Пляски на гробах.

Трагедия «Булгарии» дала министру предлог, чтобы разделаться с конкурентами

…А вот такие плавают…

Воистину: кому война, а кому – мать родна. Любую катастрофу нынешние российские чиновники стараются использовать в личных интересах, и им успешно это удается. Никто не сомневался, что гибель «Булгарии» вызовет кампанию по проверке и перепроверке, и что эта кампанейщина, в сущности, никакой пользы безопасности речных перевозок не принесет, а принесет только дополнительные дивиденды многочисленным контролирующим бюрократическим инстанциям.

Но случай, имеющий место в Самаре, даже на этом фоне выглядит выдающимся по степени наглости и иезуитства чиновников.

Предыстория такова. Напротив Самары, на правом берегу Волги, находится несколько сел с общим населением около 8000 человек. Самое крупное – Рождествено, находящееся на линии прямой видимости из Самары. Но, как ни печально, – «видит око, да зуб неймет». Для того чтобы попасть из Рождествено в Самару, нужно ехать на автомобиле часа четыре, вокруг всей Самарской Луки, да и то – если нет распутицы, когда дорога становится совсем непроходимой.

Этим плавать запрещают…

Конечно, есть несколько компаний, осуществляющих перевозки пассажиров речным транспортом, в том числе на маршруте Самара-Рождествено. Самая крупная из них – ООО «Самарское речное пассажирское предприятие». Это «дочка» ОАО «Самарский речной порт», 67% акций которого контролирует правительство Самарской области и еще 25% — Федеральное агентство по управлению госимуществом. В ООО переведены пассажирские мощности речпорта – несколько теплоходов типа ОМ, «Москва», сухогруз-паром «Окский-35». Интересы государства в «Речном порте» представляет областной министр транспорта Валерий Матвеев.

А директором «Речного предприятия» работает бывший его заместитель Валерий Аверкиев. В сфере перевозки пассажиров через Волгу ООО «СРПП» практически монополист – несколько мелких частных фирм не обладают достаточным флотом для того, чтобы серьезно потеснить «госпредприятие» на этом рынке. Но вот что касается паромной переправы, здесь у «Речного предприятия» есть серьезный конкурент – частное ООО «Самарское судоходное агентство», учрежденное предпринимателем Владимиром Стариковым. Еще в 2008 году оно приобрело два парома («Первый» и «Бурлак-1», тип СП, проект 603) и организовало альтернативную переправу на самом многолюдном маршруте – в Рождествено. Позже появился и третий паром, побольше – СП 103 (проект Р-144). Тогда областной минтранс, еще не владевший ОАО «Самарский речной порт», поддержал идею «частников». «Учитывая, что существующая переправа, организуемая ОАО «Самарский речной порт», не обеспечивает в полной мере потребностей жителей области в данных перевозках, прошу оказать … возможное содействие в проведении работ по организации паромной переправы» — писал 16.06. 2008 заместитель министра В. Долгов в управление государственного морского и речного надзора.

…Люди изворачиваются как могут…

К 2010 году «Судоходное агентство» приняло на себя более половины пассажиро- и грузопотока на маршруте Самара-Рождествено-Самара. Но после появления ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» выяснилось, что чиновники предпочитают монополию. И в борьбе за нее готовы использовать весь доступный административный ресурс. На «Судоходное агентство» обрушился вал проверок: минтранс, Роспотребнадзор, Ространснадзор, транспортная прокуратура, природоохранная прокуратура… В 2010 году таких проверок было 22 – в среднем каждые две с половиной недели. К техническому состоянию судов, правда, придраться так и не смогли. Зато пустили паромщиков по бюрократическому кругу, потребовав оборудовать пристани по всем правилам. Как только те приступили к работам — новые придирки: «почему начали работы, когда участок (десяток метров берега) вами не арендован и вам не принадлежит?». Начали оформлять аренду – волокита длится уже год. При этом самые главные документы: регистровые и лицензии на право пассажирских и грузовых перевозок у паромщиков есть. Суда в хорошем техническом состоянии. Все остальные бумажки – не более, чем дань забюрократизированности «вертикали» и желанию разнообразных чиновников получить свою «административную ренту».

И все же «Судоходное агентство» продолжало гнуть свою линию – обустраивать переправу, помогать поселку Рождествено, держать цены ниже, чем у «государственного» перевозчика, воспринимая проект паромной переправы больше как социальную миссию. Хотя директор «ССА» Олег Вертинский считал, что при такой важной социальной роли его фирма может претендовать на включение в областную целевую программу по развитию речного транспорта. И даже получать часть субсидий, ежегодно выделяемых в рамках этой программы (общая сумма 50-60 млн в год). И неоднократно обращался в министерство транспорта с такой просьбой. Но министр Матвеев, видимо, считал иначе. И на эти «провокации» не поддавался. И ничего по существу обращений не отвечал. Тем более, что субсидии было кому отдать – подконтрольному «Речному предприятию». Ну а уж чтобы совсем горя не знать, желательно было бы еще уничтожить назойливого и не сдающегося конкурента.

…А вот такие плавают…

И тут – удачно подвернувшаяся министру трагедия «Булгарии». Под шумок кампании по борьбе за безопасность речного транспорта грех не попытаться учесть свои личные интересы. А на то, что это напоминает пляску на могиле – нашим чиновникам, в общем-то, плевать. В спешном порядке была собрана межведомственная комиссия под контролем министра Матвеева. Проверяли все речные предприятия Самары, только одни – для проформы, а другие – досконально. Но уж «Самарскому судоходному агентству» с его тремя паромами досталось по полной.

Как рассказал директор Олег Вертинский, в первый день, 14 июля, осмотрев паромы и проверив документы, комиссия не нашла нарушений, препятствующих работе переправы. Но на следующий день, 15 июля, вернулась вновь, и вновь стала искать хоть что-нибудь. Что же произошло в перерыве между двумя явлениями? Учитывая, что контролирующий комиссию министр Матвеев аффилирован конкурентам «Судоходного агентства», об этом нетрудно догадаться. Эту переправу нужно было закрыть под любым предлогом. И закрыли. Опять же, придрались не к мерам безопасности на судах, не к техническому состоянию паромов, а к отсутствию какой-то справки.

В результате паромная переправа «Судоходного агентства» не работала 14, 15, 16 и 17 июля. На берегу собирались толпы людей, очереди из машин, но перевезти их в Рождествено было некому. Другой же паром, принадлежащий «Речному пассажирскому предприятию» «Окский-35», ходивший с другой пристани в Самаре, не успевал забирать и перевозить всех желающих – и из Самары в Рождествено, и из Рождествено в Самару. В Рождествено, например, очередь из машин в воскресенье днем растянулась на добрый километр. Люди ждали «Окского» в течение трех-четырех часов, на самом солнцепеке. Паром ушел нагруженным «под завязку», так и не забрав всех желающих. На подмогу была призвана та самая баржа с буксиром «Портовый-13». Вот что написали о ней пассажиры на сайте samaratrans.info: «Кроме «Окского» запустили еще баржу с «Портовым», но вот как ее эксплуатируют не понятно, она же такая ужасная на вид, вся мегаржавая, уж не знаю что там внутри, вот с ней проблем наверно нет, а частников жмут».

Конечно, паромщикам ССА не привыкать к такому прессингу. И они все-таки будут возить людей, оформят все и всяческие справки до малейшей запятой и добьются своего – хотя бы до следующей проверки, когда фантазия чиновников вновь подбросит что-то новенькое. Тревожит другое. На обращения в различные инстанции (Олег Вертинский обращался к губернатору, президенту, премьер-министру) так и не последовало адекватной реакции.

А «государственный человек» министр Матвеев по-прежнему считает, что ради устранения конкурента и единоличного доступа к куску бюджетного пирога можно наплевать на жизненные интересы и достоинство тысяч людей, можно заставить их томиться в очередях под палящим солнцем, опаздывать на работу и даже подвергать их риску, перевозя на перегруженных плавсредствах в неизвестном техническом состоянии. И это вместо того, чтобы всеми силами поддержать инициативу «частника», взявшегося решать важную социальную задачу, которую не хотят решать сами чиновники.

Владимир Стариков, предприниматель:

— Идея заняться паромной переправой в Рождествено пришла ко мне 3 года назад. Я с детьми решил съездить за Волгу. Мы простояли в очереди на паром (тогда с Ульяновского спуска плавал вместо парома МДК – «малый десантный корабль») больше пяти часов. Там творился какой-то ужас: очередь машин вытянулась на несколько сот метров, люди буквально дрались за очередь, покупали места в очереди за тысячу рублей. Ну это же наши люди! Почему они должны в таких бесчеловечных условиях находиться? Мы поузнавали, нашли в Тольятти два парома, приобрели, пригнали сюда, оформили лицензию, согласовали маршрут, и стали возить людей.

Сергей Мальцев, глава поселения Рождествено:

— С приходом «Самарского судоходного агентства» мы свет увидели. Мы были как будто отрезаны от цивилизации – мощностей перевозчиков не хватало, паром ходил редко. А количество машин растет, грузов тоже надо перевозить все больше – строить, дороги ремонтировать, возить в город произведенную здесь продукцию… Раньше автомашинам приходилось в очереди ждать часов по пять. А сейчас – в два парома бегают туда-сюда, все быстро, без толкотни и давки, оцениваю это на 100% положительно. Цены социальные – для пенсионеров 10 рублей, для студентов – 20, дети – бесплатно.

Людмила Антоновна, жительница Рождествено:

— Эти паромы («Судоходного агентства». — Прим. ред.) очень удобны для жителей. Ходят часто, очереди нет. Людям приходится на работу ездить в Самару, я сама там работаю в больнице, молодежь там учится в техникумах и вузах – паром всем нужен, тем более, что очень многие с машинами. Паромы хорошие, весной и осенью, когда холодно, – там есть внутренние помещения, можно не мерзнуть на палубе. И сегодня я возмущена, что те чиновники, которые должны были все весной как следует проконтролировать, перед навигацией, бросились в разгар сезона проверять, создавая людям неудобства.

Справка

Валерий Матвеев, министр транспорта и автомобильных дорог Самарской области с 2007 г. В 2009 г. по результатам деятельности рабочей группы по исследованию дорожного строительства депутат Губернской думы Александр Колычев заявил о, как минимум, нерациональном расходовании средств минтрансом и завышении смет. Проверка Счетной палаты области подтвердила нарушения на несколько десятков миллионов рублей, но никаких санкций для министра Матвеева это не повлекло.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.