МОРДВА… КАК МНОГО В ЭТОМ ЗВУКЕ…

?Майские события на политической арене Самарской области недвусмысленно намекают нам на то, что пора освежить свои знания об одном из коренных народов Поволжья – мордве. К тому же в этом году вся страна будет отмечать 1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства. На официальном сайте, посвященном этому юбилею, в разделе «Историческая справка» есть всего 5 скупых предложений, больше похожих на былину, нежели на экскурс в более чем тысячелетнюю историю этого народа. Поэтому небольшая научно-популярная справка об истории и современности мордвы будет далеко не лишней…

Мордва говорит на финно-угорских языках, но языки эрзи и мокши различаются настолько, что одни могут совершенно не понимать других. В первом языке больше заимствований из славянских, во втором – из тюркских. Есть у мордвы в родственниках как соседи (например, марийцы), так и далёкие финны.

Считается, что впервые мордва под названием mordens упоминается ещё в VI веке. В орбиту русских государств, судя по всему, она попадает не позже XI века. В «Слове о погибели земли русской» упоминается, что «морьдва» платила дань мёдом Владимиру Мономаху. Но полное включение мордовских земель в состав Русского государства произошло только после разгрома Иваном Грозным Казани в 1552 году. То есть приблизительно 460 лет назад. Тогда же началось крещение мордвы, сопровождавшееся восстаниями, некоторые из них были довольно трагичными, а некоторые имели довольно курьёзный характер. Спустя два с половиной века после начала обращения мордвы в православие случилось восстание 1808-1810 годов под предводительством Кузьмы Алексеева, известного по русским источникам как Кузька-мордовский бог. Кузьма пытался соединить христианство с язычеством. В его пантеоне соседствовали Христос, Богоматерь, ангелы, царь Давид, а также мордовские Перей и Мельцедей — громов сын. Предводитель восстания обещал, что когда весь мир примет его религию, мордовский народ навсегда станет свободным.

Иллюстрации из издания "Антропологические типы населения СССР", Москва, 1970 г.

Несмотря на то что с 60-х годов XIX века мордва стала значительно обрусевать, язычество до сих пор сохранилось как в отдалённых, так и не очень уголках ареала обитания этого народа. Например, ещё в 1990-е годы всего в 15 километрах от Самары, у села Торновое на Самарской Луке, действовало мордовское языческое капище. Трудно установить, кому именно поклонялись жители села на нём, но наиболее заметен у мордвы культ предков. До сих пор иногда, провожая покойников на тот свет, в гроб кладут табак, еду и другие предметы для загробной жизни, чтобы усопший в другом мире так же хорошо позаботился о живых. Кроме того, мордвой почиталось огромное количество пасов (богов) и ава (духов). Последние были чуть ли не у каждой улицы в мордовском селе и у каждого дома.

Впрочем, столица Мордовии Саранск блестит куполами свежевыстроенных церквей, и в существование мордовских язычников здесь трудно поверить. Кстати, главный собор Саранска носит имя святого праведного воина Фёдора Ушакова. Флотоводца, бывшего, по мнению некоторых исследователей, по национальности мордвином. Кроме того, как считал академик Дмитрий Лихачёв, мордвином был протопоп Аввакум. Наполовину мордвином был легендарный комдив Василий Чапаев. Кроме того, к мордве относят супермодель Наталью Водянову. Да что уж говорить, и наших близнецов Бурдаевых из «Братьев Грим» мордва записывает к себе в актив…

И это не удивительно, ведь по численности эрзи и мокши Самарская область занимает второе место после республики Мордовии. Когда в 1930-е годы появилась идея об организации Мордовской автономии, Самара, в подчинении которой тогда административно находился Саранск, рассматривалась как одна из возможных столиц новой республики. Так что кроме ношения титула просто «запасной столицы» наш город по праву может зваться и «запасной мордовской столицей».

Несмотря на то что ныне мордва всё больше смешивается с русскими и остаётся всё меньше носителей традиционной культуры, до сих пор в сёлах можно увидеть роскошные мордовские национальные костюмы. Если мужской костюм ещё столетие назад был довольно приближен к русскому, то женские одеяния поражают глаз. В глубинке их ещё надевают по праздникам пожилые. Особенно восхищает многообразие форм и цветов женских головных уборов, которые чем-то напоминают костюмы из «Звёздных войн». Есть и кокошники с висящими над ушами свитыми из шерсти шарами, есть и головные уборы, поднимающиеся над головой в виде рога. Встречаются и шапки менее экзотичных форм, а также замотанные наподобие тюрбана платки, но выглядящие не менее удивительно для современного человека. Поразительно смотрится и пулагай – толстый бисерный назадник, украшенный чёрной тесьмой, распространённый только у эрзи. Как объясняли нам бабушки в одном из мордовских сёл на севере Самарской области, нужен он для того, чтобы злые духи не проникли в задний проход. Кроме того, национальный женский костюм немыслим без колец, браслетов, подвесок и других украшений, к которым мордовские женщины питают особую страсть.

Национальная мордовская кухня почти слилась с русской, но до сих пор остались традиции домашнего пивоварения из мёда. Продукт имеет специальное название – пуре. Кроме того, среди ценителей славятся домашние мордовские сыры.

Что касается внешнего облика мордвы, то лучше дадим слово книге, выпущенной Императорским географическим обществом в 1901 году: «По своему физическому типу мордва резко отличается от других финнов Камско-Волжского бассейна … своим ростом, массивным сложением, здоровым цветом кожи и размером физических сил. И в то время как менее благоприятно обставленные северные ее собратья местами близки к вырождению, мордва принадлежит к самым плодовитым народностям Восточной России». Так что, учитывая наш изысканный коктейль из кровей, который подарил миру, например, самых красивых самарских девушек, можно переиначить поговорку. Поскреби русского – найдёшь мордвина. Поскребите, может пригодиться в свете последних политических событий. И пойдём все вместе под звуки мордовского двойного кларнета нюди к светлому будущему.

МОРДВА… КАК МНОГО В ЭТОМ ЗВУКЕ…”: 4 комментария

  1. Добрый вечер Андрей. Вероятно при написании статьи вы не изучили тему о которой писали. 1. 1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства празднуется в 2012году а не в 2013г.2 мордовский бог-паз а не пас, ава-это женщина.3.пулай или пулагай никогда не называли назадником и служил он для тепла, поддерживал осанку а то что вы придумали наверно из Ваших фантазий. Основные национальные блюда-чапамо ловсо, сюкорт,овтонь лапат, панжакай и другие а не баланда как Вы написали. Мы советуем Вам для самообразования обратиться в библиотеку Дома дружбы народов или к историческим исследованиям в частности к исследованиям Т Ведерниковой и узнать национальные обычаи, традиции ,одежду, питание.Желаем успехов в исследовании мордвы.

  2. "Мордва…как много в этом звуке" — может смело участвовать в конкурсе на самое глупое заглавие статьи :-)

  3. отвратительная статья. Здесь роль мордвы явно завышена. Проживаю в данный момент в мордовии и наслышен что Ушаков и Водянова — мордва. А ещё к мордве приписывают папу римского, барака обаму, бен ладена и всех египетских фараонов. Вообщем в эти сказки про "великий мордовский народ" только дети дошкольного возраста верят.

  4. мой дед и отец мордвин и бабушка мордовка( эрзяне). Мне очень интересна история моего народа. Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *