Инвестиции в… катастрофу

Инвестиционная программа компании «Самарские коммунальные системы» не вызвала у самарцев особого интереса. А зря. Ведь во многом именно от исполнения положений этого документа будут зависеть число провалов, прославивших Самару, возможные перебои с водой и, конечно, стоимость этой воды, заложенная в тарифы.

Приказ № 79 министерства энергетики и ЖКХ СО, подписанный месяц назад, «Об утверждении инвестиционного плана» занимает всего четыре страницы, три из которых — таблица предполагаемых инвестиций, выполненная в виде очень плохой ксерокопии. Конечно, этот документ заслуживает отдельного и серьезного анализа, разбора по пунктам с привлечением экспертов. И даже предполагалось, после встречи Николая Меркушкина и Виктора Вексельберга, владеющего «СКС» и нашим водопроводом, что инвестиционная программа будет учитывать нашу «прорывно-провальную» специфику. Но при первом взгляде создается впечатление, что «СКС» будут в эти ближайшие годы делать не столько то, что нужно, сколько то, что умеют и выгодно. И за гораздо меньшие деньги, чем нужно. Инвестиционная программа — это наши деньги, которые самарцы емежемесячно платят за воду. Эти миллиарды сложатся из наших копеек. Поэтому переплачивать лишнее не в наших интересах. Но и скаредничать тоже глупо. Износ сетей и общее состояние отрасли почти плачевно. Необходимо новое оборудование, центраторы труб и много чего еще. И надо тратить деньги. Инвестировать в инфраструктуру города. Но вот как и на что?

Самара — столица провалов. Прославились уже с этим неприятным словом на весь мир. Но вот если почитать инвестпрограмму, то с первого взгляда становится ясно, что за эти годы с провалами станет только хуже. В инвестиционной программе заложен ремонт менее чем 8 километров аварийных водоводов за 5 лет! Да, в проекте есть прокладка новых, но потребителей очень интересует состояние существующих сетей.

Их ремонт, своевременный и качественный, без отключений районов и злосчастных провалов. Сколько нужно этого ремонта, вполне понятно. Вот что рассказал об этом Юрий Мирович Ример в своем интервью «Новой»:

— Что же касается коммуникаций, то тут картина предельно ясна. Есть нормативы по перекладкам. Причем неважно — перекладкам за счет ремонта или за счет реконструкции – разница между ними небольшая. Если лежит труба «двухсотка», а кладут 260 мм – это уже реконструкция. Потому что у такой трубы другие потребительские свойства. Так вот, по тепловым сетям норматив составляет 4% в год. Это от всего объема коммуникаций исходя из 25 лет срока службы трубы. Эти четверть века труба должна служить при условии, что она качественная, хорошо сваренная, расположена правильно и т.д. Будем считать, что так оно и есть. Значит, ежегодно надо менять 4% от трехсот восьмидесяти, по-моему, километров сетей Волжской ТГК. Это минимум пятнадцать километров в год. Вот тогда все будет хорошо и спокойно. Если перекладывать меньше — возникает некрасивое явление – «недоремонт». Этот «недоремонт» накапливается, и нужно уже перекладывать в год не пятнадцать, а двадцать шесть километров. Сегодня этот «недоремонт» совершенно очевиден. На протяжении многих лет не вкладывались.

— Так быстро накопилось, что 3-4 года недоремонта — и все посыпалось?

— Не три-четыре, а пять лет – и это уже 20%! А на пятый-седьмой год этот процесс ускоряется естественным путем. Я же видел состояние тепловых сетей, которые раскапываются на авариях. Бывают случаи, когда просто некуда приварить трубы. Это же всем известно, что так оно и есть. И чтобы превентивные меры принимать, особого ума не нужно. Что касается сетей «Водоканала», то я точно сказать не могу, какой там норматив, но я не думаю, что он сильно отличается от Волжской ТГК. Наверное, он даже больше, потому что там вода с кислородом. То есть более окисленная среда. Там, наверное, должно быть побольше, чем четыре километра, с другой стороны, там температур нет таких.

— У них, наверное, и самих сетей побольше.

— Побольше. И схемы коммуникаций там достаточно сложные, и у них тоже есть «недоремонт».

Недоремонт, провалы, и в прниципе понятно, что для нормальной работы системы нужно ремонтировать в год не менее 6-8 километров. Не за весь срок реализации инвестплана, а в год! Странно, что этого не учитывают специалисты СКС. Нет денег? Трудно в это поверить — в плане более трех миллиардов, и расходы на ремонт и перекладку составляют меньше пяти процентов. Хотелось бы, конечно, узнать и мнение по этому поводу министерства энергетики и ЖКХ. Понимают ли они, что такой инвестиционный план в конечном итоге приведет к катастрофам и необходимости тратить гораздо большие деньги на ликвидацию? Не только последствий, но и накопившегося недоремонта. Кстати, если внимательно прочитать Римера, а потом посмотреть на план, то можно понять, что к 2018 году состояние водопровода в Самаре будет чудовищным. Правительство Самарской области утвердило инвестиционный план компании «СКС», общественность промолчала. В ближайшие пять лет мы заплатим с вами более трех миллиардов рублей за то, чтобы число аварий и провалов в нашем городе продолжало расти. Обгоняя даже рост тарифов.

Возможно, у компании «СКС» есть обоснование необходимости таких объемов ремонта и министерство энергетики тоже опирается на какие-то неизвестные данные. Хотелось бы их увидеть. Но про 90% износа они, наверное, знают. Программа учитывает этот процент износа сетей или только возможности компании «СКС» по освоению крупных финансовых средств?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.