Встречное движение

Вчера открывалась выставка Владимира Логутова – «Встречи». На мероприятие я собиралась неохотно. Современное искусство, тайные знания, которые не даст ни один репетитор, неуловимые концепции, сложные формы, неявное содержание, ускользающий смысл. Зрители, имитирующие понимание. Художники, подробно рассказывающие, почему груда ссохшихся тряпок – лучшая иллюстрация к работе Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма».

Состоялось в «Арт-Пропаганде». Холодный вечер марта, голый лед под ногами, улица Куйбышева хорошо освещена, у магазина игрушек на подступах к галерее стоит знакомый журналист и торопливо курит.

«Пытаюсь рассмотреть принцип, по которому здесь размещены изделия», — журналист указывает рукой с сигаретой на витрину, заставленную портфелями, грузовиками, медведями разных размеров, выделяется кукла в картонной коробке со странным выражением лица.

На улице холодно, на первом этаже «Арт-Пропаганды» ничуть не теплее, на втором – разве что на пару незначительных градусов, но в выставочном зале – очень тепло. В дальнем левом углу Владимир Логутов в черных одеждах дает интервью журналистке маленького роста, журналистка быстро-быстро записывает ручкой в блокнот.

«Добрый вечер, Владимир. Поздравляю, прекрасная выставка»

«Привет», — отвечает он.

Выставка состоит из двух частей. На левой стене – четыре больших картины. Встреча человека с необъяснимым. Дальняя от окна картина называется «Встреча с золотой пылью»: трое мужчин склонили головы и рассматривают что-то невидимое у своих ног. Золотую пыль.

Художник Александр Веревкин сидит на подоконнике. Филолог Илья Саморуков, волнуясь, говорит: «Это очень сложная выставка. Не знаю, кто из присутствующих сможет понять ее. Может быть, человека три. Объяснить? Я попробую объяснить. Как-нибудь попроще. Сейчас здесь много народа, потому что это – открытие, событие и люди пришли. Именно сейчас и здесь можно получить представление о смысле этой выставки. Встреча человека с необъяснимым. Встреча человека с искусством художника именно в галерее! Здесь и сейчас. Но и это далеко не всё. Видишь это зеркало? Большое зеркало, с одной стороны, и картина, установленная на полу лицом к стене – с другой стороны, для равновесия. Изнанка. Встреча с явлением, с субъектом, объектом, самим собой, но уже измененным… Все продумано, и то, что Логутов раздает распечатанную статью «Культурные противоречия тусовки» — не случайно. Это правильный жест, возвращает к теме неочевидных коммуникаций и их противоречий…».

«Встреча мальчика с песочным персиком»: хорошенький мальчик, возможно – пионер, подвернуты до колен штаны, в руках – палка для проверки качества дна водоемов. Отличная иллюстрация для рассказов Носова, например, про Мишкину кашу. Мальчик внимательно разглядывает персик очень большого размера.

Сотрудница известной самарской галереи говорит, отражаясь в зеркале и поправляя прическу: «Явные фрейдистские мотивы, ты не находишь? Маленький мальчик, и этот гигантский персик, он еще так повернут специально, своей негладкой стороной с канавкой посередине… И мальчик замер, и еще эта палка у него в руках…».

Художник Логутов говорит, широко улыбаясь: «Сначала я хотел сделать Встречу девочки с большим бананом, но передумал».

В центре помещения арт-директор Михаил Савченко беседует с человеком в пальто, отвечает на вопросы: «Что же он на банкет не разорился?» — «А смысл?».

«Встреча трех молодых женщин с небольшим антителом»: молодые женщины, их три, вид сзади, перед ними звездообразная черная дыра действительно, небольшого размера.

«Встреча с каплей крови»: прелестный длинноносый мужчина, изображен в профиль, внимательно изучает каплю крови. Капля крови красиво зависла на уровне его прищуренных глаз. Левая рука мужчины свободно опущена. Правая – незаметна.

На подоконнике художник Александр Веревкин уже не сидит.

Правая стена – мрачных тонов картины, по контрасту с бело-абрикосовыми и пионерскими напротив. Тени зрителей, контуры лиц, плеч. Особое внимание привлекает птичья голова среди человеческих, круглый глаз, впечатление страшноватое. Так вот встретишь себя в маске птицы, и не узнаешь.

Знакомый журналист говорит: «Это мы, зрители. Отразившись в зеркале, мы видим себя своими глазами, а здесь мы видим себя глазами художника. Такой вот серой массой, без определенных черт, без отличительных признаков… даже без половых».

Эти картины не имеют названий. Владимир Логутов говорит, широко улыбаясь: «А разве им нужны названия?».

Две девочки лет восемнадцати переговариваются. Ученицы художественной школы, наверное. «Ты записала вопросы? Где, ну где? Ничего не разберешь. Давай еще раз продумаем. Короче, мы подходим к нему, и я говорю… А потом ты говоришь…». К ним подходит третья девочка: «Ну что, спросили?». Девочки отмахиваются: «Мы настраиваемся, не мешай».

Вспышки фотокамер. Неизменно оправляющие одежду перед зеркалом дамы. Ровный шум.

Сотрудница известной самарской галереи говорит: «И представляешь, такое огромное зеркало- всего четыре тысячи, вместе с доставкой… Надо домой заказать…».

Знакомый журналист говорит: «Сегодня интервью брал у одной старушки, три с половиной часа. Три с половиной часа! Нисколько не жалею. В следующем номере выйдет. Она такие вещи делает из глины, с ума сойти. Нет, ну почему сразу – свистульки…».

Рослая дама в затейливом черном платье говорит: «Что делаем потом? Нет, я тебя умоляю, только не туда… Сыта прошлой субботой по горло… Не знаешь, в «бумажке» сегодня что? Сейчас Вадику позвоню…»

Сотрудница известной самарской галереи говорит: «Ты не знакома с художницей Екатериной Соломатовой? Кажется, она сейчас занимается фотографией. Очень, очень, хочу с ней поговорить, но не знаю – о чем».

Худая и красивая какой-то колющей красотой девушка говорит: «А в Новом Пространстве сегодня – приезжает Майоров. Программы «Бабье лето» не смотрели? Со знаменитыми советскими актрисами? Там фотограф — Аслан Ахмадов, его работы…портреты…».

Фотокорреспондент упаковывает аппаратуру в кожаный рыжий кофр: «Со вчерашнего вечера ничего не жрал, кажется. Или я завтракал? Или нет? Колбасу я когда доел? Вчера или сегодня? Неизвестно…».

Пышная блондинка, прикусив нижнюю губу: «И я вот думаю, что предпочесть: чихуахуа мальчик, голубой окрас, или чихуахуа девочка, ярко-рыжий окрас? Или вот еще есть нелающие собаки, забыла название… Спутники фараонов! Так вот они восстанавливают ауру…Как же они называются, господи…».

Знакомый журналист: «Отличная выставка. Я поражен, если честно. Приятно, что в Самаре есть художник уровня Ильи Кабакова, например. Надеюсь, Логутов будет продолжать этот цикл, это направление… это движение…».

Владимир Логутов держит в руках нетолстую пачку листов, скрепленных между собой. Раздает желающим. Как анонсировал филолог Саморуков, это распечатка статьи Виктора Мизиано «Культурные противоречия тусовки». Публика расходилась по домам и after party. Открытие выставки состоялось.

Современное искусство! тайные знания! неуловимые концепции! сложные формы! неявное содержание! ускользающий смысл! Да!

С 11 по 30 марта.

20 thoughts on “Встречное движение”

  1. Не знаю, была ли у автора идея доказать на конкретном примере существование тех самых противоречий в тусовке, но это факт.

    Ответить
  2. Ирония соответствует замыслу. Необъяснимое наконец-то появилось. На стенке.

    Ответить
  3. Кажется, что для художника Логутова тесна Самара и слишком не подготовлены зрители. Жаль.

    Ответить
  4. Статья правильная, кстати. Интересно, что большинство публики вполне подготовлено (или знание Ренессанса, фламандской живописи, модернизма только помеха? Ну-ну). Конечно, Логутов сечёт фишку с современной культурой, ему ею и заниматься… Саморуков рубит в трактовке… Но, видимо, «готовить» зрителя надо так: полностью отбивать ему чувственность и воображение, чтобы он сразу въезжал в суть — стильно зарисованные фотграфии с разными там встречами. Не Сретеньями (встречами с чудом, — когда мурашки идут по коже), а = тусовками со всякой всячиной (капля крови, золотая пыль, половозрелый персик, дырочка). И встречи не с чем-то, а с Фрейдом опять и прочей братвой. Персонажи любуются собой, а художник — совершенно откровенно — собой. Потому остается (посвященным, то бишь просвещенным Саморуковым) посмотреться в зеркало — и в меру одаренности эгоцентризмом — тоже полюбоваться собой. Кто мешает? «Только помочь хотим!» Думаю, автор статьи сделала классный финт: она не стала любоваться собой и увлеклась происходящим вовне, и увидела кучу всего интересного, что могло бы стать предметом картины, но нет, не станет, ведь художникам от себя — любимых — , от своей одаренности, своей техники, — не оторваться.

    Ответить
  5. Может, я сгоряча. Очень поразило (по женски), что Логутову не важно, кто встречается с чем-то. Что женщины там безликие, со спины очень неинтересные, несексуальные, осевшие в таз, опустившие плечи, задастые и — судя по фигурам — офигеть какие равнодушные. Для меня это закрывает идею. Всё-таки я тоже в художке училась и хотелось бы видеть в акте искусства более интересную технику человеческой анатомии и характера. И не надо говорить мне, что это сейчас не важно — всякое там индивидуальное, всякие изыски, живописность. Художник творит визуальный объект, этот объект должен привлекать глаз интересной формой. А перед нами головные идеи, иллюстрации к статьям философоф. Художник говорит: вы видите людей, которые, как вы, пришли куда-то не пойми зачем, и ничего не видят, а там, понимаешь ли, — дыра. То есть так нам и не скажут, что бы такое увидеть, сами всматривайтесь. В персике, кстати, тоже нет ничего аппетитного. Я понимаю, что меня сейчас побьют палками, но — каким бы не был черный квадрат Малевича, почему он так криво нарисован и так безобразно замазан? Это открывает художникам широкий путь, а на этом пути чего только не встретишь. Заметьте разницу: не именно это и это, а все что угодно!

    Ответить
  6. Вот-вот….
    «…Современное искусство.. тайные знания.. неуловимые концепции.. сложные формы.. неявное содержание.. ускользающий смысл…»-как же в точку,автор попала…
    Мне интересно только,что Апрелева написала про выставку.
    Я заочно очень уважаю художника Логутова(мне почему-то,он представился стильным весельчаком…
    -«Поздравляю, прекрасная выставка»

    «Привет», — отвечает он.)
    Не знаю,я ничего не понимаю в современном искусстве..
    мне кажется,что такой персик,и мой пятилетний рыжий сын,легко нарисует…
    Повторяю-ничего не понимаю.
    Спасибо за статью-как обычно взахлёб:)))

    Ответить
    • Предложите вашему сыну, ради любопытства, нарисовать такой персик. Я не верю, что него ТАК получится. Скорее всего, у него получится жёлтый круг.

      Ответить
      • То есть критерий такой: нарисован не круг, есть ложбинка и шероховатая поверхность, — значит это художественный персик. Я не понимаю, почему он не АППЕТИТНЫЙ, то есть никакой? Вещь, похожая на персик, но её не хочется «ни съесть, ни выпить, ни поцеловать».

        Ответить
        • А с этим я не спорю.
          Впрочем, вряд ли Логутов хотел изобразить персик, который хотелось бы съесть. Это всё-таки и не персик, это знак персика.

          Ответить
  7. Мне нравится та атмосфера, которая возникает после прочтения. Как будто сама видела и побывала на выставке. Это важно, чтобы ощущение присутствия.

    Ответить
  8. Прекрасная полемика развернулась. Логутов между прочим известен и популярен, но в Самаре где довлеет реалистическая школа турдновато завоевать восторг публики, я считаю. Вот например в формат Винзавода в Москве он отлично вписывается.) Но именно на фоне реалитической школы может быть и нужны такие встряски-чтоб публика, не застывала, мыслила. Для молодежи конечно полезно…Эмоции, мысли. Состоявшийся художник, пройдя по выставке, улыбнется, не более. Улыбнется в ответ широкой улыбке Логутова)))

    Ответить
  9. Что вы этого Саморукова пиарите. Бред какой-то сказал.
    А вы еще повторяете.
    Я не понимаю до каких пор в Самаре эту халтуру будут искусством называть.
    Арт-пропаганда — пристанище бездарей и шарлатанов.

    Ответить
  10. Неправда, вот выставка Ишино была бесподобная, картины-нам понравились.

    Ответить
  11. Конечно, Саморуков сказал бред, только вот у него почему-то есть что сказать, а уважаемому анониму выше — нечего, кроме как бранить арт-про. Где хоть сколько-нибудь весомые аргументы? Например: арт-про — шарлатаны, потому что… и тп
    Я вот скажу, что Логутов — хороший художник, потому что ему прекрасно удается передать свое настроение и атмосферу в тот или иной момент. Его картины с потеками краски — это настоящие шедевры, образчики жанра.

    Ответить

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.