Евгений Бажанов: «Пришло время таранить стены»

Окончив строительный институт, Евгений Бажанов недолго проработал по специальности. Уже через три года, он стал профессиональным писателем, исследователем истории Самарского края. В этом году Евгений Александрович празднует свой 60-летний юбилей и 35 лет творческой деятельности. За это время он стал автором 12 книг, 25 документальных фильмов, публиковался более чем в 30 российских и зарубежных изданиях. В субботу, 28 марта, в 18.00, в кафе «Вкус жизни» пройдет презентация его нового фильма «Аркадийский курган (чудесный полет)».

бажанов1

Евгений Александрович, как вы стали писателем?

— Благодаря самообразованию. Писал и художественные произведения… Кстати моими «крестными отцами» были кинорежиссер Сергей Федорович Бондарчук и руководитель журнала «Москва» Михаил Николаевич Алексеев. Серьезные ребята! Пока я на них не вышел, у меня было 400 отказов. На весь Советский Союз было примерно 10-12 толстых журналов, и надо было изловчиться, чтобы пробиться туда. Без публикаций и изданной книжки, которые по блату обычно тогда выходили, это было невозможно. И тут оскароносец Бонадарчук и лауреат ленинской премии Алексеев… Тогда даже ФСБ не смогло бы остановить!

А как так получилось, что вы увлеклись краеведением?

— Мне повезло с семьей, я считаю. Я застал по линии отца своего деда, участника войны. Застал своего прадеда, который был кавалером трех георгиевских крестов и служил еще в царской армии… Они были не просто люди с богатой биографией, но – хранители огромного наследия. Когда мне было лет 8-10, я подсаживался к старику, своему прадеду, которому было уже за 80, и допытывался о его жизни. И он мне не отказывал, рассказывал, как они брали турецкую крепость… Кроме того, они все были переселенцами, и дед очень много рассказывал об этом. Кстати есть у меня очень событийная книжечка «По законам дикого поля». Там столько информации, целое направление жизни, которое сформировало нашу ментальность, традиции и законы. В книге описывается порядка 20 законов, которыми люди руководствовались в быту. В нее вплетено около 300 микростатей. Это практически то же, что делали в Америке Фенимор Купер, Джек Лондон и куча других авторов… Почитаешь и удивляешься: по документальным данным у нас в области водилось 6 видов диких пчел. Было пять видов дикой кошки. Водились стаи пеликанов и розовых фламинго, а стрепетов и дроф я еще видел мальчишкой. Бежит какая-то птица, взлететь не может… Ноги длинные, здоровая такая, как индюк, в общем, грубо говоря, страус наш… Сейчас их можно увидеть только где-то в Казахстане, наверное. Вот я вас спрошу в свою очередь: что такое тарпан? И что такое мустанг? Мустанг – это одичавшая лошадь, а тарпан – это первородная лошадь, с полосой вдоль хребта, со стоячей гривой, с очень большой головой, как у лошади Пржевальского. Водилась в нашей области. По архивным данным казахи этих лошадей на мясо забивали. Когда снега было много, на лыжах за ними бежали. У нас даже речка есть Тарпановка, приток Волжанки, приток Самары.

Значит, вы погрузились в тему краеведения из-за любви к природе родного края?

— Нет, не только. Меня все заинтересовало, не только природа и поле: как люди жили, как было и что, что их привлекало. Это интереснейшая грань! В США, например, есть национальная идея. Ковбой. Вшивый, немытый, пастух. Немного его героизировали, и в чем молодежь ходит – в джинсах. Ковбойская тема очень развита в кино. А у нас – ничего, хотя мы прошли от Волги до Аляски. Мы впадаем в какую-то однобокость: либо Павку Корчагина изучаем, либо зарубежье. Своих корней у нас нет! Вот краеведы приглашали меня на всероссийский семинар, выступить перед ними. А тема была такая… На телевидении, на центральном канале прошло ток-шоу с формулировкой «Русский – не существительное, русский – прилагательное!» После этого с этим каналом пытались судиться, в том числе и «Самарские известия» подавали в суд, пошла волна… Кто мог дать такую провокационную тему? Не думаю, что это был Путин, но кто-то из тех, что способен кончиками пальцев двигать три федеральных канала. Таких людей у нас не более десятка. Кстати, что было написано в паспортах у наших дедов?

Славянин..?

— Еще крепостным выдавались паспорта. Хотя у нас их было только 10%. Такая русская Америка! До революции паспорта у всех были, и у селян тоже. И там было написано – великоросс. Россы мы. Малоросс, белоросс, великоросс… Великоросс – это самоназвание этноса. Кто это знает – никто! У немцев, например, есть свое самоназывание – «дойч». У разных народностей есть. А у нас… Прошло 70-80 лет, и люди уже не знают, к какому этносу они принадлежат. Это оболванивание дикое!

бажанов3

Как я понимаю, от краеведения у вас пошли изыскания другого рода…

— Пошли уже фундаментальные исследования. И чем больше копаешься во всем этом, тем больше замечаешь, как идет подруливание истории. Например, Сирия. Никто в мире такой страны не знает, кроме России. Во всем мире ее знают как Сура. А Сура – это уже интересно, у нас есть река Сура, левый приток Волги, вообще их с десяток речек таких. Суробахи в Ригведе… Древние греки писали, что между Волгой и Доном жили србры и хрваты, а на Дону жили россии. И тут же возьмите любую энциклопедию, и там сказано, что русский язык появился в 9 веке, а русский этнос сформировался со времен князя Владимира. А «добрый самаритянин» знаете выражение? В Израиле все знают город Самару, у них даже кафе есть «Самара». Это не случайный топоним. Его распространение можно проследить от Ближнего Востока до Дальнего Востока, где в Приморском крае в Тихий океан впадает река Самара. Об этимологии Самары отдельный разговор… Но вот половина египетских богов имеют русскую этимологию. Это моя точка зрения, основанная на лингвистическом анализе, и сейчас она тиражируется. Заметьте, что ни у какого другого народа, кроме египтян, нет богов с именами, которые у нас используются в разговорном языке. Например, бог Птах, существо с телом человека и головой сокола. У египтян такого слова нет в языке, зато у нас есть, вспомним: «У каждой пташки свои замашки».

Об этом много говорит Задорнов. Он также занимается лингвистическим анализом, изучает архивы… Как вы относитесь к его исследованиям?

— Задорнова я ценю, он популяризирует эту идею, но с другой стороны – он мелко копает, и тут же сам и посмеется над этим. Это его работа. Ему нужно быть занимательным и развлекательным. Я вижу, что он начинает погружаться в тему, и хороший фильм снял о Рюрике, но об Аркаиме фильм у него вообще никакой, пустой. Не хватило уже… Кстати в Рюрике он мои материалы использовал, при этом даже ссылочку нигде не поставил. Это не есть хорошо.

бажанов4

Но может быть, только так люди будут прислушиваться и обращать внимание на то, что их окружает: древнерусскую культуру, древние забытые знания, краеведение? Серьезное у массового зрителя сейчас вызывает скорее отторжение.

— Дело в том, что только в форме шутки это проходит. А в серьезной форме этого нет нигде. У меня, например, некоторые вещи снимали даже с коммерческого интернета. Без всяких объяснений. У нас информационная блокада.

Хотите сказать, что до сих пор в нашей истории что-то умалчивается?

— Вот я написал книжку «Священные реки России», из которой Задорнов позаимствовал для своего фильма кое-что из топонимики… Потом появилась книга «Обитель богов». Там я рассказываю о россах на рубеже нашей эры. А знаете ли вы, что еще в Ригведе говорится о россах! Когда это еще было написано! Я доказал, что все гимны, мандалы были написаны у нас. В древних книгах описывается Волга, этот изгиб, Лука… Существование древней цивилизация теоретически доказано, при этом никакого наследия нет… Нет? Да не может такого быть! И тут как манна небесная посыпались находки. Вначале одно святилище нашли, потом посмотрели, оказывается, в округе множество святилищ. К нынешнему моменту я нашел уже 10 гигантских храмовых комплексов.

У вас вышло много фильмов, в которых вы через призму мифологии, лингвистики, через какие-то символы показываете, какими знаниями обладали наши предки. Вы сами снимаете свои фильмы?

— Да. Я и исследователь, и автор сценария. Два или три фильма я сделал с «Кинохроникой», с «Волга-Фильмом», а потом уже стал работать самостоятельно. Освоил профессию режиссера. Сам режиссирую свои фильмы, причем режиссура у меня необычная: то, что я делаю в документалистике, не делает никто. И по музыке, и по постановочным эпизодам, и по подаче видеоряда. Я впервые стал делать заставки в документальном кино. Я впервые стал делить их на части, и каждая их часть имеет свою малую заставку. Незашоренность помогла мне в этом плане. Сейчас у меня уже 25 фильмов. Самый короткий – 20 минут, самый длинный – 1 час 36 минут. Есть два монстра по 1,5 часа.

Такое обилие фильмов говорит о том, что нет недостатка в материале!

— Чтобы 1,5 часа о чем-то говорить, нужно массу вещей, огромнейший материал надо иметь. Почему они у меня такие большие? Просто меня распирает. В материале недостатка нет, не то слово. Найдено очень много. Только вокруг Зеленой горы, по которой был сделан один из моих первых фильмов, я обнаружил в радиусе 15 км несколько сот святилищ. И это только один храмовый комплекс. Как я считаю, там находится центр, культовое место, вокруг которого выложена карта звездного неба. Там можно увидеть различные созвездия. То есть камни не просто лежат, они лежат то в форме треугольника, луча, коло (солнце), арки (путь, небосвод) и более сложных созвездий. Там же находится каменный календарь: 7 алтарных камней внутри, 14 камней – по кругу, 14 камней – еще по кругу. То есть 7 дней недели и 28 дней – месяц. Месяц у древних делился на 28-29 дней.

А по величине они какие? Конечно же, это не Стоунхендж?

— Почему, у нас в области есть рукотворные изделия до 500 тонн. Глушит как! Сенсация? И идет одна находка за другой.

Заметила, что в том же Интернете не все положительно реагируют на ваши находки. Кто-то откровенно считает вас сумасшедшим, кто-то готов поверить скорее в подтасовку фактов… 

— Как хотят, так и пусть реагируют. Вот сейчас я сделал фильм, в нем у меня будет шесть специалистов, в том числе два скульптора, которые утверждают, что камни обработанные. И скульпторы какие – заслуженный художник России, секретарь Союза художников Самарской области Иван Иванович Мельников, второй скульптор – Алексей Кузнецов, заслуженный художник России, представитель Тольяттинского Союза художников. Вы услышите мнение известного геолога Александра Коновалова. Они уже выступали в других моих фильмах и уже много чего видели. Однажды я выступал в краеведческом музее. Сидят 13 человек, все мрачные, установку получили… Начинаю рассказывать, ерзают, не верят. Люди, всю жизнь прозанимавшиеся этим, не знают, что Культовый центр цивилизации был тут, у нас.

— А как вы нашли этот Культовый Центр?

— Когда я стал изучать культовые реки, названия, по ним я и доказал, что здесь, у нас, была древняя цивилизация. Я использовал и Ригведу, и славянские топонимы с гидронимами. Раньше, например, все реки россов имели культовые названия, связанные с богами. Но со временем топонимика поменялась. Так, например, реки Южный Бук и Северный Бук. Одна из них впадает в Балтийское море, другая – в Черное. Текут по Украине, Белоруссии и Калининградской области России. В 19 веке они носили название Бог. Потом нам, видимо, показалось странным – как это, пойду ловить рыбу в Боге… Наши недавние предки уже не понимали, что у россов река обожествлялась, являлась кормилицей и поилицей. Сейчас такие ассоциации остались, пожалуй, только с Волгой-матушкой.

В нашей области много топонимов тюркского происхождения…

— Есть, но смотря где. Бугуруслан знаете, там живут башкиры, они говорят, что название их города произошло от «бугу» – бык и «руслан» или «араслан» — лев. То есть на этом месте то ли бык забодал льва, то ли лев задрал быка. Объясняется так. А я думаю, дай-ка покопаюсь. Вначале нашел: «бого-руслан», о, уже думаю, слово «бог», как я и предполагал, нашлось. Дальше нашел карту 1755 года, там уже «бого-рос-лан»! Бог россов… А что такое «лан»? Немецкое «лан» мы знаем – «страна», а если русское, то «лан» – начинаю копаться в старых справочниках – небольшое, возделанное поле, порядка 10 миль. «Поле русского бога»! Я вам больше скажу, греческую историю знаете? Уран – отец титанов, греки заимствовали имя божества у славян. Реки такие есть – Большой Уран и Малый Уран, притоки Самары, они бегут по территории Оренбургской области. А слова «ура» (наш торжественный клич), «урожай», «ураган»… Это все отсылка…

Это скорее созвучие…

— Если бы было 1-2 слова, можно было бы сослаться на созвучие, но когда их куча… Тут уже я разворачиваю цепочку исследований и все выстраивается в какую-то систему.

Очень странно, что наша мифология настолько тесно переплетается с египетской и греческой…

— Ничего странного, Ригведа описана на древнерусском языке. Кстати в Ригведе «белые мухи» летают, северное сияние, реки замерзшие… Чего в Индии явно нет. Кстати первый об этом написал Тил Балок, брахман, индийский исследователь, лет так 100 назад. В 1906 году другой исследователь, только английский, Бейли, описал в своем труде о существовании храмов некого северного народа, который поклонялся Перану. Какой народ Перуну поклонялся? Славяне, больше никто! Мы как шариковы или кто-то хочет, чтобы мы такими были. А тема эта очень серьезная. Я вижу, как ее пытаются использовать в политических целях. Но мы не «ватники»! Дайте нам нашу культуру! Кстати я первый, кто начал делать фильмы и писать статьи о русском зодчестве, о нашей символике. Во многих фильмах есть тема деревянного зодчества фрагментарно, но есть и фильм, целиком посвященный этой теме – «Жар-птица».

бажанов2

— А что интересного вы за это время обнаружили в самарском деревянном зодчестве?

— Например, есть у нас такая гора Меру, в мифологии гора, где измеряли души. Я нашел ее на границе с Татарстаном, а ее изображение – на деревенских избах. Я снял фильм «Глаз бога» и показал, что у нас на избах, на камнях, на могильных памятниках есть такие начертанные символы. Треугольник с глазом внутри. Мне говорят: «Да это же масонский символ!» Но масонам лет 300-400 всего, а этому символу тысячи 3-4! И опять же, если бы на поле был выделен ромбиком треугольничек, то, конечно, было бы сенсацией, а там – как глазница, заглубленная на 5-6 метров. Не все готовы поверить. Ну, придите, посмотрите. Мы кстати сейчас экскурсии туда водим.

То есть все-таки есть желающие увидеть древности или погрузиться в мистику? Кстати кто ваши читатели, почитатели..? Кто вам верит… Ведь это же уже не просто краеведение, нечто большее…

— Это, по сути, фундаментальные труды, которые я назвал новый научным направлением «ведосимвологией». На моих сайтах сотни, десятки тысяч посещений… Я знаю, что фильм «Обитель богов» посмотрел уже не один миллион человек. Одни скачали, посмотрели, передали другим… Меня смотрят по всему миру.

Есть люди, повернутые на мистике, на НЛО… У вас тоже мелькает информация про пришельцев. Вы что-то всем доказываете… На вас нет «гонений»?

— Да что вы, мы сами от кого хотите избавимся. И по печени! За шиворот меня никто не хватает, это сложно сделать, а поддушивание, поджимание – оно есть. В свое время в Европе сожгли Джордано Бруно. За что? Да за то, что он утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Этого было достаточно, чтобы называть его еретиком. И до сих пор никто не извинился за это. Десятка 1,5 разных спецслужб мира изучает то, что изучаю я. И сильные мира сего так и продолжают замалчивать то, что уже на поверхности. Я думаю, пришло время таранить стены и давать людям полную информацию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *