ИГИЛ (запрещено в России) по полочкам

Последний год телевизоры и умы россиян, а вместе с ними и жителей Самары, заняла новая геополитическая проблема – война в Сирии и угроза Исламского государства. Притом мало кто из нас может по-честному назвать себя экспертом по Ближнему Востоку и похвастаться пониманием, что же происходит в беспокойном регионе. А вот доцент кафедры зарубежной истории Самарского государственного университета Александр Окунь уже несколько лет изучает проблему существования Исламского государства, и крупицу своих знаний он попытался в простой и понятной форме донести до слушателей на лекции «ИГИЛ: государство нового типа или мировая угроза?», прошедшей 28 октября в рамках лектория «Человек-наук».

Лектор сразу же разоблачил название собственного выступления. Во-первых, само понятие ИГИЛ (запрещено в России) сегодня является анахронизмом, потому что Исламское государство выходит за рамки этих территорий и претендует на глобальное расширение. Летом 2014 года, когда Абу Бакр аль-Багдади объявил халифат, Исламское государство сняло все свои пространственные и территориальные ограничения, чтобы объединить всех мусульман и все исламские страны, превратив их в глобальное государство.

Во-вторых, исламское государство – вовсе не новый тип, его проекту насчитывается почти 1,5 тысячи лет – в разных вариациях и формах исламское государство существует с 7 века н.э. И в-третьих, между «государством нового типа» и «мировой угрозой» вовсе не обязателен союз «но». Первое вполне может быть и вторым.

Истоки

Корень проблем, связанных с Ближним Востоком, уходит к периоду после окончания Первой мировой войны, когда была нарисована современная политическая карта Ближнего Востока. В 1924 году закончился халифат Османской империи и возник вопрос о самоопределении региона. Что будет представлять его политическое, социальное, культурное и религиозное развитие. К сожалению, вопрос этот решался не населением региона. Ближний Восток был разделен на сферы влияния, и границы государств региона, сегодня распадающихся у нас на глазах, были фактически нарисованы на карте. Границы формировались без учета религиозного, этнического состава, экономической ситуации и исторических связей и конфликтов. Существование этих государств было возможно только при наличии жесткого политического контроля, который большинстве случаев осуществляли монархические режимы.

Модернизация по живому

Первый конфликт, лежащий в основе современного противостояния — конфликт подходов, какими должны быть эти государства — светскими или религиозными. В странах региона был реализован ряд проектов светской модернизации, успешным среди которых оказался только один — Турецкий вариант. Остальные проекты, даже успешные на кратковременном этапе, в долгосрочной перспективе оказались провалившимися и окончились исламскими революциями и установлением религиозных государств.

Провал проекта светской модернизации, вытеснения ислама изо всех сфер жизни показали, что этот проект сопровождается установлением жестких диктатур и разрушением традиционных основ, привычного образа жизни населения. Сопровождается это колоссальным уровнем коррупции и разрывом доходов, когда все богатства оказываются в руках небольшой группы населения, связанной с властью. Большинство же оказывается вырванным из привычного образа жизни и вынуждено влачить полунищенское существование. Как следствие массовое недовольство становится основой для исламистской пропаганды. Где искать спасения от этого государственного давления? Естественно, в традиции, у религиозных авторитетов.

«Исламизм – это защитная реакция против долговременной эрозии ведущей роли ислама во всех сферах общественной жизни через возрождение понятия исламского джихада в его самых крайних формах», — процитировал лектор профессора Дамасского университета Садика Аль-Азм.

Исламский раскол

Вторым уровнем конфликта историк считает традиционные противоречия внутри самого исламского общества. Ислам, как и все религиозные системы, неоднороден, в нем существует множество течений и противостояний. Самое крупное – деление на шиитов и суннитов. Конфликт между этими двумя ветвями начался в 7 веке и основывается на различном понимании способов формирования власти. Шииты, которые занимают примерно 10% исламского мира, считают, что власть в мусульманской общине наследуется потомками Пророка Мухаммеда из рода его двоюродного брата и зятя халифа Али ибн Абу Талиб. Сунниты, представляющие абсолютное большинство среди мусульман, выступают за принцип избранности халифа из религиозной общины.

За полторы тысячи лет эти два течения накопили множество противоречий и зачастую рассматривают друг друга как враждебные. Тем не менее, исламизм существует в обоих течениях. Шиитский исламизм реализован в иранской модели и установлении религиозного государства Исламская республика Иран. Власть в нем принадлежит религиозному лидеру, который выступает посредником и управляет в ожидании возращения сокрытого имама – истинного потомка пророка и наследника власти.

Война против всех

Исламское государство реализует суннитский варрант исламизма, с провозглашением халифата действующий лидер ИГИЛ (запрещено в России) Абу Бакр аль-Багдади объявил себя единственным правителем в исламском мире.  С точки зрения Исламского государства, оно должно бороться не только с неверными, но и неправильными течениями в исламе, в том числе и в его суннитской версии.

Так, одним из противников ИГИЛ (запрещено в России) выступает Саудовская Аравия, где также реализован проект исламского государства суннитского толка, но в условиях монархии. С точки зрения ИГИЛ (запрещено в России) это – неприемлемый для ислама тип государственного устройства. И провозглашение халифата – прямая угроза и суннитской Саудовской Аравии.

Ближний Восток — важный геостратегический регион, где сталкиваются конфликты всех ведущих держав мира. Стороны воюют здесь и против Исламского государства и друг с другом. В этом сложном клубке конфликтов и противоречий невозможно провести линию фронта, разделить друзей и врагов, союзников и противников. В условиях этого хаоса, распада государств, комплексного регионального кризиса появились и получили поле деятельности внесистемные исламистские движения и группировки, воюющие друг с другом.

Является ли ИГИЛ (запрещено в России) мировой угрозой?

ИГИЛ (запрещено в России) строится по зонтичной модели государства (в чем отличается от Аль-Каиды, из которой выросла эта организация, построенной по сетевому принципу, не имеющей баз, четкой территории и сильного центра). Помимо центрального штаба организация обладает мощной системой вооруженных сил, структурой управления, контролирует значительные территории и даже ведет экономическую деятельность (нелегально торгует нефтью, обложило налогами бизнес и население, захватывает финансовые ресурсы и технику). Под «зонт» мощного центра примыкают ранее самостоятельные  организации, получающие от него военную и финансовую помощь. Всего под этим «зонтиком» находятся около 60 организаций со всего мира, включая террористические организации в России.

Движение, стремящееся максимально расширить зону своего контроля, совершенно точно представляет существенную угрозу всем странам региона. Но оно пытается превратиться в угрозу глобального масштаба – к нему уже примкнул 60 организаций, которые находятся по всему миру, и должны исполнять все приказы аль-Багдади.  Поэтому борьбу с ИГИЛ (запрещено в России) объявили государства, далеко выходящие за пределы региона.

Созданная коалиция избрала один способ борьбы – бомбардировки. Однако практика показывает, что таким образом решить проблему нельзя – слишком специфичен регион и многосторонние конфликты. В условиях хаоса не ясно, кого бомбить, где находятся позиции, где линия фронта. Когда по теленовостям сообщают, что уничтожили командные пункты, непонятно, о чем идет речь. Там нет стационарных штабов и подразделений. Это пустыня, по которой движутся мобильные отряды. Александр Окунь считает, что эти бомбежки носят политический характер – изобразить борьбу, не ввязываясь в наземный конфликт.

Слабой стороной ИГИЛ (запрещено в России) и его лидера Александр Окунь назвал тот факт, что, провозгласив себя халифом, аль-Багдади объявил войну всем остальным лидерам исламского мира. Сделав себя всеобщим врагом, он сузил базу поддержки, на которую мог рассчитывать.

Елена Вавина

фото: cont.ws

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.