Инвестиции в… катастрофу

Инвестиционная программа компании «Самарские коммунальные системы» не вызвала у самарцев особого интереса. А зря. Ведь во многом именно от исполнения положений этого документа будут зависеть число провалов, прославивших Самару, возможные перебои с водой и, конечно, стоимость этой воды, заложенная в тарифы.

Приказ № 79 министерства энергетики и ЖКХ СО, подписанный месяц назад, «Об утверждении инвестиционного плана» занимает всего четыре страницы, три из которых — таблица предполагаемых инвестиций, выполненная в виде очень плохой ксерокопии. Конечно, этот документ заслуживает отдельного и серьезного анализа, разбора по пунктам с привлечением экспертов. И даже предполагалось, после встречи Николая Меркушкина и Виктора Вексельберга, владеющего «СКС» и нашим водопроводом, что инвестиционная программа будет учитывать нашу «прорывно-провальную» специфику. Но при первом взгляде создается впечатление, что «СКС» будут в эти ближайшие годы делать не столько то, что нужно, сколько то, что умеют и выгодно. И за гораздо меньшие деньги, чем нужно. Инвестиционная программа — это наши деньги, которые самарцы емежемесячно платят за воду. Эти миллиарды сложатся из наших копеек. Поэтому переплачивать лишнее не в наших интересах. Но и скаредничать тоже глупо. Износ сетей и общее состояние отрасли почти плачевно. Необходимо новое оборудование, центраторы труб и много чего еще. И надо тратить деньги. Инвестировать в инфраструктуру города. Но вот как и на что?

Самара — столица провалов. Прославились уже с этим неприятным словом на весь мир. Но вот если почитать инвестпрограмму, то с первого взгляда становится ясно, что за эти годы с провалами станет только хуже. В инвестиционной программе заложен ремонт менее чем 8 километров аварийных водоводов за 5 лет! Да, в проекте есть прокладка новых, но потребителей очень интересует состояние существующих сетей.

Их ремонт, своевременный и качественный, без отключений районов и злосчастных провалов. Сколько нужно этого ремонта, вполне понятно. Вот что рассказал об этом Юрий Мирович Ример в своем интервью «Новой»:

— Что же касается коммуникаций, то тут картина предельно ясна. Есть нормативы по перекладкам. Причем неважно — перекладкам за счет ремонта или за счет реконструкции – разница между ними небольшая. Если лежит труба «двухсотка», а кладут 260 мм – это уже реконструкция. Потому что у такой трубы другие потребительские свойства. Так вот, по тепловым сетям норматив составляет 4% в год. Это от всего объема коммуникаций исходя из 25 лет срока службы трубы. Эти четверть века труба должна служить при условии, что она качественная, хорошо сваренная, расположена правильно и т.д. Будем считать, что так оно и есть. Значит, ежегодно надо менять 4% от трехсот восьмидесяти, по-моему, километров сетей Волжской ТГК. Это минимум пятнадцать километров в год. Вот тогда все будет хорошо и спокойно. Если перекладывать меньше — возникает некрасивое явление – «недоремонт». Этот «недоремонт» накапливается, и нужно уже перекладывать в год не пятнадцать, а двадцать шесть километров. Сегодня этот «недоремонт» совершенно очевиден. На протяжении многих лет не вкладывались.

— Так быстро накопилось, что 3-4 года недоремонта — и все посыпалось?

— Не три-четыре, а пять лет – и это уже 20%! А на пятый-седьмой год этот процесс ускоряется естественным путем. Я же видел состояние тепловых сетей, которые раскапываются на авариях. Бывают случаи, когда просто некуда приварить трубы. Это же всем известно, что так оно и есть. И чтобы превентивные меры принимать, особого ума не нужно. Что касается сетей «Водоканала», то я точно сказать не могу, какой там норматив, но я не думаю, что он сильно отличается от Волжской ТГК. Наверное, он даже больше, потому что там вода с кислородом. То есть более окисленная среда. Там, наверное, должно быть побольше, чем четыре километра, с другой стороны, там температур нет таких.

— У них, наверное, и самих сетей побольше.

— Побольше. И схемы коммуникаций там достаточно сложные, и у них тоже есть «недоремонт».

Недоремонт, провалы, и в прниципе понятно, что для нормальной работы системы нужно ремонтировать в год не менее 6-8 километров. Не за весь срок реализации инвестплана, а в год! Странно, что этого не учитывают специалисты СКС. Нет денег? Трудно в это поверить — в плане более трех миллиардов, и расходы на ремонт и перекладку составляют меньше пяти процентов. Хотелось бы, конечно, узнать и мнение по этому поводу министерства энергетики и ЖКХ. Понимают ли они, что такой инвестиционный план в конечном итоге приведет к катастрофам и необходимости тратить гораздо большие деньги на ликвидацию? Не только последствий, но и накопившегося недоремонта. Кстати, если внимательно прочитать Римера, а потом посмотреть на план, то можно понять, что к 2018 году состояние водопровода в Самаре будет чудовищным. Правительство Самарской области утвердило инвестиционный план компании «СКС», общественность промолчала. В ближайшие пять лет мы заплатим с вами более трех миллиардов рублей за то, чтобы число аварий и провалов в нашем городе продолжало расти. Обгоняя даже рост тарифов.

Возможно, у компании «СКС» есть обоснование необходимости таких объемов ремонта и министерство энергетики тоже опирается на какие-то неизвестные данные. Хотелось бы их увидеть. Но про 90% износа они, наверное, знают. Программа учитывает этот процент износа сетей или только возможности компании «СКС» по освоению крупных финансовых средств?

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.