Земля заточения

Показательная история о том, какие последствия имеет соседство с влиятельным в области «газовиком», который, заручившись поддержкой кандидата в депутаты Губернской думы от «ЕдРа», пытается присвоить чужие земельные участки себе.

Репрессивный механизм

История наша берёт начало в 90-х. В это неспокойное время несколько довольно законопослушных граждан безвозмездно получили от региональной власти земельные участки в границах населённого пункта Мастрюково под ведения подсобного хозяйства. Осваивать подаренные «сотки» они не захотели, земля простаивала, вот и решили её продать.

Покупатель нашёлся в 2006-2007 гг. Им стал учредитель компании малого бизнеса Жанна Подовинникова. На землю у неё были конкретные планы – собиралась построить там небольшой коттеджный посёлок. Страсть к зодчеству у неё в крови, ведь наша героиня – внучка Николая Власовича Подовинникова, бывшего главного архитектора Куйбышева, который спроектировал набережную, Самарскую площадь, площадь Кирова и, в принципе, внёс большой вклад в создание облика города в 50-60 гг. прошлого века.

Жанна Подовинникова
Жанна Подовинникова

Участки были оформлены в соответствии с законом. Казалось, что предприятие обречено на успех. Будущий коттеджный посёлок располагался бы в районе ж/д станции Мастрюково, значит добираться до него удобно. Да и природа шепчет – через небольшой лесок раскинулись знаменитые Мастрюковские озёра. Однако предприятие оказалось просто обречено.

Так сложилось, что земельные участки Подовинниковой граничат с частной турбазой. Принадлежит турбаза Дмитрию Куницыну – заместителю генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз Самара» Андрею Кислову, который сейчас избирается в Губернскую думу от «Единой России» по Красноярскому одномандатному округу, а на тот момент уже являлся депутатом Губдумы. Знакомство с влиятельным соседом произошло заочно.

Андрей Кислов
Андрей Кислов

Владимир Инжеватов, который занимался оформлением документов на эту землю по нотариальным доверенностям от первых собственников, рассказывает: «В середине 2010 года раздался звонок из администрации Волжского района от тогдашнего главы Александра Адамова. Пригласили поговорить о судьбе земельных участков. Адамов прямо сказал, что наша земля интересна достаточно весомым в области людям и поставил ультиматум – либо мы добровольно и безвозмездно землю отдаем землю, либо они подключают репрессивные механизмы».

Скованные одной цепью

Мотивы Адамова понятны. За два года до описываемых событий он железно мог стать уголовником, но добрая рука свыше его «отмазала». В феврале 2008 года на него было возбуждено уголовное дело. Адамов, якобы, с помощью побоев и угроз пытался выведать информацию об убийстве своей племянницы. В распоряжении следствия имелась даже видеозапись акта насилия. Однако, промурыжив г-на Адамова полгода, дело без предъявления чиновнику обвинений неожиданно закрыли. А ещё через полгода волею политического демиурга он возглавил Волжский район. В связи с этим шаткая позиция Александра Павловича в 2010 году не позволяла ему игнорировать подковёрные игры власть имущих в своём районе.

Александр Адамов
Александр Адамов

Мой собеседник тогда в серьёз угрозы не воспринял. А через две недели после визита к главе района Инжеватову позвонил сам Куницын, договорились о встрече. На рандеву Куницын не явился. Прислал «доверенное лицо», которое посоветовал собственникам поскорее участок отдать. Подовинникова, конечно же, землю свою отдавать отказалась.

Резон «доверенного лица» разгадать опять же не так уж сложно. Инжеватову это «лицо» представилось как Ефремов Игорь Викторович. Мой собеседник обмолвился, что отправлял ему факсом документы по адресу Водников, 24-26. Волею судьбы, здесь дислоцируется ООО «Стройпромдеталь», директор которой – полный тёска «доверенного лица». Один из видов деятельности компании – предоставление посреднических услуг по аренде недвижимого имущества за вознаграждение. Подобная функция строительной организации как нельзя лучше подходит индивидуальному предпринимателю Дмитрию Куницыну, который, согласно выписке из ЕГРЮЛ, занимается арендой и управлением того самого недвижимого имущества.

Свои люди – сочтемся

Дружба и соседство индивидуального предпринимателя с директором строительной компании объективно предполагает совместное производство по возведению жилья любых размеров и площадей. В подобной профессиональной формации возможности практически безграничны, но в нашем случае реализации масштабных планов помешали собственники земли, которые отказались освобождать законно приобретённую ими землю. Тогда, как и обещал г-н Адамов, против Подовинниковой и её защиты в ход пошли репрессивные механизмы.

В конце 2010 года министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области выдало неким Кузнецову и Папанину свидетельство об аренде участка леса без указаний точных границ в Ставропольском районе (соседний с Волжским районом, где располагаются участки Подовинниковой). Геодезическая компания ОАО «ВолгоНИИгипромез» изготовила экспертные заключения, уточняющие границы этих участков. Невообразимым здравомыслящему человеку образом, по результатам заключения этой компании, участки Кузнецова и Папанина перемещается из Ставропольского в Волжский район и накладываются на участки Жанны. А так как любой «лесной участок» по закону числится в «лесном фонде», где строить нельзя, Подовинникову автоматически обвинили в незаконном приобретении права собственности на земли лесного фонда. Началась судебная тяжба.

Фактически, специалисты геодезической компании превратили земельные участки Подовинниковой в лесной фонд и нарекли собственниками этой земли совершенно «левых» людей. В объективности экспертного заключения «ВолгоНИИгипромез» Инжеватов сомневается. Во-первых, указанная геодезическая компания – частная, а, согласно нашему законодательству, никакие частные компании не уполномочены заниматься решением вопросов в сфере землеустройства, земельного контроля и мониторинга земель. Во-вторых, единственным акционером этой организации является ООО «Лада», одним из учредителей которой значится наш старый знакомый Дмитрий Куницын. И по счастливому стечению обстоятельств, у «Лады» и «ВолгоНИИгипромез» один директор с поэтичной фамилией – Дмитрий Ахматов. Именно его рукой подписаны результаты экспертизы геодезической компании, по сути, отнимающие землю у её законных собственников.

Дмитрий Ахматов
Дмитрий Ахматов

Сомнительными кажутся также фигуры Кузнецова и Папанина, которые внезапно появились с претензией на землю Жанны Подовинниковой. Тем более, что они в этой увлекательной истории далеко не случайные герои. В частности, Олег Кузнецов является ведущим специалистам в управляющей компании «СУТЭК». Согласно выписке из ЕГРЮЛ, учредитель этой организации – ЗАО «Самарагазкомплект», которая в свою очередь полностью подконтрольна структурам холдинга «Волгопромгаз». И только ребёнок не знает о крепкой связи Андрея Кислова (чьим заместителе является Куницын) с руководством указанного холдинга – в конце 90-х был замом ген директора, а сейчас считается одним из бенефициаров УКХ «Волгопромгаз».

Лом против лома

Уважаемый суд на возможный аффилированный характер деятельности перечисленных структур внимания, естественным образом, не обратил. Закрыл глаза он и на сведения, которые, по мнению Инжеватова, опровергают результаты экспертизы «ВолгоНИИгипромез». Сторона защиты Подовинниковой в ходе судебного разбирательства предоставила ответы из районной администрации, Росреестра и Минэкономразвития РФ, где чёрным по белому сказано – земельные участки Жанны Подовинниковой находятся в границах посёлка Мастрюково. То есть, согласно документам, не расположены её земли ни в каком лесном фонде.

По ходу судебного дела репрессивный механизм модернизировался. Пока с 2010 по 2012 гг. решали вопрос с наложением одних земельных участков лесного фонда на другие, выяснилось, якобы, земли, которые приобрела Подовинникова, в начале 90-х выдавались незаконно. А раз незаконно, значит, документы её поддельные. Так появился ещё один повод обвинить Жанну в нарушении закона. Однако сторона защиты вновь ответила достойно: «Нам удалось достать из архива администрации те самые постановления о безвозмездном предоставлении участков земли в собственность. Раз имеются эти документы, подписанные тогдашним главой района, значит и документы, согласно которым Подовинникова владеет землей, тоже абсолютно законны» – объясняет Владимир Инжеватов.

Как известно, против лома есть приём – другой лом. Обвинители парировали доводы защиты показаниями одного из первых собственников земельного участка Александра Заварова. В октябре-ноябре 2012 года он признался следствию, что получил землю в начале 90-х годов незаконным образом. Ещё и оговорил Подовинникову, дескать она тоже незаконным путём приобрела земельные участки. После таких сведений, дело можно было закрывать. Но в декабре того же года Заваров обратился к местному прокурору, начальнику самарского Следственного управления и оперативно-розыскной части с признанием – давал показания под давлением.

В своём обращении Александр Анатольевич раскаивается: «Я оговорил Подовинникову Жанну Валерьевну, исходя из корыстной заинтересованности и личных неприязненных отношений (я не могу контролировать свои эмоции в силу заболевания) Мне 71 год, у меня серьёзные проблемы со здоровьем Считаю, что следователь и оперативный сотрудник, которые допрашивали меня, воспользовались моим беспомощным положением, и, оказав на меня давление, получили выгодные им показания». Также он подтверждает, что его документы на землю были оформлены законным образом. Следовательно, Подовинникова тоже закон не нарушала.

dc2a458f460286fa81b43eb3c046a263

Несмотря на признание старика в апреле 2013 г. его осудили за незаконное оформление документов на землю. В декабре 2013 г. той же судебной инстанцией был осуждён мой собеседник, так как именно он занимался оформлением документов земельных участков Жанны Подовинниковой. В основу приговора Инжеватову положили приговор в отношении Заварова с его, как он сам признался, ложными показаниями.

Прогулка заключенных

Наконец, репрессивная машина добралась непосредственно до собственника земли. В сентябре 2015 года, не уведомив Подовинникову, и не направив ни одной повестки, ей было заочно предъявлено обвинение по земельным участкам. Жанну обвинили в том, что она, якобы, занималась оформлением участка в Кадастровой палате и Росреестре. Хотя она попросту эти участки купила, оформлением документов занимался Владимир Инжеватов. Сейчас Подовинникова находится под следствием.

Редакция «Новой в Поволжье» обратилась в ГУ МВД по Самарской области с просьбой проверить законность действий частной геодезической компании «ВолгоНИИгипромез», законность методов следователя получить признания и законность обвинений, предъявленных Заварову, Инжеватову и самой Подовинниковой. В ответ исполняющий обязанности начальника ведомства Анна Мельникова заявила, что решения суда, принятые в рамках гражданского судопроизводства, признаются следователем без дополнительной проверки. И, дескать, нецелесообразно предоставлять какие-либо сведения по этому делу, так как судебная тяжба всё ещё продолжается.

Финал этой истории напоминает мне картину Ван Гога «Прогулка заключённых». На холсте изображён страшный колодец тюремного двора, на дне которого в бесконечной карусели крутятся обречённые люди. Их заточили здесь по решению суда. Рядом с заключёнными безучастно, скрестив руки на груди, стоит представитель правопорядка – тюремный надсмотрщик. А чуть позади его – два уважаемых и влиятельных в обществе джентльмена в цилиндрах. Быть может, это директор-депутат и его заместитель. Они шушукаются друг с другом, вероятно, обсуждая, кто следующим войдёт в трагическую карусель виновных.

1 thought on “Земля заточения”

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.