Уже не секрет, что в Самаре окончательно (но как еще надеются некоторые романтики, не бесповоротно) отменили всенародные выборы мэра. Теперь «главный по городу» будет назначаться депутатами местной думы. Функции такого мэра будут скорее декоративными и представительскими. Вся власть, как предполагают эксперты, окажется в руках у губернатора, и частично – у нанятого для управления разнообразным городским хозяйством сити-менеджера. А мэр может, например, поздравлять горожан с праздником. Или важничать, встречая зарубежных гостей. Не слишком значительных.
Символично, что произошло это, по сути, в юбилейный год – 20 лет назад, 5 июня 1994 года, прошли первые выборы главы Самары. Тогда с рекордными 72,98% голосов победил Олег Сысуев, который к этому времени уже руководил городом как назначенец. Сейчас к новому способу получения мэра города в Самаре отнеслись по-разному. Некоторые обиделись — как это так, лишать горожан права выбора! Другие идею с энтузиазмом поддержали — нечего всякому там народу доверять столь важное дело. Большинством обывателей этот факт и вовсе остался незамеченным. И зря, поскольку выборы в Самаре всегда вносили в скучную провинциальную жизнь некоторое разнообразие. Есть что вспомнить. Мы, конечно, не удержались и вспомнили.
Молодежь, например, до сих пор не может забыть, как после выборов 2010 года ждали концерт группы «Чайф». Тогда появилась информация, что попасть на него могут только обладатели пригласительных билетов, что раздаются на избирательных участках. Это внесло сумятицу в ряды студенчества, не обладающего самарской пропиской. Паника оказалась напрасной – на концерт пускали всех.
Люди постарше любят вспоминать, что в борьбе за мэрское кресло Дмитрий Азаров демонстрировал невиданные замашки демократа, и даже пил пиво с представителями самарской блогосферы, которая тогда денег от администраций разных мастей практически не получала, и писала, что хотела.
Последние выборы мэра запомнятся массовым снятием кандидатов и парадоксальной ситуацией, когда действующий тогда градоначальник Виктор Тархов во время кампании практически не имел доступа на экраны телевизоров и страницы печатных СМИ.
А в 2006 году это на кресло мэра претендовал 21 кандидат! Правда, четверо желающих покорить главный кабинет городской администрации сошли с дистанции по пути к первому туру, но все равно! Одних только Лиманских среди претендентов на руку и сердце Самары было два. Георгий и созвучный ему Игорь. Последний был слесарем-ремонтником из Ульяновской области. Да что там! Горожане до сих пор с сентиментальными улыбками на лице, нет-нет, да вспомнят, как Виктор Тархов бросал белоснежную перчатку, вызывая Лиманского на дуэль. Тот, правда, этот жест понял своеобразно, и вызвал Тархова уже на дуэль телевизионную, пригласив в оппонента «К барьеру» — в программу Владимира Соловьева. Поговаривали, что участие популярного ведущего в предвыборной гонке обошлось Лиманскому в 100000$. Официально подтвердить этот факт никому не удалось. Зато доподлинно известно, что господин Тархов появился в студии с книгами Кирилла Шелестова (под этим псевдонимом творил Александр Князев), ручил их Соловьеву и гордо удалился. Оставив телеведущего и тогда еще действовавшего мэра вести светскую беседу друг с другом. Без всяких барьеров.
Еще поговаривали, что один из кандидатов той выборной гонки, за «слив» голосов в пользу Лиманского получил сумму, позволившую ему купить квартиру. В общем, пока существовали выборы, самарцам было не скучно. Более того, у горожан появлялся повод ощущать себя очень значимыми людьми. Чем ближе был срок голосования – тем больше внимания уделялось жителям нашего города. И всем вместе, и каждому по отдельности. Даже в самые беспросветные времена накануне дня выборов начинали укладывать асфальт или, например, красить фасады. И главное – давать обещания, от которых кружилась голова.
Вспомнить хоть одни выборы, прошедшие без скандала, невозможно. Лица некоторых «вечных кандидатов» — например, Михаила Матвеева или Валерия Синцова, стали самарцам почти родными. А их биографии – практически заучены наизусть. Куда теперь девать эту информацию?
А главное, что каждый раз, когда дела у очередного мэра шли совсем уж плохо, можно было утешать себя мстительной мыслью: что вот настанет день выборов, и там, в кабинке наедине с собой, появится возможность выразить свой протест. За 20 лет мы как-то избаловались и привыкли, что выборы мэра — есть. Какие-никакие. И в ночь голосования сидели у экрана в ожидании имени победившего кандидата. Теперь заветное имя горожанам просто объявят. Можно, конечно, начинать гадать: кто он? Но это уже не так интересно.