9 февраля 2010 года было опубликовано письмо министра культуры Самарской области Ольги Рыбаковой, в котором она предлагала Самарской региональной организации Всероссийской общественной организации «Союз архитекторов России» провести выездное заседание президиума организации с целью осмотра состояния и работ по сохранению трех объектов культурного наследия на территории Самары: усадьбы Курлиной (Фрунзе, 159), особняка Шихобалова («Дом с атлантами») и ДК им. Куйбышева (здание Самарского академического театра оперы и балета). Поводом стал ряд публикаций заслуженного архитектора России, члена-корреспондента РААСН Вагана Каркарьяна, открыто критикующего действие областного минкульта.
Спустя две недели, 4 марта, архитекторы вместе с членами общественного движения «Комитет спасения старой Самары» и представителями СМИ посетили все три объекта и засвидетельствовали их состояние. Министр О.В. Рыбакова, как и всегда в таких случаях, не присутствовала на осмотре. Все комментарии давались консультантом министерства культуры Александром Аксариным. Оценки оказались очень разными.
Главным объектом маршрута являлся особняк А.П. Курлиной. Предварительно, за час до визита группы архитекторов, в срочном порядке были убраны завалы снега у фасада с улицы Фрунзе, видимо, чтобы фасад не казался неухоженным. В интерьерах нас встретили отопленные помещения – практически под каждым окном располагается отопительная батарея. Можно было отметить, что топят к приходу архитекторов на славу, особенно это чувствовалось в подвале с тяжелым горячим воздухом, который группе наблюдателей не стали демонстрировать.
Напомню, что после пожара в декабре 2008 года, реставрационные работы на объекте не возобновлялись. С плафонов первого этажа снят слой краски. Есть повреждения в виде многочисленных трещин и кусков отвалившегося лепного декора. К счастью, общий рисунок сохранился, цел и плафон и с изображением парящей нимфы. В других комнатах во многих местах обвалилась штукатурка. На одном из окон первого этажа кто-то из работников компании-реставратора, закручивая саморез с прессшайбой, решил сообщить нам, что он родом из таджикского города Калхазабада. Чугунная лестница имеет многочисленные повреждения. Разбиты металлические ступени – уничтожена часть чугунных балясин. На втором этаже еще более печальная картина. Значительная часть потолка представляет собой свисающие остатки штукатурки, обугленные балки и остатки облупившейся краски, как на самом потолке, так и на стенах.
Как и ожидалось, одно из окон второго этажа оказалось без стекла. Вместо него, оконный переплет облеплен полиэтиленом. Но г. Аксарина это нисколько не смутило. Консультант министерства культуры считает, что при наличии батареи под окном, холод в помещение практически не проникает. Интересно, как чиновник себе это представляет в тридцатиградусный мороз? Поскольку день был теплым, и температура была около нуля, проверить его утверждение не представлялось возможным. Далее прозвучала следующая фраза г. Аксарина: «Вы бывали на современной стройке? Там сразу стекла вставляют? Окна там точно так же покрыты двойным слоем полиэтилена». Чиновник не видит смысла в установке стекол и считает это напрасной тратой бюджетных денег, поскольку оконные рамы будут реставрироваться. На вопрос об отсутствии водоотводов и лед на стенах особняка, Аксарин ответил: «Понятно, что это не для одного здания, ни для старого, ни для нового не полезно, плитка подвергается негативному воздействию. Будем надеяться, что ничего смертельного не произойдет, потому что это ненадолго, и в этом году пойдут работы по ремонту и реставрации крыши, кровельного покрытия, в том числе кровельного свеса и, конечно, системы водоотвода. У нас не было финансирования, потому что документация находится на Государственной экспертизе. Без наличия положительного заключения экспертизы бюджет не может выделить денег».
После всего сказанного, я понял, почему ценные образцы самарской архитектуры часто стоят без окон и дверей, ведь смысла в их остеклении нет никакого, лишня трата денег. Одно непонятно, как современное строительство связано с консервацией памятника федерального значения. О внешнем облике и привлекательности шедевра в стиле модерн для жителей и гостей города уже и речи нет, это, судя по всему, лишнее. То, что г. Аксарин называет временным явлением, длится, как минимум вторую зиму и чем дольше отсутствуют водоотводы, тем сильнее повреждается керамическая плитка, но ее, вероятно, не на бюджетные деньги будут реставрировать…
Кстати говоря, г. Аксарин заявил, что виновник пожара, ГУП ЧПМ «Самарареставрация» возместит предварительно подсчитанный ущерб, нанесенный дому во время пожара и произведет работы в рамках суммы ущерба за свой счет. Им ничего не мешает и сейчас вести работы на объекте, ведь еще не все стены и потолки готовы к началу комплексных реставрационных работ. Однако подрядчик с этим вопросом не спешит.
Что касается финансирования в этом году. По словам Аксарина, в 2010 году планируется выделение 7 650 000 рублей, а в случае положительного заключения экспертизы, будут выделены дополнительно еще 25 миллионов. Это лишь то, что предполагается выделить, а пока будем считать, что это «ненадолго», ведь окончание реставрации отложили всего лишь до 2012 года. Тем временем, на встрече губернатора Самарской области Владимира Артякова с премьер-министром РФ Владимиром Путиным, было решено выделить на скорейшее завершение реконструкции здания Самарского академического театра оперы и балета, интерьеры которого отделываются искусственным мрамором и позолотой, два миллиарда рублей.
«Через века и на века!» Такая надпись украшает баннер с информацией о проводимой в особняке реставрации. Надеюсь, эта фраза будет применима только к самому зданию, но не к процессу его реставрации. Время покажет!
В зеркале прессы
Опубликовано: 12.04.06
13 апреля в Самаре состоится презентация каминного зала в особняке Курлиной
Закончились ремонтно-реставрационные работы одного из красивейших каминных залов Самары. Особенностью этого зала является то, что интерьер зала, созданного хозяевами в начале 20 века, сохранен в первозданном виде.
Гротовая штукатурка, панель из плитки по периметру стен, камин с медной окантовкой., потолок с балками, заканчивающимися масками. Подлинный паркет на полу.
Опубликовано: 04.05.2008 16:00
Самарский Дом-музей Курлиной закрывается с 1 июня на реставрацию, которая затянется на три года.
А потому ныне действующую в музее экспозицию по истории Самарского края (открытую 15 июня 1989 года) можно будет посетить только до конца мая. Дом Курлиной работает с 10:00 до 18:00, выходной – понедельник.
Опубликовано: 15.10.2008 15:35
Особняк Курлиной, расположенный по улице Фрунзе, долгое время был закрыт на реставрацию.
Но к концу этого года желающие смогут посетить один из залов особняка, где будут устраивать показы документальных фильмов об истории самарского края, сообщает 63.ru.
Опубликовано: 26.12.2008 15:15
Из искры возгорелось пламя
Причиной пожара в самарском особняке Курлиной могла стать искра — на чердаке здания проводили демонтаж старых труб, разрезали старый отопительный стояк. Такое мнение высказал сегодня журналистам на месте происшествия консультант управления правового и кадрового обеспечения и охраны объектов культурного наследия областного министерства культуры и молодежной политики Александр Аксарин. По его словам, в результате пожара никаких ценных предметов историко-культурного наследия не пострадало.
Опубликовано: 22 января 2010
Уже третий год, как дом Курлиной находится в реставрации.
Завершится ли она когда-нибудь или чиновники просто ждут, когда дом окончательно разрушится? С таким вопросом к нам обращаюся наши неравнодушные земляки. В министерстве культуры Самарской области заверили: дом после капитальной реставрации будет, как «конфетка»…
Как это выглядит на самом деле – судите сами. Продолжение следует…