В День матери, который от чего-то в России решили отмечать в суровом ноябре, Интернет привычно заполонят умильные картинки, сознательные дети вручат мамам скромные подарки, а высокие чины наградят самых знатных продолжательниц рода. И можно быть уверенным, что среди них окажутся достойные женщины, но и без всяких наград в этот день будут готовить, стирать, убираться и любить своих детей мамы, которые за каждый день своей жизни достойны ордена Мужества.
Именно о таких женщинах мы разговариваем с председателем общественного движения по защите прав граждан «Добрый город» Еленой Молодцовой. Разговариваем у меня дома, в полупустой комнате, где заканчивается ремонт, и голос Елены отдается в ней легким эхом. Так получилось, что истории некоторых ее подопечных мне хорошо знакомы: например, Лена. Одна воспитывает пятерых детей, недавно стараниями Молодцовой переехала в новую квартиру, и это радость, конечно, радость. А Света — вдова, есть шестеро малышей, и пока аварийное жилье, но власти обещали, что все будет. Аня в одиночку тянет троих, и ее сын с диагнозом ДЦП передвигается в инвалидной коляске, но Анна едет с ним в Москву и верит, что обязательно поставит его на ноги… Мы говорим о том, что политики много говорят о роли материнства. Только в реальной жизни отчего-то получается, что эти самые мамы никому не нужны. Разве что Лене, и друг другу. Потому, что вместе – проще выжить.
— Ну, ты же сама понимаешь, что государственная поддержка материнства на деле как правило оказывается ничем, — кипятится Лена, — вот реально, что делается для таких женщин? Не считая пособий, на которые не проживешь. Я сама была на месте этих мам, я старшего сына 14 лет растила самостоятельно, не получая на него ни копейки алиментов. Работодателю такие мамы не интересны; я помню, что увольнялась из одной из газет, когда меня в очередной раз упрекнули, что мои дети слишком часто болеют. И я понимаю, что бизнесу действительно сложно с такой мамой, но вот если бы была государственная поддержка предприятий, на которых трудятся такие родительницы? Чтобы было выгодно их держать на рабочих местах. Пока дети маленькие, многие одинокие мамы вынуждены забыть о карьерных амбициях. Они не могут зарабатывать не потому, что они ленивые, а потому что некому встречать детей из школы, сидеть с ними на больничном, делать уроки. Другое дело, когда речь идет о подростках, тут проще. Но опять же, вот у Ани сын передвигается на инвалидной коляске. Мама нужна ему постоянно, его нельзя оставить одного, но мы постоянно слышим упреки: «а она не пробовала пойти поработать?» Как? Я не люблю красивых фильмов, где мама одна, у нее куча детей и вот она пошла и сделала блестящую карьеру. Если у женщины нет бабушки, которая будет сидеть с внуками, нет поддержки клана родственников, то говорить о блестящих перспективах для нее просто не приходится. Будем честными. Не нужно ее в этом упрекать. Конечно, бывают исключения из правил, но это – исключения. Я сама работала только потому, что с моим старшим сыном сидела бабушка, которая и занималась, по большей части, его воспитанием. Этот провал в общении я ощущаю до сих пор.
Именно по этой причине мы и помогаем одиноким и многодетным мамам. Помогаем, как сама знаешь, не имея практически никакой поддержки. Мне даже коллеги-благотворители часто говорят, что это не тема, что на нее никто и никогда не даст денег. Помню, как обратилась в один из департаментов с просьбой помочь нам найти деньги на психолога. Мне сказали: не нужен им такой специалист, мы лучше знаем. Но ведь эти женщины, они же все надломленные, у каждой в прошлом истории — одна страшнее другой. И им нужна помощь, чтобы жить дальше, чтобы нормально растить детей. Но мужчины из департаментов, оказывается, лучше меня знают, что нужно женщинам, с которыми я общаюсь каждый день.
И я знаю, как много нужно на только ребенка. Накормить, одеть достойно, чтобы на фоне одноклассников он не выглядел оборванцем. И с этими проблемами мы вполне справляемся. Даже делаем ремонт и подыскиваем мебель, потому что ремонт — это то, что наши женщины уже точно не потянут сами, а ребенок должен расти в нормальных условиях, это же среда, которая его формирует! Это важно! Другое дело, что я вечно ищу транспорт, чтобы эту мебель привезти. Для нас это проблема, огромная проблема! Да что там ремонт: починить сантехнику, отремонтировать электропроводку, как это сделать в ситуации, когда нет ни денег, ни мужских рук? И тут опять приходим мы, находим людей, договариваемся с ними.
Но остается еще много тем. Досуг, например — дети должны получать впечатления, видеть мир. Я помню, как я две многодетных семьи вывезла в зоопарк и Макдоналдс. Так вот, в этом американском ресторане дети были впервые, понимаешь? Для них это было событие! Это неправильно. Сейчас я надеюсь запустить программу, которая позволит детям из таких семей получать впечатления и развиваться. Потому что у этих мальчишек и девчонок тоже должно быть детство. И конечно, встает проблема дополнительного образования, ведь многие кружки и секции сейчас платные, что просто нереально для наших мам. И я не знаю, где мне найти социально-ответственный бизнес, который рискнет взять на себя оплату дополнительного образования для детей многодетных одиноких мам. Мне кажется, еще и общество во многом не готово к принятию таких проблем, сколько мы слышим: «понарожали» и «о чем они думали?».
Я скажу, о чем. Они думали о хорошем, и каждого ребенка рожали осознанно. Возможно, они, да и многие из нас, выбрали не тех мужчин. Но в чем, например, виновата моя Светка, муж которой погиб? Честно скажу тебе, что я не берусь работать с мамами- разгильдяйками, с теми, кто ничего не хочет сделать для себя и своих детей. Все женщины, которым мы помогаем, они сами бьются, они сами стараются, но им просто невероятно сложно справиться со всем самостоятельно.
И еще, я хочу тебе сказать такую вещь: практически все мечтают о женском счастье. А это значит, что они должны быть красивы, ухожены, и здоровы. То есть, найти хоть минимальные ресурсы на себя. Те же зубы вылечить — большая проблема. А как они портятся во время беременности? А когда этих беременностей было много? А готово ли государство предоставлять хоть какие-то льготы многодетным мамам в этой области? Нет. И я мечтаю договориться с клиниками, пусть вылечат хоть каждой маме по зубу… Я не согласна, абсолютно не согласна с мнением, что если у женщины есть дети, то она не имеет права претендовать на то, чтобы быть красивой и счастливой. Пожалуйста, не нужно их судить. И за желание устроить свою судьбу тоже.
Они и так чувствуют себя очень одинокими. Ты не представляешь, сколько раз в разговорах звучит эта фраза: я никому не нужна. И я уговариваю, повторяю: ты нужна нам. Потому что вместе мы сила, мы такой кулачок, который невозможно разжать, мы справимся. А еще они случаются, плачут, когда им помогают. Даже если речь идет просто о пакете с продуктами. Плачут, потому что привыкли, что до них никому нет дела. А ведь самое важное, с моей точки зрения, правило — если человеку плохо, он не должен оставаться один. Особенно, когда это чья-то мама.