Оказывается, 15 мая происходит Международный день семьи. Такой праздник. Посвященный семье и ее роли в русской революции, французской, оранжевой прежней украинской, бархатной чешской, и грузинской революции роз. Хотя, конечно, революции здесь совершенно не при чем, просто настроения такие в обществе, знаете. Но вот что еще занятно! Самарская область неожиданно для себя самой стала первым регионом, где с 1994 года начал отмечаться этот день. Посвященный семье и ее роли. И губернаторы посменно традиционно собирают лучшие семьи в торжественной обстановке, дарят им цветы, памятные дипломы, ценные награды и крепко жмут руку. Что же такое – лучшая семья региона, каков ее количественный и качественный состав, задалась вопросом редакция «Новой газеты в Поволжье».
Непростое это дело – человеку с естественнонаучным интересом определить, какая семья хорошая, какая лучшая, а какой место на свалке. И вроде бы известно, что в основе хорошей семьи должна лежать общая идея. Или хотя бы мысль. Кто-то совместно закупает белила для потолка и крысиный яд дачному сарайчику. Кто-то гребет на байдарках и каноэ, коллекционирует саксонский фарфор, пачки от сигар и магниты с видами Спасской башни. А эти вон стреляют по тарелочкам и сходят с ума по кроссвордам судоку.
Идеально скрепляет семью болезнь одного из членов (не сильно страшная). Какой-нибудь блуждающий аппендикс: у слесаря из местных, лысого Георгия, лет десять блуждал аппендикс. И его любящая супруга провела множество ярких ночей в кабинах скорых помощей, кутая бледного мужа в одеяла, промокая платком его высокий лоб и сладострастно переругиваясь с докторами. Потом аппендикс внезапно перестал блуждать, неприятно прободился, и его мастерски соперировал известный самарский хирург Родкин. Казалось бы, живи и радуйся! Хвали золотые хирургические руки, отсутствие боли и кувыркайся вперед. Так, впрочем, Георгий и поступает, да только в одиночестве, поскольку любящая супруга его очень быстро съехала из квартиры к своему другу детства, инвалиду второй группы по зрению.
Но общность интересов, высоко ценимая всеми теоретиками марксизма-ленинизма, еще не залог счастья семьи. Тут у каждого сыщется свой любимый пример. Вот некоторая учительница математики, опытный педагог средней школы и женщина со стажем; так она при каждом удобном случае рассказывает историю падения семьи Быстроедовых. Или Быстрочитовых. Кого-то такого. Поскольку учительница математики за честную трудовую жизнь где только не читала курс по синусам и гипотенузам, в аудитории она недостатка не испытывала. И люди со временем привыкли, что стоит ей открыть рот помимо урока алгебры, как в ход идут Быстрогневовы — прекрасные родители, интеллигентные люди, занимаются конным спортом, игрой в гольф и хоровым пением. Причем для игры в гольф папа семьи летает специально в Америку, где эта забава распространена больше. Заказывает специальные клюшки, ботинки, тележки и что там еще. Мама семьи тоже не подкачала, быстренько выучилась паркуру, скачет галопом, берет препятствия. Владеет половиной реального коня, это модно. К зачатию детей эти прекрасные люди подошли ответственно, пролечили грибковые инфекции стоп и вывели, может быть, вредных насекомых на приусадебном участке. Проглистогонили кота и полконя. И вот появляются на свет запланированные детки, погодки, мальчик и девочка – королевская парочка. И с рождения, — тут учительница математика понижает голос до свистящего шепота, — и с рождения все пошло не так, потому что детки отказывались садиться на коней, дружить с котом и обучаться правильному держанию гольфовой клюшки. В двенадцать девочкиных лет выяснилось, что она глубоко беременна, и что мальчик – сформированный наркоман, да еще и наркоторговец, широко известный в городе, как бы это анекдотически ни звучало. Учительнице математики искренне считает, что гольф не доводит до добра, и вот поди ж ты.
С другой стороны, лет пятнадцать назад персонал родильного отделения номер двадцать больницы им. Пирогова был потрясен самоотверженным поведением роженицы. Это была простая, очень простая хорошая женщина, торговка овощами на лотке города Новокуйбышевска, безмужняя, зато с двумя взрослыми дочерьми. И вот ребеночек ее (не пойми от кого, сплетничал роддом, даром что фамилия — Бульба), бедный ребеночек родился без глазных яблок. Ну, что-то пошло не так, как цинично сейчас пишут интернет-браузеры, «я вообще на пятом месяце узнала, что беременная», — простодушно говорила хорошая женщина, и на учет в консультацию она не вставала, и скрининги не проходила – некогда. И родился бедный мальчик. Без глаз. И с другими проблемами, целый букет. Его сразу же отправили на реанимационной машине для новорожденных в специальную кювету, чтобы он там, в этой кювете, хоть немного зажил и задышал. Врачи были уверены, что мать напишет отказ, потому что это все так сложно, это же навсегда, а тут такая (в общем) небогатая и очень простая женщина. Но она даже не понимала, чего это вокруг нее вьются все эти белые халаты и тетки из опеки и попечительства района. «Да разве ж я его не выхожу, — говорила она чуть растерянно, — да разве ж мне мои девки не помогут. Назову – Тарас. Чтоб как поэт». И забрала ребеночка, свою кровиночку, а почему еще это так легко писать, да потому что года два назад на выставке работ талантливых слепых и слабовидящих детей были вывешены картины Тараса Бульбы, названного матерью в честь, как она думала, поэта, но какая разница. И рядом нашелся сам мальчик, в темных очках, галстук-бабочка, длинные молодые ноги в узких джинсах, лазерная трость, штиблеты начищены. Его сопровождала сестра, важно ожидала, гордясь братом. Вот разве это не лучшая семья, скажите.
А то еще вот как бывает: две семьи не просто роднятся через брак своих детей, но и дважды роднятся, и даже трижды. Один молодой человек сначала женился на одной сестре, потом развелся и женился на второй, так пожил какое-то время, чтобы снова развестись и снова жениться на первой. При этом сестры ни на день не ссорились, а напротив, очень дружили и сплетничали про разное. И везде рождались дети, сразу обладая скрещенным родством, и их вместе таскали в поликлиники, детские сады и клубы английского языка для малышей, и как это назвать – разве что тоже лучшей семьей?
Или вот есть патриарх. Черт его знает, почему он решил, что будет патриархом, но решил и теперь занимает это почетное место. Это может быть женщина, кстати, что еще опаснее. Она может вообще перестать видеть края и велеть, скажем, на свои званые ужины всем дамам приходить сегодня – в розовом, а завтра – в темно-синем. И чтобы непременно переобуваться в туфли на шпильке, а кто чуть занизит каблук от двенадцати сантиметров, тот – позор семьи. В этом случае под контролем находится все – качество простыней, количество суповых тарелок и сексуальных супружеских контактов за месяц.
Трудно губернатору. Как тут не допустить ошибки, как выбрать в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 47 от 20.09.1993 года лучшую семью области? Что это такое вообще – лучшая семья?
Семь тысяч сто знаков с пробелами написаны, а смысла, в общем-то, ноль. Разве что про доброту сказать. Хочется всего доброго, в семье особенно. Плевать на общие идеи, добра бы, тепла. Тогда у нас лучшая семья, из кого бы она ни состояла. Из бабушки и кошки. Дедушки и ангорского кролика. Девочки и мальчика. Девочки и девочки. Трех мужей и двух жен. И наоборот.