Театр как терапия

«Не дай нам Бог сойти с ума» — повторяем мы уже который век вслед за солнцем русской поэзии, но все равно два процента наших сограждан так или иначе окажутся пациентами психиатрической клиники. «Но это как посмотреть , —  комментирует главный врач самарской областной психиатрической больницы Михаил Шейфер. В конце концов, нарушения сна или навыков счета у детей тоже смело можно отнести к психиатрическим диагнозам, другое дело, что в нашей стране никто этого делать не спешит». Но мы сейчас говорим не о страдающих бессонницей или встающих в тупик перед примером «два плюс два», мы о тех, кому помощь специалистов жизненно необходима. Как оказалось, для них в отделении реабилитации областной психиатрической больницы создан, кроме всего прочего, настоящий театр, который ставит настоящие спектакли и даже приглашает на свои представления настоящих зрителей.

В отремонтированном буквально несколько месяцев назад, помещении ДК «Заря» стоит известный актер Олег Белов и делает вид, что совершенно не волнуется перед началом очередного такого представления. Олег Белов облачен в элегантный черный костюм, опирается на замысловатую трость со сложной резьбой, и говорит, что театр «Счастливый случай», которым он сейчас руководит – это не только реабилитация, но еще попытка донести до тех, кто считает себя психически здоровым, простую истину – люди страдающие недугами достойны уважения и понимания. А еще он говорит, что сотрудничество с психиатрической больницей стало для него лично действительно счастливым случаем. После тяжелейшего инсульта, который перенес актер, стало понятно, что в его творческой биографии наступил застой. И когда жене Олега,  Галине,  предложили поработать в столь необычном театре, то она  согласилась сразу.

Идти впервые в знаменитую больницу супругам Беловым в первый раз было страшно, но это быстро прошло. «Понимаете, для меня эти люди – это просто те, кто столкнулся с большой душевной болью, и не смог с ней справится», — говорит актер и художественный руководитель театра «Счастливый случай» Олег Белов. Сначала было не понятно, что и как нужно делать, но сейчас в репертуаре театра уже четыре спектакля. В том числе и «Медведь» Чехова. Совершены две поездки в Москву, где зрители благосклонно приняли самарских артистов. И еще, уточняет Олег Белов, это конечно не только его заслуга. Жена его Галина не просто оказалась рядом, но и взяла на себя львиную долю забот о реквизите, декорациях, графиках и прочих жизненно важных вещах. Улыбчивая стройная Галина Белова этих комплиментов, впрочем, не слышит — она мечется между десятком маленьких дел где-то за кулисами. Там наносится театральный грим, еще раз проверяются костюмы, и повторяется текст ролей.

Давать будут спектакль «Приключения солдата Ивана Чонкина», и Войнович такому повороту событий непременно бы порадовался.  Олег Белов и Михаил Шейфер снова говорят о том, что театр это не только важная форма реабилитации. Это попытка построить мостик между теми, кто оказался в стенах больницы и миром.

Мы готовы принять людей на инвалидных колясках или страдающих проблемами со слухом, но часто признать, что люди с психиатрическими диагнозами могут полноправно жить рядом  – пока проблема. «В конце — концов, мало ли что у них на уме, да и вообще…»,  — опасливо размышляет обыватель. И вот с этими думами усаживается в кресло на последнем ряду, мельком бросает взгляд на телефон, предполагая терпеливо пережить очередное самодеятельное представление. И даже заранее заготавливает какие-то вежливые комплименты, которые произнесет в случае чего. И немного хмурится в начале – это что там у вас за Чонкин, отчего вдруг такой красавец? (С Чонкиным буквально перед представлением вышла накладка – исполнявший роль артист выписался из больницы, и пришлось срочно вводить в спектакль местного психолога. Это, уже четвертый исполнитель главных ролей, покинувший труппу вернувшись в обычную жизнь. И «Счастливый случай» — это, кажется, единственный театр в мире, где радуются и ликуют, когда актеры выбывают из игры. По причине выписки из больничных стен).

Так вот, сесть и снисходительно быть готовым к просмотру очередного любительского спектакля, но уже через несколько минут Чонкин перестанет быть красавцем, и становится собой – деревенским парнем, крепко потрепанным прорухой-судьбой. И Нюрка на сцене именно такая, какой ее представляешь, читая книгу. И, наконец, обо всем этом забыть и просто смотреть классный спектакль, в котором играют классные актеры. Афродита, казалось бы, ну что там, эпизодический персонаж, но от нее невозможно оторвать глаз, когда она бросает в зал: «Да Фроська я! Фроська». В обычной жизни Афродиту-Фросю зовут Оксаной, она бывший библиотекарь. Любит театр с детства и счастлива на сцене.

И потом, когда зазвучат прощальные аплодисменты, артисты выйдут на сцену для финального поклона, и каждому актеру вручат хрупкие веточки осенних астр, подумать о том, что на следующее представление непременно нужно будет купить розы. Премьера, кстати, готовится к Новому году, обещают добрый спектакль со старыми детскими стихами. И трижды прав артист Белов, говоря, что эти люди, годами сражающиеся со своими недугами, но редко празднующие победу, думают и чувствуют так же, как мы. Только гораздо острее. И вспомнить о том, что зарекаться в этой жизни нельзя не только от тюрьмы и сумы. И да, среди людей страдающих психическими заболеваниями – есть те, кто никогда не выйдет на сцену, не выучит текст и просто не сможет прорваться в этот мир из собственной внутренней скорлупы. Но они непременно и обязательно остаются людьми и личностями, что бы не болтали идиотские школьные учебники.

1 thought on “Театр как терапия”

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.