Led Zeppelin Cамарской культуры

В 2015 году в отреставрированном памятнике архитектуры на улице Куйбышева, 104 начнет работу концертно-театральный комплекс «Дирижабль». Проектом занимается депутат Государственной думы Александр Хинштейн, а также СГАКИ, претендующая на репетиционные площадки в будущем арт-центре. В нынешнем году 22,5 млн. руб. из федерального бюджета выделено на проект реставрации здания, всего же на восстановительные работы предположительно понадобится 220 млн руб. Проект поддержан министром культуры РФ Владимиром Мединским и одобрен губернатором Самарской области Николаем Меркушкиным.

Самара обязана Городскому молодежному клубу (ГМК-62) своим особо трепетным отношением к джазу и Владимиру Высоцкому. О Доме молодежи тоже есть пара городских легенд — например, как его двери и окна в начале девяностых не справлялись с напором публики фестиваля «Самый плохой». А вот современным студентам вспоминать особенно нечего. Еще недавно была «Арт-пропаганда», но бурление в ее культурном котле быстро закончилось, да и кроме выставок в нем ничего, по большому счету, не варилось. Каждый сейчас пляшет как умеет — ищет студии для репетиций или другой творческой работы, потом выставочные или концертные залы, чтобы встретиться с публикой… По словам ректора СГАКИ Элеоноры Куруленко, студентов в Самаре около 140 тысяч, и проблема их консолидации стоит очень остро. Единственное событие, которое катализирует творческие процессы в сообществе, — Студвесна, но она не продолжается круглый год.

На решение этой проблемы депутата Государственной думы Александра Хинштейна натолкнуло состояние дома Мясниковых на Куйбышева, 104. Выгоревший изнутри памятник архитектуры федерального значения в историческом центре Самары уже около пятнадцати лет наводит страх на горожан. «Там сейчас полностью разрушенные перекрытия. Еще недавно в здании жили бомжи, пришлось полностью заделать двери. Более того, там даже асфальт положен так, что дверь не откроешь. Окна выбиты или забиты фанерой. В общем, ужас», — вкратце охарактеризовал положение Хинштейн.

Стены особняка видели Ленина в Коммерческом клубе (в 1890 году), спектакли молодежных театров, библиотеки… Словом, довоенная история его была вполне «культурной». Но пожар в 90-х фактически превратил здание в руины. Тут, по мнению Хинштейна, не было бы счастья, да несчастье помогло — был бы дом в нормальном состоянии, давно оказался бы в руках «людей с толстыми кошельками». Но особняк по-прежнему находится в федеральной собственности, и мало что мешало его отреставрировать.

Этот дом по улице Куйбышева № 104 был на обложке самого первого номера «Новой в Поволжье» в марте 2010 года. Прошло всего три года и пришла радостная весть — стараниями депутата Хинштейна и федерального министра культуры принято решение о создании в здании бывшего Коммерческого клуба центра студенческого творчества. Надеемся, что мемориальная доска, посвященная Володе Ульянову, посещавшему этот клуб 120 лет назад, будет сохранена.

Объединившись со СГАКИ, депутат придумал, какого рода жизнью наполнить восстановленный дом.

«Обычно государство работает с объектами реставрации, скажем так, традиционно: есть полуразвалившийся (в данном случае — выгоревший) особняк, и максимум, что можно сделать, — выделить деньги из федерального бюджета и его отремонтировать, — рассказал Хинштейн. — Мы пойдем по другому пути, чтобы решить сразу три задачи. Во-первых, восстановить одно из самых красивых зданий города. Во-вторых — помочь Академии культуры и искусства, которая страдает от нехватки репетиционных помещений. Наконец, в-третьих — создать центр культуры «Дирижабль», что даст особую жизнь этому зданию».

Концепцию работы «Дирижабля» предположительно будут обсуждать на собраниях в СГАКИ, первое из которых состоялось 1 февраля. Инициаторы настаивают на том, чтобы представители скитающихся творческих коллективов принимали активное участие в планировании. «Нам, государству, крайне важно заниматься этим проектом, сообразуясь не с теоретическими выкладками или потому что нам так показалось, а четко понимать, для чего и для кого мы это делаем. Ваши пожелания и позиция должны быть определяющими», — обращался Александр Хинштейн к творческой молодежи, пришедшей на презентацию «Дирижабля».

Кстати, если верить Элеоноре Куруленко, именно студенты выбрали название — нашли в себе что-то общее с летательным аппаратом.

В каком именно пространстве предстоит оказаться творцам-криэйторам, предложила представить главный архитектор ООО «Вектростройпроект» Наталья Басс. Ее предварительные чертежи подразумевают два входа в здание, множество репетиционных помещений и два концертных зала. Предполагается, что площади легко можно будет подстраивать под нужды того или иного мероприятия — например, трансформировать комнаты для репетиций в выставочный зал или устроить там же дорожку для дефиле мод. Охранные обязательства государства распространяются только на фасад, внутри же архитекторам предоставлена свобода. Куруленко, правда, напомнила, что в здании осталась шикарная лестница, потерять которую было бы обидно. И Наталья Басс в ответ заверила, что работающей команде хватит ума ее не уничтожать.

Правда, перед тем как приступить к архитектурными свершениями, команде предстоит разобраться с занятым помещением на третьем этаже. В аварийном здании, оказывается, осталась действующая квартира, жильцы которой узнали о перспективе строительства арт-центра из газет.

Предположительно «Дирижабль» станет домом для 80 творческих коллективов. Восторг их представителей пока можно назвать очень умеренным — концертно-театральный комплекс точно не откроется до конца 2014 года, и на этапе строительства студенты вряд ли могут быть полезны. Пока у потенциальных пассажиров «Дирижабля» лишь есть пятьдесят с лишним прописанных и одобренных вариантов занятий для пяти рабочих дней культурного центра.

Есть и некое смутное опасение, что сравнение с ГМК-62 и Домом молодежи, на которое напирают авторы проекта, может в итоге оказаться не вполне адекватным. Если Городской молодежный клуб был организацией на редкость (даже рискованно) вольнодумной для своего времени, то кто знает, что выйдет из «Дирижабля», существующего в основном на деньги государства и «на базе» (как пишут в документах) Академии культуры.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.