Диктант с выходом

Были времена, когда еще на свете не существовало тотальных диктантов, но на свете существовали Дни Самоуправления  —  такие специальные дни, когда старшеклассники рядились в преподавателей, преподаватели трындели в учительской, с кем все-таки спит трудовик, потому что физрук уже точно спит с Паулиной Георгиевной. А младшеклассники и среднеклассники ничего не делали, точно так же, как они не делали ничего без всяких Самоуправлений. И вроде бы все должно быть весело, все экспериментально: вспыхивать и гаснуть пламя споров, вырастать зазубрины опасных конфликтов, организовываться битвы железных канцлеров и легкие проходки между Сциллой и Харибдой. Но ничего такого не происходило, одна усредненно-школьная тоска, за исключением незапланированных мероприятий, вносивший нотки радости и даже высокого экстаза. Я как раз о таком.

Tony Chow

Художник Tony Chow

Мне однажды достался русский язык. Все остальные отказались от этой ставки, как от крайне непопулярной (Пушкин презрительно смотрел с портрета, а Гоголь просто ржал в усы), а так как я на прошлой неделе прогуляла производственную практику на заводе, то деваться было некуда, пришлось одеваться во все родительское плюс каблуки и криво и косо шкандыбать в пятый класс. Читать диктант. У них по плану он был, диктант. Что-то по бессмертному произведению Михаила Пришвина про леса и луга. Но я, будучи передовой старшеклассницей, и даже в душе диссиденткой и оппозиционером, своей волей отвергла овраги и перелески. Я взяла с полки свеженький, 1989-го года издания томик «Мастера и Маргариты», как известно, отличавшегося многим от своего собрата 1973 года издания; даже самой первой фразой отличавшегося.

1973 г.: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина».

1989 г.: «В час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах появилось двое граждан».

Так вот, у меня в руках был явный 89 год, и я выбрала главу про черную магию и полное ее разоблачение. Это вполне безобидная глава, там все начинается с мастерства семейства Джулли, в котором полная блондинка в трико и юбочке, усеянной серебряными звездами, ездит по кругу, а вокруг нее колбасится коллега, причем на одном колесе, вертя педали руками. Встречаясь с блондинкой одноколесный велосипедист ногой снимает с головы котелок и издает приветственные крики, ну вы помните. А далее пришвыривает малютка лет восьми со старческим лицом и гудит в автомобильный гудок необыкновенной силы; сцена эффектно заканчивается, все; школьникам ведь не требовалось много букв. Они же пятиклассники, чего.

До страданий в кабинете Римского дело дойти никак уже не могло, а ведь Римский сидел и боялся прозвонить позвонить в одной место, чтобы узнать, не в этом ли этом одном месте его пропавший администратор Варенуха.

Пятиклассникам это было уже лишнее, про одни места. Но страсти подпустить хотелось. И вот я, вся в мамином костюме фасона «гусиная лапка», начесавши вокруг румяного лица светлые волосы в контексте взорванного яйца, села за учительский стул и заложила одну ногу за другую. Каблуки невнятно хрюкнули. Пятиклассники зашуршали всем, чем смогли. Многие попросились «выйти».

«Тишина в классе», — заорала я, так как выбрала себе модель-вамп. Далее разломила благогоговейно том и густым басом начала: «Маленький человек в дырявом желтом котелке и с грушевидным маленьким носом, — с надрывом гундела я, — в клетчатых брюках и лакированных ботинках выехал на сцену Варьете на обыкновенном двухколесном велосипеде». Каждое слово я старалась превратить в его символ из ада. Таки только так мне казалось правильным преподавать русский язык.

Все это я читала с положенными устрашающими паузами. Я себе даже на малое время понравилась в этой роли – такая достойная, ответственная, как героиня песни «и здесь на этом перекрестке с любовью встретился своей». Она там смотрит вдаль и слушает первый концерт Рахманинова. Я тоже засмотрелась вдаль, правда, без всякого Рахманинова, зато демоническим даже пугающим взглядом. Так спустя несколько лет на меня смотрела одна тетенька в психдиспансере, после чего откусила и сжевала все шесть пуговиц своей вязаной кофты.

Забыла упомянуть, что в школе трудилась сумасшедшая техничка. Наверное, такая сумасшедшая техничка есть в каждой школе. Она может давать звонки, она может не давать звонки, она может чистить унитазы, она может забивать унитазы шапками с ушами, она может отшкрябывать от стен надписи «васька козел», она может малевать на стене «сука кровавая сдохни!», она может белить стволы березок, чтобы было как-то поаккуратнее, она может выстригать газонную траву на корм кроликам-мутантам, которых разводит на личной лоджии. Такие технички есть везде, это факт. Как правило, они страшно худые, повязанные поверх платками оттенков красного спектра. Под косынкой мечутся безумные глаза, потом колышется еще какая-то одежда, многослойная, но без лоску.

И вот эта техничка, она постоянно занята. У нее ни минуты свободной, некогда головы оторвать. Она горит, горит! на работе горит. Загорается особой идеей, и давай гореть. Поди, потуши. И вот такая горящая техничка в самый разгар моих велосипедистов от Булгакова заходит. В руках пустые ведра, два. И швабра в руках тоже. На швабре тряпка флагом враждебной страны. Тряпка пахнет мокрой тряпкой.

А я уже перешла к следующей строфе: «Под звуки фокстрота он сделал круг, а затем испустил победный вопль, от чего велосипед поднялся на дыбы». Своим демоническим голосом произношу. Чтобы дети поняли, кто им тут Булгаков Михаил Афанасьевич, а кто Красная Армия.

А техничка буквально всполошилась моим словом «фокстрот». Прямо лицо ее так славно засверкало желтым и слабо-зеленым. «Кто это, — говорит вдруг, — тут про фокстрот вякнул, гниденыш. Снова в моде, стало быть, фокстротик-то наш?»

И прямо выплыла, просочилась через всю ее бедную стать какая-нибудь молодая, сильная дивчина, строительница БАМа, поднимательница целины. И какие-то цветы уже брошены в окно, и сохнет по ней парубок Сашко, и смолит сигареты без фильтра.

Мы, может быть, по своей памяти ни раз и не слыхали, как она разговаривает, эта техничка, потому что она то в огороде с березками, то в унитазах с шапками. А тут нате вам! Фокстрот. А пятиклассники, они же существа недоученные, подводных камней незнающие, она прям так ей в лоб и говорят: да задавись, техничка, твоего фокстроту, вон фильм крутят, «место встречи», так там прямо вот так, да и вот так. И один, самый главный у них пятиклассный прыщ, встает и гнусит прямо в глаза рио-риту: «тарарам-там-та-там».

И тут техничка встала и немного прошлась в танце, совсем пару шагов, но с такими, знаете, выпадами. С таким азартом. Ведра скинула. Бедром повела, плечами, а потом еще головой. И очи, очи. Косынку с главы сметнула. А под косынкой – маленькие такие волосята, стриженые по рыхлому и красному, но вид все равно получился убедительный.

На звон укатившихся ведер пришла завуч по воспитательной работе и сказала (а что ей оставалось делать): «Ну что за стадо баранов?».

Мне за урок зачета не поставили, пришлось мало того, что целый день ковылять по школе в глупом костюме не по росту, да еще и на завод тащиться с другой сменой. Но это так; я же про диктант хотела. Демонический. В финале – фокстрот. Попробуйте.

Справочно: 18 апреля в 507 городах по всему миру откроется более 1100 площадок, на которых можно будет принять участие в международной акции по проверке грамотности «Тотальный диктант». Акция будет проходить уже в 10 раз. Текст Евгения Водолазкина – российского литературоведа, доктора филологических наук и автора романа «Лавр» — напишут под диктовку жители 58 стран. Текст диктанта называется «Волшебный фонарь». Он рассказывает о жизни Санкт-Петербурга начала XX века. Отрывок держится в тайне.

В России в акции примут участие жители 350 городов и сел. За рубежом диктант напишут русскоязычные жители 153 городов из 58 стран. Площадки акции откроются почти во всех странах ближнего зарубежья, включая Армению, Беларусь, Грузию, Казахстан, Эстонию, Украину и др. В Пхеньяне Тотальный диктант можно будет написать в Посольстве РФ в КНДР, а в Монако — в Международном Университете Монако. В Антарктиде в акции примут участие сотрудники Российской антарктической экспедиции.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.