Мечтайте! И тогда Стратегия воплотится в реальость!

28 июня в отеле «Ренессанс Самара» состоялось заседание Стратегического совета. Ранее «Новая в Поволжье» уже освещала деятельность городского сообщества по созданию Стратегии развития до 2025 года, но, судя по результатам заседания, к этой теме придется еще не раз вернуться. Работа над документом не окончена и, как говорят эксперты, не закончится никогда.

Открываем краткую версию Стратегии комплексного развития города, и что же мы видим, точнее читаем? Концепцию, составленную тонкими психологами, которые использовали при написании такие выражения и слова, что едва можно понять смысл какого-либо из пунктов.

Возьмем, например, такой проект, как «Форсированное коммуникационное развитие». Цель его — «Опережающими темпами создать в городе многопрофильную событийно-зрелищную индустрию, продвигающую Самару как многоцелевой коммуникационный центр современной России». Звучит круто, но, если вдуматься в смысл, то понятно, что ничего не понятно. И мало того, что не ясно, так еще и спорно. И такое ощущение возникает, когда вчитываешься в любой из представленных проектов. А еще возникает понимание того, что жителей Самары принимают за идиотов, хотя, как сказал глава города, для разработки проекта были привлечены горожане, и не только взрослое население, но также школьники и студенты. То, что самарцы не очень умны и инициативны (а еще к тому же и не дружелюбны), можно углядеть, если вчитаться в цели Туристско-рекреационного развития города: «Создать в Самаре постоянно развивающийся, узнаваемый, гостеприимный, привлекательный, всесезонный туристско-рекреационный комплекс (ТРК), базирующийся на природно-климатических (напр., реки Волга и Самара, Самарская Лука), историко-культурных (напр. «запасная столица»), познавательных (напр. Самара космическая), коммуникационных (напр. конгрессно-форумные и фестивальные мероприятия) и других ресурсах, позволяющий самарцам стать более гостеприимными и знающими свой город, решать задачи отдыха и рекреации и быть экономически значимым для города».

Цитировать можно было бы до бесконечности, но тогда проще написать не газетный текст, а переиздать краткую версию Стратегии с комментариями.

На самом деле и сами разработчики, и представители администрации признают и осознают, что Стратегия на данном этапе не является полноценным документом, который можно было бы утвердить и на его основе начать глобальную работу по формированию новой Самары.

Главный федеральный инспектор области Владимир Коматовский в своем выступлении на первом общем заседании признал, что терминология его местами удивила, а местами позабавила. При этом в краткой версии Стратегии ему не хватило цифр. Но он заметил, что, пусть концепция и не документ, все же хотелось бы, чтобы она выглядела иначе.

И, скорее всего, когда городское сообщество определится и поймет, в каких направлениях необходимо двигаться, Стратегия будет выглядеть как логически связанный документ, обобщающий в себе огромный этап работы. При этом Владимир Коматовский упомянул, что разработчики быстро реагируют на замечания и в короткие сроки исправляют ошибки.

Геннадий Котельников (член комитета по здравоохранению, демографии и социальной политике СГД) в своем выступлении говорил о том, что у нас самый плохой город на Волге, при том что пляж в центре города есть только в Самаре. И признал, что существующая на данном этапе Стратегия – довольно сумбурный документ.

По выступлениям на заседании стало понятно, что город наш глубоко позади и отстает по развитию от многих регионов страны. И поэтому нам просто необходима стратегия. Хоть какая-нибудь. Иначе при таких темпах Самара сгниет изнутри. На самом деле этот процесс уже начался, и кажется, что гангреной охвачены все городские инфраструктуры. Но вместо того чтобы ампутировать пораженные конечности, городское сообщество решилось на дорогостоящую операцию по восстановлению. Недаром проект называется «ЖИВАЯ» стратегия Самары». Вопрос в том, почему слово «живая» в кавычках, тоже не стоит. Это стилистические мелочи, которые со временем будут исправлены. Тем более что времени, судя по всему, полно. Ведь эксперты говорят о том, что конечного продукта мы никогда не получим, потому что такая работа нуждается в постоянном развитии. Оттого и это слово, вызывающее неоднозначные ассоциации, – «Живая стратегия». Ведь у нас в городе пока есть только живое пиво «Самара». Но директор ресурсного центра по Стратегическому планированию из Санкт-Петербурга Борис Жихаревич не знает ничего об ассоциациях самарцев и вообще не склонен доверять игре слов. Он уже работал над подобным проектов в Питере и смотрит на существующие наработки как эксперт. После заседания мы пообщались с Борисом Жихаревичем, и он рассказал о своем понимании того, как создается стратегия, и чего не хватает самарской концепции.

— На данный момент стратегия развития Самары находится в разработке. И это один из лучших случаев реализации идеи коммуникационного планирования. В процесс включено большое количество профессиональных и увлеченных людей. И это видно и по сайту, и по тому, что происходит здесь, в зале – у участников «горят глаза». Пока у меня вполне позитивное впечатление от проделанной работы.

В конечном счете для развития любого города важно, чтобы в нем была группа людей (может быть, относительно численности населения и небольшая), в которой люди разделяют общие ценности и готовы вкладывать свои ресурсы в развитие. В ходе стратегического планирования такие группы формируются.

И впоследствии именно они оказывают влияние на процесс развития города. Кроме того, мне кажется, что здесь вырисовывается вполне достойный документ. К текущей версии у меня есть претензии только стилистического характера.

Разработчики воспитаны методологической школой, язык которой не всегда понятен непосвященным. Иногда он излишне вычурный, поэтому и тексты, которые отсюда происходят, сложны для восприятия.

Для того чтобы осуществлялась коммуникация с более широким кругом, конечно, стоит выбирать более простые формулировки, насколько я знаю, техническим заданием это предусмотрено, и одним из итогов работы будет публичная версия без надуманных «научностей».

На самом деле вовлечь людей в работу над таким проектом, как стратегия развития, очень трудно, хотя, казалось бы, это касается всех жителей города. С одной стороны, уже накопилось неверие к властям, люди думают, что это очередная сомнительная затея, способ «освоения бюджетных средств», с другой стороны, нет квалифицированных специалистов, которые бы могли донести до горожан наработки экспертов, разъяснить простым языком, для чего нужна эта стратегия и как она будет реализовываться.

Рассуждать, используя научную терминологию, готовы не все, поэтому сразу возникает отторжение. Я посмотрел сайт, там тоже есть недоработки, форум «хиленький», а последние комментарии майские, да и тех не много. Информирование и вовлечение населения – это отдельная целенаправленная работа. Думаю, что это тоже будет сделано.

Эту коммуникацию могли бы упростить журналисты, потому что они являются посредниками, обращаются непосредственно к читателю. Например, когда мы делали стратегический план Санкт-Петербурга в 1997 году, версию текста плана для СМИ сделал журналист Дмитрий Травин. Он фактически пересказал содержание плана более доступным языком.

Но это мелочи, и в своем выступлении я не стал заострять на них внимание. Тем более что это все промежуточные результаты. Сейчас важнее найти баланс между концептуальной частью, которая тут уже прояснилась, и более конкретными планами действий с указанием ресурсов, сроков. Например, от того, насколько тщательно будут подготовлены дорожные карты, зависит успех реализации проекта. Но, насколько я знаю разработчиков, они как раз эти моменты держат в фокусе и тщательно прорабатывают всю совокупность инструментов, способствующих реализации стратегии.

Одной из задач в разработке стратегии является вовлечение в процесс работы представителей разных групп и группировок, существующих внутри городской элиты, чтобы они могли посидеть вместе, обсудить и выразить свою точку зрения. Само по себе это уже повышает уровень доверия, увеличивает так называемый «кооперационный капитал» города, то есть способность объединять ресурсы для достижения общезначимых целей и реализации крупных проектов. Так что одним из инструментов в достижении цели является совместное участие в разработке.

Чтобы разработать качественную, подробную стратегию, нужен как минимум год. Но, например, в Новосибирске и Чикаго на это ушло четыре года. При этом важно учитывать, что это непрерывный процесс – нельзя останавливаться. Стратегия будет работать, если будет оставаться в центре внимания: не реже чем каждые два года нужно проводить аудит, анализировать ход реализации, проводить стратегические сессии и по их итогам корректировать дерево целей, уточнять целевые показатели и планы действий. Это непросто, но есть города и регионы, где это хорошо работает, – Барселона, Южная Австралия, Новосибирск, Екатеринбург. Надеюсь, что и Самара станет таким примером.

Общение с экспертами всегда успокаивает. Они профессионалы и разбираются в тонкостях планирования. И еще вызывают доверие у населения, в отличие от чиновников.

На общем заседании говорили еще и о том, что в основе документа будут заложены интересы, мечты и пожелания жителей города, но пока, судя по презентациям, которые проходили после заседания, в основе концепции заложены мечты и чаяния разработчиков. И это говорит о том, что в нашем городе еще есть кому мечтать и куда. Главное только правильно и четко сформулировать свои желания, ведь говорят же, мысли материальны. Поэтому мечтайте, только осторожнее, мечты имеют свойство становиться реальностью.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.