4 марта в галерее «Новое пространство» праздновали церемония награждения лауреатов открытого городского фотоконкурса и открытие фотовыставки его финалистов — «Самарский взгляд-2013».
Под патронажем областного отделения Союза журналистов любители и профессионалы застывшего кадра уже пятый год борются за благосклонность жюри, которое в этот раз возглавляли, аж двое столичных гостей: председатель Союза Фотохудожников России Андрей Баскаков и фотокорреспондент РИА «Новости», преподаватель факультета журналистики МГУ и национальной школы телевидения, обладатель самого престижного в фотожурналистике приза Golden Eye и трех золотых медалей World Press Photo Владимир Вяткин, персональная выставка которого не так давно прошла в самарской галерее «Виктория». Московские мэтры не преминули польстить местным начинаниям.
«Фотоконкурсы регулярно проходят и во всех российских городах, но таких масштабных как в Самаре от силы наберется пяток. Не часто можно встретить и такое пристальное внимание прессы, властей и энтузиазм Союза журналистов», — сказал Андрей Баскаков.
Что касается географии творческого первенства, то она и вправду оказалась рекордно обширной. Помимо Самары и области свои работы на суд жюри представили фотографы из Москвы, Новосибирска, Воронежа – 196 человек из двадцати регионов. После отбора, на итоговой выставке разместилось 181 работа от 60 авторов. На церемонии награждения организаторы отметили, что конкурс «приобретает международный размах», так как работы прислали «даже из Украины».
Очевидно, следуя советским традициям «отвечать на вызовы политической обстановки и международного положения» жюри наградило специальным дипломом за серию «Брак пожилых людей в гериатрическом отделении» в номинации «События» фотографа Ореста Лыжечка из украинского город Черткив.
Демократичные рамки конкурса позволили не только представить широкую географию участников, но и весьма разный уровень их подготовки. Вместе с маститыми фоторепортерами самарских и федеральных СМИ состязались как фотохудожники, чьи работы часты на региональных и всероссийских выставочных проектах, так и любителей, недавно взявшие камеру в руки. Последние часто не уступали профессионалам. В этом году конкурс проходил не в пяти, а в шести номинациях, так как организаторы решились добавить категорию «Коммерческая фотография», в которой конкурировали профессионалы рекламной, модельной и свадебной съемки. Первое место в этой номинации завоевал самарский фотограф Александр Ненашев за серию «Женитьба по-самарски» с кадрами местных залихватских подвенечных плясок и обрядового веселья. Ему же достался и специальный приз конкурса «Всё в шоколаде!».
В номинации «Другая реальность» первое место завоевала Елена Елеева (Самара) за черно-белую серию «Время», исполненную в технике мультиэкспозиции. На печальных, но лиричных кадрах наложены друг на друга по два изображения: крышка канализационного люка и фасад дореволюционного особняка, обшарпанная подворотня и силуэт современной точечной застройки, деревянная избушка и глухая кирпичная заводская стена с промышленными вентиляционными трубами. К сожалению, жюри обошло вниманием мрачным юмором слегка шокирующую серию «Жизнь как хохороны(Ж.К.Х.)» Николая Муханова. Пожалуй, его снимки стали единственным достойно исполненным концептуальным проектом на выставке. Но видимо организаторы решили, что с Муханова пока хватит и прошлогодней награды за первое место в этой же номинации.
В категории «Природа» победителем стала Ирина Воронкова (Самара) за работу «Телецкое озеро»- чудесный кадр с дикой лошадью, купающейся в озере среди окутанных облаками сказочных алтайских гор. Лаконичная и самая стильная на выставке черно-белая серия «Геометрия города» самарчанки Марии Полежаевой была отмечена победой в номинации «Город».
По поводу номинации «События» у жюри конкурса возникла проблема. Репортерский жанр фотографии предполагал наибольшее количество работ в этой категории, но при отборе организаторы были разочарованы их откровенно низким качеством настолько, что даже засомневались — стоит ли присуждать премию в этом году. В результате победители все-таки определились, по принципу «на безрыбье и рак рыба»… и первое место в этой категории занял Александр Кряжев из Новосибирска, за фотографию «Мешки на набережной». Не очень ясно, чем руководствовалось жюри, так как более отвечающей сути данной номинации выглядела серия «Нагорный» Анара Мовсумова из Чапаевска, который зафиксировал последствия взрывов прогремевших на складах полигона боеприпасов в июне прошлого года. Но фоторепортаж с места ЧП стал обладателем лишь второго места. В номинации «Люди и повседневная жизнь» первое место занял опять-таки Александр Кряжев, но уже за серию «Норильские моржи», красочно рассказывающую об экстремальных радостях любителей поплескаться в холодной воде на морозе.
Но главные призы конкурса достались местным авторам. Премию в категории «Лучшая художественная фотография» получил фотограф-любитель Михаил Петров за серию «Самарские голубятни». По его признанию, участие в конкурсе стало для него дебютом.
Премию «Лучшая пресс-фотография» получила фоторедактор Издательского дома «Коммерсант» Анастасия Кулагина. В данной номинации она побеждает уже второй год подряд. В нынешнем конкурсе ее серия «Неотложка» представила фоторепортаж о буднях службы «Скорой помощи». Оба фотографа за победу в творческом состязании получили денежную премию – по 15 тысяч рублей.
Несмотря на общий приподнятый тон атмосферы на награждении, результаты «Самарского взгляда» оценивают неоднозначно как профессионалы, так и любители.
Фотограф Николай Муханов: «Мне конкурс этого года показался более ровным. Раньше бывало, что уровень отдельных работ был высок и на их фоне остальные выглядели откровенно провальными. Сейчас большинство снимков более или менее одного профессионального качества. Выставка получилась без глобальных провалов».
Фотограф Сергей Осьмачкин высказал отношение к конкурсу на своей facebook-странице: «Только что с выставки «Самарский взгляд – 2014». Поздравляю! У нас в городе Самаре никогда не было внятной фотожурналистики. И сейчас — нет. Все эти так называемые «редакторы» в местных газетках и журнальчиках … как показала жизнь — полные импотенты! Потому как если весь мир давно заточен на визуальные — самые убедительные образы… доказательство настоящего. Все эти деятели тупо упирались и упираются — в литературу, в вербальное. Они по-другому мыслить не умеют. Их не научили. Они не видят ничего. Только буквы… Потому и так грустно наблюдать вот эту «выставку фотографического недоумения…».