Губернская дума одобрила реформу местного самоуправления в Самаре. Новая схема будет действовать и в сельских районах, однако с нюансом: в местных представительных органах, по сути, будет смешана законодательная и исполнительная власть.
В четверг, 24 марта, депутаты областного парламента сразу в двух чтениях одобрили изменения в системе городской власти: 29 человек проголосовали «за», девять — «против» и четверо воздержались. Документ представлял председатель гордумы и пока еще глава Самары Александр Фетисов.
Законопроект предполагал увеличение числа городских депутатов с 35 до 39 (впрочем, после обсуждений их количество вновь возросло — теперь до 41). Самара станет городским округом с внутригородским делением, девять районов получат статус муниципалитетов. В них будут на пять лет напрямую избираться районные советы, их численность составит от 24 до 40 депутатов (в совокупности — 284): 50% будут выдвигаться по одномандатным округам, 50% — по партийным спискам. Прямые выборы гордумы отменят, законодательный орган будет формироваться из делегатов, направленных из райсоветов на два с половиной года (власти мотивируют такой срок необходимостью ротации). Каждый район направит в думу от двух (Ленинский и Самарский) до девяти (Промышленный) депутатов. Глава города будет предлагаться специальной комиссией, одобряться думой и возглавлять администрацию Самары. Главами районов станут председатели местных райсоветов. При этом руководить новообразованными муниципалитетами, по сути, будут главы администраций (то есть районные сити-менеджеры), которые будут по-прежнему назначаться.
Фетисов также напомнил о результатах публичных слушаний, где подавляющее количество участников проголосовало за реформу, и о том, что новая система самоуправления не потребует дополнительных расходов из бюджета. К тому же, напомнил Фетисов, документ уже дважды рассматривали на комитете и его поддержал губернатор.
Депутат Михаил Матвеев вспомнил о тезисе Николая Меркушкина про власть, которая «станет ближе к народу»:
— Как получилось, что вы стали так страшно далеки от народа, что в итоге пришлось опускать местное самоуправление на районный уровень?
— Два месяца назад вы сами горячо поддерживали этот законопроект, — отвечал Фетисов. — Тезис о том, что депутаты нынешнего состава думы, неэффективны, не соответствует действительности. Но мы совершенствуем эту систему. Когда у тебя 25 тысяч избирателей и когда 5 тысяч… Простая арифметика показывает, что ты сможешь лучше разобраться в проблемах.
— В сентябре город получит целую армию депутатов. Во сколько обойдется ее содержание? — интересовался Михаил Белоусов из ЛДПР. — Депутату, чтобы написать запрос, нужны хотя бы ручка и бумага, стол и стул.
— Ответственно мы сможем говорить об этом только после того, как депутатами сейчас будет принято решение. Пока ведь закон еще не принят. В моем понимании расходы на содержание депутатов не увеличатся, — уверял глава города.
Депутат Юрий Венедиктов (ЛДПР) упомянул о досрочном голосовании, которое получило довольно широкое распространение уже на прошлогодних выборах. Теперь желающие проголосовать досрочно избиратели должны будут приходить не в территориальные избиркомы, а в участковые. Также парламентарий обращал внимание на отсутствие внятного плана при реформе: «Мы не понимаем, какими полномочиями будут обладать районы и не будут ли они ходить на поклон к нам».
Закон в первом чтении приняли, после чего депутаты попробовали внести в него несколько поправок — большинство попыток оказались безрезультатными. В частности, Матвеев просил сделать отдельными муниципалитетами три больших поселка: Зубчаниновку, Прибрежный и Березу. Фетисов же уверял, что в Самаре сейчас уже, как минимум, 12 подобных населенных пунктов, живущих своей повесткой, и делать из каждого новый район — абсурд. Также Матвеев предлагал, чтобы члены комиссии избирали сити-менеджеров тайным голосованием. Депутат настаивал и на значительном увеличении количества депутатов в некоторых райсоветах: «В Самарском районе депутат избирается от тысячи человек, а в Промышленном — от шести тысяч. Во-первых, это нарушает равенство кандидатов в кампаниях. Во-вторых, и доступность депутатов становится разной». В итоге, по подсчетам Матвеева, в Промышленном районе должно быть 100 депутатов, а не 40. Ему возразил руководитель правового управления администрации губернатора Владимир Моргунов: «В уже существующих муниципалитетах численность населения на депутата тоже варьируется. Но так просто смотреть нельзя. После избрания новых депутатов они сами смогут установить свою численность».
Сделать в городской думе 40 депутатов вместо 39, добавив одного представителя от Советского района, предложили в ЛДПР. Дума поправку отклонила, однако уже вскоре приняла другое предложение — на этот раз от единоросса Олега Борисова: сделать в думе 41 депутата за счет дополнительного делегата из Советского района и еще одного — из Железнодорожного.
Либерал-демократы хотели также увеличить срок действия городской думы до пяти лет: «Правовая коллизия все равно возникнет. Тот сити-менеджер, что будет утвержден в первом составе, — не будут ли опротестовывать его назначение во втором составе?» Предложение по традиции отклонили. Кстати, точь-в-точь с такой же инициативой накануне на заседании комитета выступил и депутат от партии власти Алексей Чигенев, и комитет даже принял его поправку, однако к сегодняшнему заседанию он уже успел ее отозвать. Это вызвало пятиминутное недоумение депутатов, они решали, стоит ли вновь голосовать по этому поводу, но, в конце концов, отказались от этой идеи.
Аналогичная Самаре схема будет действовать и в остальных муниципалитетах региона. Однако в нем есть дополнение, которое вновь вызвало возмущение. Так, в районные советы войдут не только депутаты, но и главы поселений этого района.
— Принцип разделения представительной и исполнительной власти, указанный в нашей Конституции, нарушается, — настаивал Венедиктов из ЛДПР.
— Что мы получаем в этом новом законе? Сити-менеджеры избирают сити-менеджеров, — вторил ему справедливоросс Михаил Маряхин.
— Я был рабочим 35 лет и старался не допускать брака. В данном случае я вижу брак: законопроект не доработан. Я видел представителей районов, которые были совершенно ошарашены и не понимали, что им дальше делать, — добавлял коммунист Степан Филатов.
Впрочем, несмотря на возражения, дума и эту инициативу одобрила.
» Осел, козел, мартышка и косолапый мишка задумали… А воз и ныне там!»