнимку.

— Как много у вас влиятельных знакомых! — решила польстить ему я. – А я вот пишу диплом о Юрии Полякове, никак не могу получить его контакты: мне нужно взять у него интервью. Завкафедрой Симатова недовольна. 

— О да, у меня есть один «человечек» в администрации Президента. Раз твой Поляков при Путине, то мы с ним свяжемся!- сказал внезапно мой проректор. – Давай обменяемся телефонами, я ему позвоню, скажу, что моя племянница пишет диплом о Полякове, нужны его контакты – телефон или электронная почта.

— Племянница?- удивилась я, решив выяснить, что он подразумевает под этим словом.

— Да, а что в этом такого? Просто чужому человеку он помогать не будет. Поэтому я скажу, что ты моя родственница, — не очень убедительно успокоил меня он.

 

Петрушин целую неделю слал мне смски, отчитываясь о своей работе. Один раз даже позвонил вечером.

— Все нормально! Я связался с тем человеком из администрации президента,- сообщил мне уверенно проректор по безопасности СамГУ.

— Вы серьезно?- не поверила я.

— Конечно, серьезно. Хочешь, дам с женой поговорить? Она подтвердит!- неожиданно предложил он мне.

«М-да…Такого мне еще не предлагали…» — подумала я.

Но время шло, а все так и оставалось на уровне разговоров.

Одновременно с этим я пыталась сама дозвониться в редакцию «Литературной газеты». Но чаще всего мне отвечали, что «Юрий Михайлович еще не пришел» или «Юрий Михайлович в командировке».

Однажды я позвонила в редакцию вечером и – о, чудо!- Поляков оказался на работе, но был занят. Секретарша попросила перезвонить через полчаса. Я позвонила через 20 минут, но Полякова на рабочем месте уже не оказалось. Складывалось впечатление, что Поляков — это какой-то Скумбриевич из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова, который «минуту назад был здесь и только что ушел».

Прошло полгода с того момента, как Петрушин обещал мне помочь. От коллеги из дружественного издания я узнала, что Петрушин уволился из госа и арестован по подозрению в мошенничестве в особо крупном размере. Позже стало известно, что, оказывается, работая и.о. проректора, он одновременно занимался преступным бизнесом – воровал бензин с автозаправок при помощи электронных чипов. Все дела он проворачивал вместе со своей женой (с которой тогда мне предложил поговорить).

До защиты оставались считанные месяцы. В редакции «литературки», кажется, меня уже узнавали, и, как мне казалось, специально не связывали с Поляковым.

Отчаявшись, я даже писала пресс-секретарю депутата Госдумы Александра Хинштейна Ольге Наумовой, вспомнив о том, что Юрий Поляков находится в дружеских отношениях с ее начальником, так оба работали в одной газете. Я писала в твиттер и самому Хинштейну. Я просила помочь получить контакты Юрия Полякова – его личную почту. Стоит ли говорить, что Хинштейн ничего не ответил. 

До защиты оставалось 3 месяца, но интервью у меня не было. Тут меня охватило отчаяние. Найдя в соцсети аккаунт «Литературной газеты», я написала туда свою просьбу об интервью с их главным редактором, уже не надеясь ни на что.

Как ни странно, мне пришел ответ, что Поляков сейчас в отпуске (ну вот, опять!), но как только он приедет, ему обязательно обо мне сообщат. Мне так же был дан совет писать на его редакционную почту или ему в «Фейсбук». Я на это ответила, что уже давно написала и туда, и туда, но ответа нет. Тогда мне казалось, что меня опять просто «динамят».

Я узнала, что мою собеседницу зовут Ольга. Мы стали регулярно общаться. Я рассказала ей все о своих горестях, о том, что научница на меня ругается, что нет интервью, редактор тоже ждет, когда я побеседую с Поляковым.

Однажды она мне написала, что Поляков согласился дать мне свою личную почту. Радости моей не было предела! Я тут же послала ему на почту вопросы, хотя Ольга мне сказала, что обычно Поляков дает интервью центральной прессе, а тут «какая-то региональная газета» пристает, мол. Но я верила в свою удачу! «Подумать только! Я буду общаться с моим любимым писателем!» — только и крутилось у меня в голове.

Ответа от Полякова не было. Зато пришел ответ от Ольги, где она сообщила, что Поляков готов дать мне интервью по телефону! «Трубку может взять его жена. Ее зовут Наталья Ивановна. Она очень ревнивая», — предупредила меня Ольга. Я почему-то в этот момент почувствовала себя героиней его романов….

«Жена читает прозу мужа как следователь по особо важным делам, пытаясь найти в написанном состав супружеской неверности», — вспомнилась мне цитата из последнего романа Юрия Полякова, подтверждающая слова Ольги.

В назначенный день у меня все валилось из рук. Я все время представляла, как трубку возьмет жена, и я забуду ее имя-отчество. Но трубку взял сам Поляков! По его добродушному приветствию я поняла, что он ждал моего звонка. Это меня приободрило.

— Только сначала я бы хотел узнать: вы диплом пишете обо мне или это ваше редакционное задание- взять у меня интервью?- уточнил он в начале беседы.

— И то, и другое, Юрий Михайлович! Два в одном! — бойко ответила я, вспомнив еще один совет Ольги о том, что Поляков не любит неуверенных в себе людей.

Беседа у нас прошла очень непринужденно. Юрий Михайлович постоянно шутил, я демонстрировала знание его биографии и его творчества.

— Вы-то откуда это знаете? — удивился Поляков на один из моих вопросов.

-Вы знаете, Юрий Михайлович, я попала в опалу к своей научной руководительнице! — неожиданно заявила я, когда уже задала все вопросы. — Я написала статью про университет, которая ей очень не понравилась, и меня чуть ли не отчислить хотели! Практически, как у вас ситуация, когда вы статью «Оппозиция умерла. Да здравствует оппозиция!» опубликовали!

— Что вы говорите? Значит, вы пострадали за правду?- рассмеялся Поляков.

В конце нашей беседы мы попрощались как старые знакомые. Он даже согласился оставить мне свой сотовый. Это был успех! Интервью вышло через две недели в газете, и вскоре Юрий Поляков разместил ссылку на него на своей странице в «Фейсбук». Мое интервью попало впоследствии и на сайт «литературки». 

Поляков даже согласился стать моим рецензентом, и рекомендовал отличную оценку. Единственное, что ему не понравилось в моем дипломе, так это то, что я везде в тексте обращалась к нему по имени-отчеству. «Диплом не челобитная»,- написал он мне в рецензии.

А телефон Игоря Петрушина, того проректора, который когда-то обещал мне помочь с контактами Полякова, я удалять не стала. Мало ли что, думаю.

 

 

Ксения Маянова

фото: Сергей Величкин

1 thought on “Как я охотилась за Юрием Поляковым”

  1. И правильно, нет ничего невозможного! Многие думают — не буду даже пытаться сделать что-то (взять интервью у столичной звезды, устроится в Газпром на работу, организовать бесплатный мастер-класс самого дорогого в городе психолога), потому что это бесполезно, кто я такая! А возможно, что они Вас как раз и ждут!

    Ответить

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.