Второму самарскому губернатору Константину Гроту открыли мемориальную доску

Событие приурочили к 200-летию Константина Карловича Грота и 150-летию Евангелическо-лютеранской церкви Святого Георга в Самаре. После торжественного богослужения состоялась непосредственно презентация мемориальной доски; в толпе гостей был замечен региональный министр культуры Сергей Филиппов, красиво пел хор.

12011319_830310497087927_1634990481842995319_n

 

Далее состоялся органный концерт композитора и дирижера Кая Йохансена из   Швейцарии.

11855736_830310660421244_1093024360578924924_n

По мнению самарских краеведов, именно Грота (1815-1897) ныне следует назвать самым выдающимся из всех дореволюционных руководителей нашего региона. Это объясняется проведенными им преобразованиями, невиданными до того времени в истории Самары, и в первую очередь его жесткой и постоянной борьбой с коррупцией на всех этажах власти, что вызвало большой общественный резонанс.

В должность губернатора Константин Грот вступил  в 1853 году и занимал свой пост до 1861 года.

При новом губернаторе с его немецкой педантичностью и дотошностью в Самаре начались невиданные до того момента работы по благоустройству городской территории (в их числе — мощение улиц, создание системы по уборке и вывозу мусора и прочих отходов, открытие первого общественного места отдыха – Струковского сада, и многое другое). Кроме того, при непосредственном участии Константина Карловича в нашем городе было открыто рекордное количество учреждений просвещения и культуры: деревянный театр на 550 мест, губернская мужская гимназия, женские приходские училища, духовная семинария, публичная библиотека, и так далее. Кстати, именно поэтому коллектив нынешней Самарской областной научной библиотеки вот уже в течение нескольких лет добивается присвоения своему учреждению имени Грота.

По указанию губернатора почти сразу же после его назначения на улицах Самары впервые началось устройство тротуаров, а в 1856 году завершилась работа по благоустройству спуска к Волге в районе Заводской улицы (ныне улица Венцека). Кроме того, именно при Гроте в Самаре была начата установка первых 20 фонарей для освещения улиц, работавших на спирто-скипидарной смеси. Правда, зажглись они уже после отъезда Константина Карловича из Самары — в 1861 году, но зато в конце того же года ночную темноту в нашем городе рассеивало уже свыше 100 таких фонарей. Для содержания этих осветительных приборов городской управой была учреждена специальная статья расходов, а для ухода за ними введены хорошо оплачиваемые должности фонарщиков.

Но самыми запоминающимися из числа его благих дел оказались другие. Как уже говорилось, именно Грот впервые в истории Самары публично объявил борьбу с коррупцией в чиновничьей среде, в первую очередь с казнокрадством и взяточничеством, тем самым еще раз подтвердив свое неофициальное прозвище. Меры, предпринятые для этого губернатором, можно назвать вполне современными: всего лишь за год с небольшим он значительно (в несколько раз) повысил жалование служащим, сидящим на самых «хлебных» должностях. По имевшимся данным, после этого нововведения чиновники и в самом деле стали куда больше дорожить своими местами, что заметно снизило количество жалоб на их мздоимство. Самарская городская Дума присвоила ему (самому первому в своей истории) звание почетного гражданина нашего города,  — пишет портал Историческая Самара.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.