На холмах Филимонова и в его ямах

В галерее «Виктория» открылась новая выставка Александра Филимонова «На холмах и в ямах», на которой любители современного искусства вновь могут погрузиться в атмосферу мифотворчества.

филимонов1

В Самаре любители современного искусства уже не раз сталкивались с неоднозначными выставками и отдельными работами Филимонова. Это и облюбованный туристами «космопупс», недавно попорченный вандалами, и садово-парковые скульптуры из пенопласта, и инсталляции в музее «Самара космическая»…  Предметы, сделанные рукой Филимонова, это нечто среднее между искусством и дизайном. Однако, грань, на которой балансирует его «концепт-арт» до того тонкая, что вот-вот и все к чертовой матери скатится в профанацию и попытку приевшегося и неоригинального эпатажа. Сегодня любят говорить о «раздвижении рамок» искусства, но двигаются ли они на самом деле и это все то же топтание на месте…

филимонов2

Как бы там ни было, в данном случае выход «за рамки», скорее, удался. По крайней мере, мы видим процесс перетекания одного явления в другое. Выставка «На холмах и в ямах» — как переходный этап между коллекционированием и собственно творчеством, между музеем археологии и картинной галереей… Чувствуется авторская тяга к аналитизму и наделению предметов поэтическими свойствами. Одна из характерных черт авторского стиля Филимонова. Чувствуется визуальная насыщенность образов, игра со смыслами, отчасти цитатность. В той или иной степени, нас возвращают все к тем же «Диалогам», только тут все гораздо обширнее.

В своем творчестве Филимонов затрагивает множество тем, в частности такие, как след в истории, воспоминания, символизм. По сути, данная выставка является ничем иным, как продолжением излюбленной темы художника – симультанная археология.

Мы попадаем в искусно созданную атмосферу археологического музея, где почти все «как настоящее». Макет раскопа, с обозначениями, «земляной шар» непонятного назначения, останки некого устройства, напоминающего «Ваньку-встаньку», названного аттракционом, землистые черепа, горшки и т.д. Стоят, будто бы только что с раскопок, треснутые глиняные банки — сосуды, используемые для хранения безалкогольных напитков, а также замоченных овощей и вареных фруктов. Читаем надпись под ними.

филимонов3

Кстати о надписях – как в настоящем музее, они называют предмет. Но в умело сымитированном музейном пространстве надписи и экспонаты будто представлены по-отдельности друг от друга. Надпись порой рассказывает реальную историю экспоната, а порой – представляет собой догадки о назначении и свойствах конкретного предмета. Доисторическое прошлое преобразуется в современную реальность и обрастает ее чертами. Художник сочиняет историю, с улыбкой на лице занимается мифотворчеством, играет со смыслами и материалом.

Несуществующее древнее городище, кубла (человеческие жилища), предметы быта и культа. Филимонов воссоздает сами вещи и их утерянные значения. Как и свойственно творцу заново дает имена и объясняет значение. Он будто бы говорит, что в современном мире вещи стали восприниматься «на автомате». Также механически, как шагаем, не задумываясь, мы воспринимаем окружающий мир. Возможно, что через сотни лет, вещи, что окружают нас, буду вызывать недоумение у наших потомков. Например, как представленный в пространстве выставки Красный короб. Что это? Надпись гласит, что он делается из досок красного цвета и ставится в общественных местах… Что именно хранится в красном коробе и его точное назначение до конца не выяснено. Остается только догадываться, вчитываться в описание под картинкой и перебирать в уме знакомые предметы.

Идеальное визуальное отображение концепции современного искусства! Заставляет задуматься? Шедевр?.. Не рискну утверждать, что это чистой воды профанация, хотя и думать наоборот не буду отговаривать. Любая искусная провокация имеет место быть и даже называться «современным искусством». И все оценки будут субъективными, не имеющими веса. Искусство должно радовать других, заставлять думать, страдать… быть посланием для нашей души или хотя бы разума.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *