Праздник, который всегда с тобой, или Жилищно-коммунальные хлопоты

Реформа ЖКХ — одновременно боль и козырь политика и руководителя, тема всегда актуальная. С одной стороны, она является неотъемлемой и обязательной частью любой предвыборной программы: коммунальные проблемы касаются каждого. Однако решить их быстро и дешево невозможно, а результаты работы в этом направлении неоднозначны, поскольку почти всегда единственным практическим маневром в битве за рентабельность коммунальных структур является повышение тарифов для населения и предприятий.

Украинское ЖКХ — не исключение. Системы городского жизнеобеспечения давно и безнадежно устарели, внятной программы реорганизации за последние двадцать лет никто так и не предложил. Тарифы растут из года в год, но качество коммунальных услуг если и меняется, то в худшую сторону.

Каждый отопительный сезон — испытание и для городских властей, и для населения. Привычная зимняя картина: сугробы, мороз и рядом же — ровный широкий бордюр зеленой травки. Происходит это потому, что практически любое относительно старое здание — особенно если оно находится в центре — обслуживается ТЭС, расположенными в отдаленных промышленных районах или вовсе за городской чертой. Принимая во внимание угрожающую степень изношенности тепломагистралей, расстояния, в итоге имеем сотни километров подогретого газона и бодрящую атмосферу в домах.

— У нас очень хорошая квартира, — рассказывает Дмитрий, киевлянин, — отличная планировка, сделали ремонт. Но зимой в самой теплой комнате — плюс восемнадцать, несмотря на новенькие стеклопакеты. Чтобы не мерзнуть, купили три обогревателя, и теперь, из-за неисправного отопления, всю зиму переплачиваем за электричество.

Действительно, на практике украинцы, живущие в частном секторе и за городом, тратят на оплату коммуналки значительно меньше. Как правило, жить в своем доме получается выгоднее, чем в небольшой квартире старого фонда: своя скважина, энергосберегающий котел или колонка помогают экономить чуть ли не половину того, что было бы потрачено на сомнительного качества услуги, которыми вынуждены пользоваться горожане.

Тем временем, министерство регионального развития, строительства и ЖКХ привычно ссылается на аварийное состояние отраслевых активов; технический фонд много лет находится в плачевном положении, на модернизацию предприятий нет денег, тарифы экономически необоснованны и не могут покрыть расходы на обновление. Такие аргументы приводит министерство. Однако, проверки, проведенные за последние несколько лет КРУ — контрольно-ревизионным управлением — выявили множественные финансовые нарушения на подавляющем, более 70 %, большинстве коммунальных предприятий.

То есть, средства в отрасли имеются, но их распределение, мягко говоря, идет неэффективно; централизация же финансовых потоков только осложняет положение. А украинцев, между тем, уже с мая ждет очередное повышение расценок на услуги. Впрочем, на этот раз оно связано не с внутренними проблемами, а с увеличением цены на газ, которое является условием МВФ, необходимым для выдачи Украине кредитного транша. Кроме того, сыграет свою роль и отмена «газовой скидки» со стороны России.

По сути, без принципиальной перемены подхода тарифы могут расти до бесконечности; выиграют от этого немногие. Допустим, подняли производители цену на клапан кпэг — это сказалось на тарифах. Но есть и хорошие новости: в последние годы реформа коммунальных служб если и не началась в полную силу, то хотя бы наметились первые необходимые шаги к решению вопроса.

Так, в крупных городах и, в первую очередь, в Киеве, внедряется пока еще новая для Украины практика ОСМД — обществ совладельцев многоквартирных домов. При этом здания и придомовые территории переданы во владение самим горожанам. Как правило, хорошо это работает с новостройками, поскольку для старого фонда обязательным условием создания ОСМД является проведение капитального ремонта, а это зачастую задача непосильная: средства, выделяемые из государственного бюджета, таких решительных действий не предусматривают.

Если раньше ОСМД создавались, в основном, только для приватизации территории, а коммунальное снабжение по-прежнему шло через ЖЭКи на договорной основе, то сейчас они постепенно становятся хорошей альтернативой ЖЭКам в части самостоятельного обеспечения потребностей совладельцев, саморегулирования и активного участия в управлении общим имуществом. Таким образом, цепочка между производителем и конечным потребителем услуг может сократиться.

К слову, по-настоящему эффективным способом поднять ЖКХ могла бы стать демонополизация отрасли и привлечение в эту область частного капитала — работа над этим также уже начата, но явно недостаточна. Собственно, именно этим путем пошли страны Восточной Европы, и результат налицо: на настоящий момент все коммунальные услуги в Польше или Чехии полностью выведены из-под государственного контроля и поставлены на договорные рельсы непосредственно между потребителем и конкретным поставщиком. При этом у жителей есть возможность выбрать поставщика услуг на свое усмотрение, и это наличие конкуренции, в конечном счете, положительно влияет на качество и стоимость услуг; государство же в установлении тарифов не участвует никак.

Компактная, по сравнению с Россией, Украина от такого подхода может только выиграть. Ведь поставщикам энергии, воды и тепла не приходится нести огромные расходы на транспортировку и доставку своей продукции, и в то же время, услуги по жизнеобеспечению городов будут востребованы всегда; таким образом, отрасль ЖКХ потенциально очень привлекательна для частных инвестиций, в том числе, и из-за рубежа.

Справочно:

  • Тарифы на отопление в Киеве — 2,91 грн/кв.м (около 12 рублей)
  • Холодное водоснабжение и водоотведение: 3,18 грн/куб.м (12,72 рубля)
  • Горячее водоснабжение: 16,24 грн/куб.м (около 65 рублей)
  • Электроэнергия: 21,54 коп./кВт для домов с электроплитами и 28,02 коп./кВт для домов без встроенных электроплит (0,86 и 1,12 рубля соответственно).

Норма потребления газа для квартиры с центральным отоплением и газовой плитой установлена в размере 9,8 кубометра на одного человека в месяц. На данный момент за это количество газа украинец платит 7,82 гривны (31,28 рубля). Соответственно, счет за газ для семьи из четырех человек составит приблизительно 30 гривен (120 рублей). В ближайшее время прогнозируется повышение газовых расценок на 50 %.

Расценки приведены по так называемому «льготному тарифу», принятому в Киеве: согласно распоряжению столичных властей, киевляне, вовремя (до 20-го числа месяца) оплачивающие счета за отопление и водоснабжение, получают скидку в размере 6% от суммы платежа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *