Вчера открывалась выставка Владимира Логутова – «Встречи». На мероприятие я собиралась неохотно. Современное искусство, тайные знания, которые не даст ни один репетитор, неуловимые концепции, сложные формы, неявное содержание, ускользающий смысл. Зрители, имитирующие понимание. Художники, подробно рассказывающие, почему груда ссохшихся тряпок – лучшая иллюстрация к работе Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма».
Состоялось в «Арт-Пропаганде». Холодный вечер марта, голый лед под ногами, улица Куйбышева хорошо освещена, у магазина игрушек на подступах к галерее стоит знакомый журналист и торопливо курит.
«Пытаюсь рассмотреть принцип, по которому здесь размещены изделия», — журналист указывает рукой с сигаретой на витрину, заставленную портфелями, грузовиками, медведями разных размеров, выделяется кукла в картонной коробке со странным выражением лица.
На улице холодно, на первом этаже «Арт-Пропаганды» ничуть не теплее, на втором – разве что на пару незначительных градусов, но в выставочном зале – очень тепло. В дальнем левом углу Владимир Логутов в черных одеждах дает интервью журналистке маленького роста, журналистка быстро-быстро записывает ручкой в блокнот.
«Добрый вечер, Владимир. Поздравляю, прекрасная выставка»
«Привет», — отвечает он.
Выставка состоит из двух частей. На левой стене – четыре больших картины. Встреча человека с необъяснимым. Дальняя от окна картина называется «Встреча с золотой пылью»: трое мужчин склонили головы и рассматривают что-то невидимое у своих ног. Золотую пыль.
Художник Александр Веревкин сидит на подоконнике. Филолог Илья Саморуков, волнуясь, говорит: «Это очень сложная выставка. Не знаю, кто из присутствующих сможет понять ее. Может быть, человека три. Объяснить? Я попробую объяснить. Как-нибудь попроще. Сейчас здесь много народа, потому что это – открытие, событие и люди пришли. Именно сейчас и здесь можно получить представление о смысле этой выставки. Встреча человека с необъяснимым. Встреча человека с искусством художника именно в галерее! Здесь и сейчас. Но и это далеко не всё. Видишь это зеркало? Большое зеркало, с одной стороны, и картина, установленная на полу лицом к стене – с другой стороны, для равновесия. Изнанка. Встреча с явлением, с субъектом, объектом, самим собой, но уже измененным… Все продумано, и то, что Логутов раздает распечатанную статью «Культурные противоречия тусовки» — не случайно. Это правильный жест, возвращает к теме неочевидных коммуникаций и их противоречий…».
«Встреча мальчика с песочным персиком»: хорошенький мальчик, возможно – пионер, подвернуты до колен штаны, в руках – палка для проверки качества дна водоемов. Отличная иллюстрация для рассказов Носова, например, про Мишкину кашу. Мальчик внимательно разглядывает персик очень большого размера.
Сотрудница известной самарской галереи говорит, отражаясь в зеркале и поправляя прическу: «Явные фрейдистские мотивы, ты не находишь? Маленький мальчик, и этот гигантский персик, он еще так повернут специально, своей негладкой стороной с канавкой посередине… И мальчик замер, и еще эта палка у него в руках…».
Художник Логутов говорит, широко улыбаясь: «Сначала я хотел сделать Встречу девочки с большим бананом, но передумал».
В центре помещения арт-директор Михаил Савченко беседует с человеком в пальто, отвечает на вопросы: «Что же он на банкет не разорился?» — «А смысл?».
«Встреча трех молодых женщин с небольшим антителом»: молодые женщины, их три, вид сзади, перед ними звездообразная черная дыра действительно, небольшого размера.
«Встреча с каплей крови»: прелестный длинноносый мужчина, изображен в профиль, внимательно изучает каплю крови. Капля крови красиво зависла на уровне его прищуренных глаз. Левая рука мужчины свободно опущена. Правая – незаметна.
На подоконнике художник Александр Веревкин уже не сидит.
Правая стена – мрачных тонов картины, по контрасту с бело-абрикосовыми и пионерскими напротив. Тени зрителей, контуры лиц, плеч. Особое внимание привлекает птичья голова среди человеческих, круглый глаз, впечатление страшноватое. Так вот встретишь себя в маске птицы, и не узнаешь.
Знакомый журналист говорит: «Это мы, зрители. Отразившись в зеркале, мы видим себя своими глазами, а здесь мы видим себя глазами художника. Такой вот серой массой, без определенных черт, без отличительных признаков… даже без половых».
Эти картины не имеют названий. Владимир Логутов говорит, широко улыбаясь: «А разве им нужны названия?».
Две девочки лет восемнадцати переговариваются. Ученицы художественной школы, наверное. «Ты записала вопросы? Где, ну где? Ничего не разберешь. Давай еще раз продумаем. Короче, мы подходим к нему, и я говорю… А потом ты говоришь…». К ним подходит третья девочка: «Ну что, спросили?». Девочки отмахиваются: «Мы настраиваемся, не мешай».
Вспышки фотокамер. Неизменно оправляющие одежду перед зеркалом дамы. Ровный шум.
Сотрудница известной самарской галереи говорит: «И представляешь, такое огромное зеркало- всего четыре тысячи, вместе с доставкой… Надо домой заказать…».
Знакомый журналист говорит: «Сегодня интервью брал у одной старушки, три с половиной часа. Три с половиной часа! Нисколько не жалею. В следующем номере выйдет. Она такие вещи делает из глины, с ума сойти. Нет, ну почему сразу – свистульки…».
Рослая дама в затейливом черном платье говорит: «Что делаем потом? Нет, я тебя умоляю, только не туда… Сыта прошлой субботой по горло… Не знаешь, в «бумажке» сегодня что? Сейчас Вадику позвоню…»
Сотрудница известной самарской галереи говорит: «Ты не знакома с художницей Екатериной Соломатовой? Кажется, она сейчас занимается фотографией. Очень, очень, хочу с ней поговорить, но не знаю – о чем».
Худая и красивая какой-то колющей красотой девушка говорит: «А в Новом Пространстве сегодня – приезжает Майоров. Программы «Бабье лето» не смотрели? Со знаменитыми советскими актрисами? Там фотограф — Аслан Ахмадов, его работы…портреты…».
Фотокорреспондент упаковывает аппаратуру в кожаный рыжий кофр: «Со вчерашнего вечера ничего не жрал, кажется. Или я завтракал? Или нет? Колбасу я когда доел? Вчера или сегодня? Неизвестно…».
Пышная блондинка, прикусив нижнюю губу: «И я вот думаю, что предпочесть: чихуахуа мальчик, голубой окрас, или чихуахуа девочка, ярко-рыжий окрас? Или вот еще есть нелающие собаки, забыла название… Спутники фараонов! Так вот они восстанавливают ауру…Как же они называются, господи…».
Знакомый журналист: «Отличная выставка. Я поражен, если честно. Приятно, что в Самаре есть художник уровня Ильи Кабакова, например. Надеюсь, Логутов будет продолжать этот цикл, это направление… это движение…».
Владимир Логутов держит в руках нетолстую пачку листов, скрепленных между собой. Раздает желающим. Как анонсировал филолог Саморуков, это распечатка статьи Виктора Мизиано «Культурные противоречия тусовки». Публика расходилась по домам и after party. Открытие выставки состоялось.
Современное искусство! тайные знания! неуловимые концепции! сложные формы! неявное содержание! ускользающий смысл! Да!
С 11 по 30 марта.
класс :)
Не знаю, была ли у автора идея доказать на конкретном примере существование тех самых противоречий в тусовке, но это факт.
хи-хи-хи! жжошь Наташа!!!)))
Ирония соответствует замыслу. Необъяснимое наконец-то появилось. На стенке.
Кажется, что для художника Логутова тесна Самара и слишком не подготовлены зрители. Жаль.
Мне нравятся фотографии картин. Они выставлены на продажу? Интересно.
Статья правильная, кстати. Интересно, что большинство публики вполне подготовлено (или знание Ренессанса, фламандской живописи, модернизма только помеха? Ну-ну). Конечно, Логутов сечёт фишку с современной культурой, ему ею и заниматься… Саморуков рубит в трактовке… Но, видимо, «готовить» зрителя надо так: полностью отбивать ему чувственность и воображение, чтобы он сразу въезжал в суть — стильно зарисованные фотграфии с разными там встречами. Не Сретеньями (встречами с чудом, — когда мурашки идут по коже), а = тусовками со всякой всячиной (капля крови, золотая пыль, половозрелый персик, дырочка). И встречи не с чем-то, а с Фрейдом опять и прочей братвой. Персонажи любуются собой, а художник — совершенно откровенно — собой. Потому остается (посвященным, то бишь просвещенным Саморуковым) посмотреться в зеркало — и в меру одаренности эгоцентризмом — тоже полюбоваться собой. Кто мешает? «Только помочь хотим!» Думаю, автор статьи сделала классный финт: она не стала любоваться собой и увлеклась происходящим вовне, и увидела кучу всего интересного, что могло бы стать предметом картины, но нет, не станет, ведь художникам от себя — любимых — , от своей одаренности, своей техники, — не оторваться.
Может, я сгоряча. Очень поразило (по женски), что Логутову не важно, кто встречается с чем-то. Что женщины там безликие, со спины очень неинтересные, несексуальные, осевшие в таз, опустившие плечи, задастые и — судя по фигурам — офигеть какие равнодушные. Для меня это закрывает идею. Всё-таки я тоже в художке училась и хотелось бы видеть в акте искусства более интересную технику человеческой анатомии и характера. И не надо говорить мне, что это сейчас не важно — всякое там индивидуальное, всякие изыски, живописность. Художник творит визуальный объект, этот объект должен привлекать глаз интересной формой. А перед нами головные идеи, иллюстрации к статьям философоф. Художник говорит: вы видите людей, которые, как вы, пришли куда-то не пойми зачем, и ничего не видят, а там, понимаешь ли, — дыра. То есть так нам и не скажут, что бы такое увидеть, сами всматривайтесь. В персике, кстати, тоже нет ничего аппетитного. Я понимаю, что меня сейчас побьют палками, но — каким бы не был черный квадрат Малевича, почему он так криво нарисован и так безобразно замазан? Это открывает художникам широкий путь, а на этом пути чего только не встретишь. Заметьте разницу: не именно это и это, а все что угодно!
Вот-вот….
«…Современное искусство.. тайные знания.. неуловимые концепции.. сложные формы.. неявное содержание.. ускользающий смысл…»-как же в точку,автор попала…
Мне интересно только,что Апрелева написала про выставку.
Я заочно очень уважаю художника Логутова(мне почему-то,он представился стильным весельчаком…
-«Поздравляю, прекрасная выставка»
«Привет», — отвечает он.)
Не знаю,я ничего не понимаю в современном искусстве..
мне кажется,что такой персик,и мой пятилетний рыжий сын,легко нарисует…
Повторяю-ничего не понимаю.
Спасибо за статью-как обычно взахлёб:)))
Предложите вашему сыну, ради любопытства, нарисовать такой персик. Я не верю, что него ТАК получится. Скорее всего, у него получится жёлтый круг.
То есть критерий такой: нарисован не круг, есть ложбинка и шероховатая поверхность, — значит это художественный персик. Я не понимаю, почему он не АППЕТИТНЫЙ, то есть никакой? Вещь, похожая на персик, но её не хочется «ни съесть, ни выпить, ни поцеловать».
А с этим я не спорю.
Впрочем, вряд ли Логутов хотел изобразить персик, который хотелось бы съесть. Это всё-таки и не персик, это знак персика.
Логутов очень стильный!
Мне нравится та атмосфера, которая возникает после прочтения. Как будто сама видела и побывала на выставке. Это важно, чтобы ощущение присутствия.
а я люблю игру в мяч
Прекрасная полемика развернулась. Логутов между прочим известен и популярен, но в Самаре где довлеет реалистическая школа турдновато завоевать восторг публики, я считаю. Вот например в формат Винзавода в Москве он отлично вписывается.) Но именно на фоне реалитической школы может быть и нужны такие встряски-чтоб публика, не застывала, мыслила. Для молодежи конечно полезно…Эмоции, мысли. Состоявшийся художник, пройдя по выставке, улыбнется, не более. Улыбнется в ответ широкой улыбке Логутова)))
Что вы этого Саморукова пиарите. Бред какой-то сказал.
А вы еще повторяете.
Я не понимаю до каких пор в Самаре эту халтуру будут искусством называть.
Арт-пропаганда — пристанище бездарей и шарлатанов.
действительно, зеркало за 4 тыщи нужно брать
Неправда, вот выставка Ишино была бесподобная, картины-нам понравились.
Конечно, Саморуков сказал бред, только вот у него почему-то есть что сказать, а уважаемому анониму выше — нечего, кроме как бранить арт-про. Где хоть сколько-нибудь весомые аргументы? Например: арт-про — шарлатаны, потому что… и тп
Я вот скажу, что Логутов — хороший художник, потому что ему прекрасно удается передать свое настроение и атмосферу в тот или иной момент. Его картины с потеками краски — это настоящие шедевры, образчики жанра.