Из Самары с любовью

Очень странная моя память. Она не хочет удерживать факты и события, ей больше нравятся лица и ощущения. В моем детстве мама работала завлитом театра драмы, а я ужасно любила находится на ее работе, там было таинственно и интересно. Были там длинные коридоры и двери, за этими дверями взрослые люди меняли обычные костюмы на сказочные, раскрашивали лица и становились совсем другими, непохожими на себя. Пространство сцены казалось огромным и таинственным, я еще не очень понимала, зачем оно нужно и почему меня туда не пускают. Молоденькие девочки-бутафоры с удовольствием забавлялись со мной, наверное, я была для них живой куклой: они напяливали мне на голову огромную золотую корону, давали поиграть с предметами, специально сделанными для спектаклей. Помню клетку и с шикарным большущим попугаем (бутафорским, естественно) и яркую подзорную трубу (в нее нельзя было смотреть, но играть-то с ней было можно). Ни один игрушечный магазин не мог сравниться с этой волшебной комнатой. Это был фантастический мир еще и потому, что большинство тамошних взрослых с неподдельным интересом общались со мной, совсем еще маленькой и несмышленой. Я их запоминала — у кого имена, у кого лица. Со многими людьми своего детства я впоследствии во взрослой жизни знакомилась заново. Кто-то остался или возвращался в самарский театр, а кого-то встречала на теле- или киноэкране. И я сравнивала эти свои ощущения. Помню, как приехала на вечер памяти Н.Н. Засухина его вдова, Нина Ильинична (я не видела ее ни после их отъезда в МХАТ). Вошла в зал седая женщина, а я вдруг увидела ее молодое лицо. Я не знала, что я его так хорошо помню.

Предыстория

Зрители старшего поколения помнят, что совсем недолго в театре драмы в начале семидесятых работала молодая пара: Жанна Владимирская и Алексей Ковалев.

Дома рассказывали (или я запомнила это сама), что я заплакала, когда увидела на театральной лестнице новую молодую актрису. Мама была крайне недовольна моей невоспитанностью. До эпохи Интернета было еще очень далеко и ничего нельзя было про нее узнать, но имя это – Жанна Владимирская, я запомнила. Вспоминаю, как летом на даче мое семейство слушало «Голос Америки», красивый низкий женский голос назвался этим именем, и я пыталась спросить у домашних: она или это нет. Прошло не одно, десятилетие. На какой-то интернет-странице я обнаружила информацию: Жанна Владимирская читает стихи Анны Ахматовой, но что она читает, где и как я так и не поняла. Но фото сохранила почему-то, и оно не затерялось в моих многочисленных бумагах.

Знакомство

И вот совсем уже недавняя история. Есть такой известный российский аудиофонд «Старое радио», там можно найти массу всего интересного: музыку, спектакли, записи старых передач и пластинок. Как-то в фейсбуке набрела я на не очень новые культурные программы «Голоса Америки». Я начала слушать и заслушалась: и информация была интересной (кажется, что-то о мюзиклах) и голос ведущей завораживал. Передача, к сожалению, быстро кончилась и этот ни кого непохожий голос произнес: «Автор и ведущая Жанна Владимирская». Во мне проснулось мое вечное любопытство, так захотелось познакомиться. Но тогда я не решилась.

Через два месяца, поборов совсем не профессиональное смущение, я все-таки написала ей пару слов: я из Куйбышева, вы и ваш муж работали моей в нашем театре, моя мама вас помнит хорошо, и я немножко.

Ответ был почти мгновенным и любезным . Жанна Владимирская написала, что помнит город, театр, и маму и воспоминания эти приятные. Через какое-то время предложила она посмотреть их с А. Ковалевым сайт. Я в тот же вечер прочитала биографию и послушала чуть-чуть записи, несколько стихотворений Цветаевой. И на меня обрушилась стихия. Стихи были мне известные, и читала актриса бы их вроде совсем просто, а впечатление было чрезвычайным.

Только факты

Жанна Владимирская –актриса, певица, журналист, радиоведущая. Окончила Ленинградский государственный институт Театра, Музыки и Кинематографии. Дебютировала на сцене театра им.Станиславского в заглавной роли в спектакле «Медея» принесшей ей театральную премию Москвы и шумную славу. Работала в Московских театрах и Куйбышевском драматическом им. Горького. В шестидесятые и семидесятые годы о ней много писали и говорили. Она играла традиционные спектакли, а так же и поэтический «Есть час души» (По произведениям Цветаевой). В спектакле «Там вдали» (инсценировка по произведениям Шукшина) Жанна исполняла 5 песен Высоцкого. Тогда впервые на советской афише было напечатано имя Высоцкого, как автора песен. Снималась Жанна и в кино. С 1981 года живет семьей в США. Сыграла Моцарта в пушкинской маленькой трагедии в театре общества Гнозис при Колумбийском университете (на английском языке). Биографию Жанны Владимирской, ни человеческую, ни творческую, нельзя отделить от биографии ее мужа Алексея Ковалева актера, журналиста писателя и музыканта. С 1984 по 2006 год они работали на радиостанции «Голос Америки» в Вашингтоне. Жанна – автор и ведущая программ «В мире кино», «Музыка кантри», «Шедевры Бродвея», «Джазовый клуб», «Путешествия по Америке». Ею были подготовлены чтения двух книг Н. Мандельштам «Воспоминания», на протяжении двух лет звучавшие в ее исполнении на волнах «Голоса Америки». Одна из программ Жанны и Алексея ,повещенная Беккету, получила Золотую медаль международного конкурса радиопередач.

О последних годах подробно: у Жанны и Алексея регулярно выходят спектакли и музыкальные, поэтические и театральные диски. В 2002 была осуществлена запись песен Алексея Ковалева на стихи и переводы Германа Плисецкого, вышел альбом «Что нужно для чуда…» с записью Рождественских стихов Бродского. В 2006 — музыкальный альбом «В вечерний час» с записью старинных романсов. В 2007 — в Вашингтоне состоялась премьера моноспектакля Жанны Владимирской «В то время я гостила на земле. Анна Ахматова: жизнь и судьба». В 2010 году выпущен диск «Моим стихам… Настанет свой черед» — телеспектакль по произведениям Цветаевой. В 2012 году создан новый моноспектакль «Монолог. Иосиф Бродский. «С берегов неизвестно каких»

Одна маленькая история

Даже по этому короткому списку видно, что жизнь у Жанны Владимирской была необычной. Рассказывать можно бесконечно. Есть удивительные воспоминания доктора технических наук В.Г.Сыркина о встрече молодой актрисы и А.И. Цветаевой. Он рассказывает о том, как в столичную большую квартиру собралась молодежь. Это был советский не совсем нелегальный спектакль в большой московской квартире. Молодая, но уже известная актриса приготовила моноспектакль по стихам Марины Цветаевой. Одной из хозяек того дома была А.И. Цветаева — явно недовольная всем происходящем. Она не дала актрисе начать выступление и стала читать собравшимся отрывок из только что написанных мемуаров, где говорилось как раз о том, что не следует никаким актерам касаться стихов ее сестры и великого русского поэта. Не по уму им это и не по таланту. Однако спектакль состоялся, и имел успех у публики. Жанна победила. Победил ее талант и удивительный характер. Потом неожиданно для всех Анастасия Ивановна сказала Жанне наедине, что во время чтения актриса была очень похожа на Марину. В одном из интервью Жанна Владимирская сказала: «Должна сказать, что потрясли меня не только слова, которые она сказала мне, но и то, что она для меня, для моей программы сделала. Она связалась с известным цветаеведом Львом Мнухиным, который выступал с неофициальными лекциями о Марине, и по ее настоятельной рекомендации он пригласил меня участвовать в своих поездках. Так началась неофициальная жизнь программы».

Жанна

Не знала я этой истории, когда слушала стихи Марины Цветаевой на сайте. Ну и хорошо, что не знала, потому что вряд ли тогда я решилась после пятиминутной записи писать актрисе свои восторги и ахи, чего они стоят после слов Анастасии Цветаевой…

Все равно мне было неудобно лепетать что-то несуразное про ее работу. И тут случилось чудо, в которое я не верю до сих пор. «Вам это интересно? Не нужен Вам сайт, не смотрите там ничего. Я хочу, чтоб в моем любимом Куйбышеве увидели хорошие записи…». И мне неожиданно быстро пришла бандероль из штата Виржжиния, где было пять замечательных дисков. Теперь я имею полную возможность их смотреть и показывать своим друзьям и знакомым.

Эти диски – одно из моих самых сильных театральных впечатлений за последние время. Цветаева, Бродский, Ахматова – три великих имени и три потрясающих спектакля. Да, это спектакли, где продумано все до последней мелочи и при этом слышится живой голос поэта и голос замечательной актрисы. Она не меняет своей внешности и не играет роль, а становится героиней на время спектакля. Как это происходит? Не знаю. Каждому звуку ее голоса, каждому жесту – веришь.

Так началось наше знакомство, которое продолжает меня удивлять и радовать каждый день. Характер у Жанны Владимирской особенный. Советские чиновники от искусства, которых неприятно поражала удивительная внутренняя свобода актрисы, говорили об ее «излишней индивидуальности», это индивидуальность им мешала, ее нельзя было ни подчинить, ни сломать. Несвобода и Жанна – две вещи совместные, как гений и злодейство. В Жанне Владимирской нет ни грамма высокомерия и снобизма. Она остроумна и язвительна, но при этом очень внимательна и добра к собеседнику. Общаться с ней большое удовольствие, только трудно ей соответствовать.

Послесловие

Больше трех десятков лет живут в США Жанна Владимирская и Алексей Ковалев, жизнь их там сложилась вполне благополучно, и во многих интервью Жанна повторяет, что Америка — ее страна. Наверно, это так. Жанна и Алексей любят и ценят культуру Америки. Но если бы наши соотечественники так болели и переживали за Россию, и за все то, что тут происходит, как Жанна, живущая в далеком штате Вирджиния, может быть, мы жили бы немного иначе. Равнодушие пугает меня больше, чем патриотические вопли, они часто неискренны.

Так сложилось в России, что любовь к поэзии и свободомыслие очень часто совпадают. Наверное, это не случайно. Еще Н.Я. Мандельштам писала в своих «Воспоминаниях»: «Однажды О.М. спросил меня, вернее, себя, что же делает человека интеллигентом… И тогда, как решающий признак, он выдвинул отношение человека к поэзии. У нас поэзия играет особую роль. Она будит людей и формирует их сознание… Это золотой фонд наших ценностей. Стихи пробуждают к жизни и будят совесть и мысль».

Очень бы хотелось пожелать встретиться Жанне и нам, самарским зрителям (она о нас всегда говорит хорошо). Неужели это невозможно?!

Ольга Идельсон

Из Самары с любовью”: 2 комментария

  1. Бедное "Старое радио"! Оно буквально стонет под гнётом всех этих "культурных передач" VOA и прочих "Свобод". Главный поток тяжело от этого слушать.

    Что же касается всех этих "глубокомысленных умозаключений" о патриотизме героини очерка, скажу что те, кто Россию действительно любят, живут в ней. А все эти "граждане мира" в лучшем случае зарабатывают на жизнь при помощи своего российского происхождения. Хотя, возможно, по своему они и любят её. Примерно как воробей свою кормушку, но это какая-то не слишком возвышенная форма любви. Меня это нисколько не тронуло.

  2. Виктор! "Старое Радио" отнюдь не "стонет", в т.ч. и от передач т.н. "Свобод". У нас нет цензуры! Весь пласт русскоязычного наследия в звуке — это и есть наша территория. Именно поэтому, Вы находите передачи, которые Вам кажутся родными. Если пойти по Вашему пути — то мы быстро превратились бы в то радио, какое мы сегодня повсеместно имеем. Ориентирование на "вкус" редактора например, привело бы к тому, что на радио не осталось бы ни одной передачи хоть как-то связанной с революционным, коммунистическим прошлым, верятно полюбившихся Вам. Что же до "патриотизама" героини очерка — для начала, потрудитесь узнать обстоятельства выезда из СССР, и не дай Вам бох такой dolce vita! Ю.Метелкин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *