Корреспондент «Новой газеты в Поволжье» посетил Отрадный, чтобы узнать настроение людей перед выборами, их отношение к действующей власти и проблемы, которые беспокоят «маленького человека» в маленьком городе.
Фейспалмы периферии
В Отрадный я отправляюсь с командой агитаторов одного самовыдвиженца в депутаты Госдумы по Промышленному округу №162. Так проще опрашивать местных жителей, ведь вопросы у нас одинаковые – пойдёте ли на выборы, за кого будете голосовать, что вас сегодня не устраивает, каких перемен ожидаете.
С командой кандидата встречаюсь в электричке «Самара-Похвистнево». Заходят в Кинеле и сразу же принимаются рассказывать о прошлых выездах по округу. Вот кандидат показывает мне своё мятое удостоверение кандидата в депутаты Госдумы: «Представляешь, был недавно в селе Богатое. Там какой-то парень вырвал из рук удостоверение и наутёк! – объясняет он мне – Полицейский за ним особо гнаться не стал, просто окрикнул по имени, пригрозил, что всё равно знает, где он живёт, типа далеко не убежит. Тот остановился, подумал немного, а потом сам прибежал обратно и удостоверение отдал».
Перекинув рюкзак через плечо, рядом садиться помощник кандидата. «В Кротовке тоже случай смешной был – вспоминает он – Во время агитации к нам подошёл полицейский. Поинтересовался, каких взглядов мы придерживаемся, от какой партии выступаем. Когда понял, что власть мы не поддерживаем, выдал эпичную фразу, которую можно записать в золотой фонд цитат: «У нас агитировать можно только за «Единую Россию».
Так, за разговорами проходит чуть меньше часа. Мы подъезжает к станции «Новоотрадная». Совсем скоро нам выходить, и я рассказываю, как Отрадный «прославился» на всю страну. Причина не в богатстве недр окрестностей города нефтью и горючими газами, как многие могли подумать.
«Вечную славу» этому маленькому городу принесла Снежана Солопова – муниципальный депутат местной думы. В середине августа она набирала добровольцев для оплачиваемой «зачистки территории» – уничтожение или скупка агитматериалов всех кандидатов, кроме «ЕдРа». Проводя инструктаж, г-жа Солопова советовала натравливать на агитаторов «других» партий полицию или обращаться к Николаю Сомову (кандидат в депутаты Губдумы по Отрадненскому округу от «ЕР»), у которого имеется свой ЧОП. Применение подобных мер политической борьбы она оправдывала просто: «Выборы – дело такое, в котором иногда надо нарушать закон».
Отрадный и пустота
Город встречает нас тишиной и пустотой. Лишь небольшая толпа людей скопилась около ж/д станции с охотой поскорей очутиться на даче. Сквозь частный сектор, где изредка постукивает молоток да полаивает собака, и унылый район трехэтажных новостроек, напоминающий «Кошелев проект», выходим к скверу «Победы». Здесь команда кандидата обговаривает нюансы блиц-опроса и разделяется по парам: одни «обрабатывают» внутреннюю часть сквера, другие – ближайшие улицы и главную площадь. Таким образом агитаторы «захватывают» весь центр города.
Падаю на хвост тем, кто опрашивает людей в окрестностях сквера. Мы проходим несколько улиц, наши отражения тихо плывут в веренице окон продуктовых магазинов и питейных заведений. Время близится к обеду, а людей на улице практически нет. Удивляет пустота витрин и досок информации – отсутствуют какие-либо агитки. Вот истоптана ещё одна улица, но я так и не увидел лиц Станкевича (кандидат в депутаты Госдумы по Промышленному округу от «ЕР») и Сомова.
Неудивительно, что первые же попавшиеся нам респонденты совершенно не знают, кто именно избирается в их округе. Пожилой мужчина, не тушуясь, признаётся: «Я знаю, что скоро будут выборы, но претендентов в лицо не видел». Следующая за ним дама преклонного возраста более категорична: «Всегда хожу на выборы, но толку нет! А голосовать я буду за коммунистов». Правда, кандидата от КПРФ она так и не смогла назвать.
Люди среднего возраста в Отрадном, напротив, собираются поддерживать «Единую Россию». Так, грузный мужчина с ходу заявляет нам: «Безусловно, буду голосовать за действующую власть. Меня всё в стране устраивает! Вот только бы трудились наши люди побольше. Потому что мы сможем одолеть Америку и Европу только трудом». Следующий респондент – женщина средних лет – вторит ему: «Собираюсь голосовать за Путина! Он у нас единственный и самый лучший президент!». Ей говорят, что Путин не участвует в выборах. Тогда они придумывает компромисс: «Буду голосовать за Россию, в которой правит Путин».
Подходим к местному рынку. Среди калейдоскопа персонажей на глаза попадаются двое мужчин, которые стоят возле «табачки», курят и что-то эмоционально обсуждают друг с другом. Один из них на вопросы агитаторов отвечает, что будет голосовать за советскую власть. Когда ему объясняют, что таковой давно нет, он кратко и многозначительно замечает: «Вот и хреново!». Второй мужчина откровенничает: «Ой, за кого угодно, только не за «Единую Россию». Достали они уже! Всё время врут! Вот сейчас говорят, что Путина 86% народа поддерживает. А ты сам прикинь: внешнюю политику одобряет 5%, а внутреннюю – 0%. В итоге, массовый обман».
Среди кандидатов, которым отрадненцы готовы отдать свой голос, значатся также Жириновский и Зюганов. Ни слова про Марину Журавлеву (КПРФ), Николая Сомова, Екатерину Колязину (ЛДПР) или Владимира Обухова («Гражданская платформа»), которые избираются в Отрадненском округе. Быть может, это плоды той самой «зачистки территории», устроенной госпожой Солоповой. Так как за целый день в городе мне удалось обнаружить лишь две-три агитки Сомова и Станкевича, приклеенных с обратной стороны окна продуктового магазина, да один плакат Обухова, торчащий из окна жилой квартиры.
Не исключено, что отрадненцы просто запуганы и бояться говорить правду. Вот, например, уже в конце блиц-опроса повстречался нам мужчина средних лет, прогуливающийся по скверу с супругой. На вопросы агитаторов он чётко ответил: «Голосовать я буду за кого угодно, кроме «Единой России». Но меня всё устраивает. Просто я коммунальщик, сами понимаете зарплату, кто мне платит. Поэтому меня всё «устраивает». Одна женщина, мирно отдыхающая на лавочке в тени деревьев, наоборот, испуганно промямлила: «Я уже отвечала на один такой опрос. Видимо, ответила неправильно, у меня потом из пенсии вычли».
Черная Волга
После нескольких часов опроса команда кандидата встречается в сквере «Победы» у стелы «Фронтовые письма». Агитаторы отправляются подкрепиться, а мы с кандидатом остаёмся одни. «Отрадный – это другая планета! – делится переживаниями со мной кандидат – В Самаре столько беготни, суеты; столько листовок, плакатов, агит кубов, а здесь спокойствие. Но это спокойствие – главная проблема города. Потому что спокойствие здесь превратилось в апатию».
Он пересказывает истории, которые услышал пока опрашивал народ. Стариков в Отрадном очень волнует индексация пенсии. Единоразовое выделение 5 тысяч рублей в январе 2017 года их, конечно, не устраивает. А жизнь людей среднего возраста здесь похожа на трагичный сценарий песни «Черная Волга» группы «Сплин», где машина (образ русского человека) рвётся «туда, где теплее», но в надежде всё изменить к лучшему срывается с обрыва. Один мужчина поделился с моим собеседником похожей историей
— Говорит, живёт здесь всю жизнь. Работает, семья у него есть. Детей своих очень любит. Но, говорит, интересоваться ему здесь нечем. Да и не успевает он. Денег нет, поэтому батрачит целыми днями. Говорит, будто, катится с горки. Тихо-тихо катится, конца не видно, и пелена перед глазами. Никакого просвета. А в конце мне сказал, типа неужели выборы могут что-то изменить.
Время близится к вечеру. Команда кандидата решает, напоследок, ещё раз пройтись по центру, чтобы пригасить местных жителей на выборы и раздать агитки. Нам снова и снова попадаются знакомые уже лица: супруги с колясками, пожилые пары, молоденькие девушки – в который раз они наматывают круги по центру, желая найти в привычном городском быте хоть что-то занятное, но всякий раз их ждёт разочарование, и они заходят на новый круг.
В сквере нам попадается группа парнишек лет 12-13. Спрашиваем, почему они не «тусуются» на детских площадках или не играют в футбол во дворе. «Так ведь нам негде играть, а во дворе сидеть скучно, ничего интересного нету» – отвечают они. Один из парней натягивает на правую рук резиновую перчатку и попутно достаёт из кармана баллончик с краской. Говорит, сейчас пойдут «вандалить», указывая на местный дворец культуры. Можно ли его упрекнуть?
Минуя пустые дворы, свалки внутри них и следующие за ними перекрёстки дорог, над которыми гордо реет растяжка «За Губернию! За Страну! За Единую Россию!», вместе с командой кандидата отправляюсь на ж/д станцию. Электричка переполнена. Отрадненцы покидают свой пустой и тихий город – едут на заработки в мегаполис.
Снежана Солопова может собой гордиться – «зачистка территории» прошла успешно.
Продолжение: http://otradny63.com/content/public/otradnyy-territoriya-zachistki
Однако в Отрадном много чище, чем в Самаре, вы не заметили?