3 сентября в девятую годовщину трагических событий в Беслане в Арт-центре на улице Мичурина открылась переворачивающая выставка, придуманная самарским художником Фролом Веселым, ставшим куратором проекта и одним из авторов.
«Эта выставка — серьезный вызов для художника, – говорит Фрол Веселый. – Известную фразу Теодора Адорно о том, что после холокоста нельзя писать стихи, велик соблазн применить и здесь. Что может художник добавить к снимкам лиц людей, выносивших из завалов окровавленных детей? Но на практике позиция «что тут можно добавить?» очень легко превращается в разрешение себе не думать, не чувствовать, не вникать, не обсуждать, не вмешиваться. С помощью инсталляций и арт-объектов, которые будут представлены на выставке, мы попытались визуализировать события в Беслане и предложить художественное видение и интерпретацию этой трагедии».
Зная Фрола, сразу заметим, что про Адорно — очень задорно, но выставка работает так, как не работал ни один самарский арт-проект — люди выходят с «перевернутой башкой». И при этом он создал в Арт-центре действительно органичное художественное пространство, не единое, но сопряженное и подчиненное страшной логике тех событий. Несомненно, открывшийся в Арт-центре проект заслуживает самого серьезного художественного и культорологического разбора. Именно эта выставка требует анализа и даже использования в «пропагандистских» целях. Девять лет – достаточный срок, чтобы выросло поколение, не знающее о том, что такое Беслан. Поэтому школьников сюда надо водить классами, так же как и студентов в рамках патриотического воспитания. Это гораздо действеннее, чем то, что предлагает нам власть.
Достаточно сравнить эту пронзительную выставку с картинками народной радости, сделанными Ниной Дюковой на праздничном мероприятии, посвященном Дню антитеррористической солидарности, который отмечается 3 сентября в память как раз о Беслане. В Филармонии было весело.
А вот в Арт-центре — страшно. От вида голых окровавленных детей, от осознания бессмысленности и ужаса происходящего, из-за того, что половина немногочисленной публики в зале сначала вообще не очень понимает, о чем идет речь. В то время они сами учились в школе. Фрол напомнил. Грубо, но это именно здесь уместно.
«03.09.2004. Беслан (no comments)» — очень страшная выставка и непростая. Потому что никаких особых выводов она не делает. Просто показывает. Однобоко, как всё, сделанное человеками, потому что и Фрол, и все другие авторы смотрят на мир из своей головы и никак иначе. Используют простые и сильные образы. Местами бьют зрителя по голове или откровенно выжимают слезу. Тем более что такая прямолинейность нашему современному искусству не повредит, и каждая попытка актуализировать тему спорную, опасную и очень больную — это само по себе очень важно и нужно.
А в Арт-центре можно убедиться, что эта попытка для Фрола и всех участников проекта оказалась удачной. На эту выставку действительно надо вести молодежь, но в реальности (скорее всего) народу в недолгие дни работы будет еще меньше, чем в день открытия. А на открытии, увы, было немноголюдно. Никто не хочет потрясений от искусства? Никто не видит параллелей между произошедшим девять лет назад и сегодня? Или есть полная уверенность, что ничего подобного в России больше не повторится? На выставке не говорилось об этом, но расследование событий в Беслане не завершено до сих пор, спустя девять лет.