Организация и рыбацкого митинга, и предшествовавшего ему «круглого стола» были полны неожиданностей. Общественная организация «Рыболовы Самарской области» изначально хотела провести свой митинг на площади Героев 21-й армии или у Дворца спорта. Но им было отказано по той причине, что 20 ноября и там, и там, уже запланированы другие мероприятия. В итоге рыболовы получили для своего действа не самое «рыбное» место на улице Победа возле ДК «Самарец», куда в последнее время принято «ссылать» многих организованных недовольных. За три дня до митинга организаторам пришла телеграмма, что площадка у Дворца спорта неожиданно освободилась. Но с точки зрения организации переносить митинг за несколько дней до его проведения было уже нецелесообразно. Нужно заметить, что на площади Героев 21-й армии также никаких мероприятий в этот день не прошло…
Столь же странным образом организовывался «круглый стол», предшествовавший митингу, на котором чиновники должны были разъяснить широкой общественности тонкости нового законопроекта о рыболовстве. Дважды переносилась дата «круглого стола», проведен он был в итоге не в Средневолжском территориальном управлении Росрыболовства, а в актовом зале одной из газовых компаний, что добавило мероприятию абсурда. Главным действующим лицом на этом собрании был бывший глава Средневолжского территориального управления Василий Павловский, который в марте этого года выступал на первом митинге рыбаков. Правда, одобрения у собравшихся его выступление не вызвало. Нынешний глава местного управления Росрыболовства Евгений Кашинцев был практически не заметен на фоне своего харизматичного предшественника.
Как справедливо заметил в начале мероприятия Василий Павловский, ссылаясь на форму зала, где собрались пришедшие, «стол круглым не получается». И действительно, стол «круглым» не получился. В начале пришедшие представители «Рыболовов Самарской области» пытались узнать, могут ли быть по итогам собрания быть приняты какие-либо решения. На это они получили утвердительный ответ. Но в итоге не то что решений не приняли — рыболовам даже не дали слова, стараясь свести их речи только к вопросам чиновникам, ответы которых прокомментировать уже не давали. По сути дела, идеи рыбаков журналистам приходилось «реконструировать» из отдельных фраз, которые обрывались чиновниками. Но все же попробуем в рамках этой статьи сравнить позиции относительно рыболовства в стране представителей властей и общественности.
Абсурдность происходящего начала ощущаться с того момента, когда Евгений Кашинцев стал оглашать позицию своего начальника — главы Росрыболовства Андрея Крайнего, который за несколько дней до этого встречался с рыболовами в Казани. Дело в том, что на встрече, кроме самих чиновников присутствовало только несколько активистов «Рыболовов Самарской области» и всего лишь двое журналистов, которые были приглашены теми же самыми рыбаками, а не чиновниками. Активисты уже досконально изучили законопроект и все подробности встречи Крайнего с казанской общественностью, а с журналистами при желании можно было пообщаться и в другом формате. Таким образом, было совершенно непонятно, на что уходит драгоценное время так называемого «круглого стола». Особенно если учесть, что изначально было решено, что продлится заседание всего час.
Кашинцев рассказал, что обсуждение нового законопроекта шло на Интернет-площадках, где 71 процент пользователей проголосовал за введение пресловутых фиш-карт, делающих любительское рыболовство платным. Кроме того, как сообщил глава местного управления, поддержал их введение и Объединенный народный фронт. Представитель «Рыболовов Самарской области» Алексей Шумков высказал свое отношение к результатам голосования на сайте ФОМ. На сайте было зарегистрировано 5300 пользователей. Даже на местном samarafishing.ru зарегистрированных пользователей больше. Причем, если отмести появившихся на сайте ФОМ ботов, количество голосовавших снижается до 3500 человек. И это при том, что голосование было не поименным, как того требовала рыболовная общественность, а участники опроса голосовали просто под своими никами. Поэтому Шумков усомнился, что голоса 3500 анонимных участников можно считать «голосом» народа.
Позиция Росрыболовства проста: рыболовов в стране приблизительно одна шестая часть населения. Соответственно, остальные пять шестых частей не должны платить за их хобби, поскольку рыбные ресурсы государственные. И, соответственно, общественные. Несмотря на то, что стоимость фиш-карт уже неоднократно публиковалась в СМИ, она до сих пор официально не определена. Если в законопроекте указана сумма в 500 рублей, то в Казани Андрей Крайний говорил о 365 рублях. Кроме того, и сам Кашинцев сказал, что это еще не окончательное решение, не уточнив в какую сторону может измениться стоимость фиш-карт. Бесплатной рыбалка останется для пенсионеров, детей и инвалидов. Кроме того, можно будет бесплатно рыбачить на территории своего муниципального образования. То есть если человек, зарегистрированный в Самаре, поедет рыбачить в Новокуйбышевск, то ему уже будет необходима фиш-карта. Но чиновники предпочитали акцентировать внимание не на этом, а на том, что деньги платить придется заядлым рыболовам, которые ездят рыбачить, например, в Астрахань. Кроме того, особый гнев рыбаков вызывали рыбопромысловые участки, на которые поделили волжскую акваторию. Кашинцев сказал, что РПУ будут формироваться только на водоемах, не имеющих хозяйственного значения, и прудах. Как будет определяться, имеет ли водоем хозяйственное значение, глава территориального управления не рассказал. Резюмировал свое выступление Кашинцев тем, что законопроект можно толковать по-разному, а он объяснил, как,считает, его нужно трактовать. Этим он несколько удивил присутствующих, имеющих отношение к юриспруденции.
Нужно заметить, что рыбаки не против фиш-карт в принципе. И они одобряют квоты на вылов рыбы для рыболовов-любителей. Но, как заметил представитель «Рыболовов Самарской области» Алексей Харитонов, при нынешней системе формирования бюджета плата за рыбалку вызывает много вопросов. Нет никаких гарантий, что деньги, полученные от рыболовов, пойдут на восстановление экосистем водоемов и борьбу с браконьерами, а не на строительство олимпийских объектов в Сочи.
Далее о светлом будущем начал рассказывать Михаил Шинкевич из губернского Департамента охоты и рыболовства. Он пообещал, что его ведомство перетрясет каждый район, избавляя его от браконьеров, что кроме усмешек рыболовов никакой реакции не вызвало. Именно присутствующие на встрече активисты совместно с представителями департамента и сотрудниками линейного Отдела внутренних дел весной этого года неоднократно проводили антибраконьерские рейды и пришли к выводу, что избавить наши воды от сетей можно, только изменив законодательство. В настоящий момент не хватит никаких людей и ресурсов, чтобы бороться с браконьерами. К тому же, уровень коррупции в этой сфере запределен. Рыболовы рассказали случай: один из честных инспекторов осмелился составить несколько протоколов на нарушавшего законы владельца трала, идущего по Волге. В итоге инспектор был переведен с этого участка на гораздо менее значимый.
Еще было сказано много красивых слов об экологии и так называемом «зарыбливании водоемов». Но рыболовы усомнились в целесообразности этого процесса при нынешней ситуации, поскольку выпущенная рыба тут же попадает в сети браконьеров и промысловиков.
Что небезынтересно, сам Василий Павловский озвучил довольно интересные цифры. Среднестатистический житель Самарской области потребляет 20 килограммов рыбы в год. Только один процент этой рыбы составляет волжская пресноводная. То есть, по сути дела, если запретить промышленный лов на Волге на несколько лет, чего требуют рыболовы, жители губернии практически не пострадают. А поголовье рыбы, варварски уничтожаемое браконьерами и промысловиками, за это время может серьезно восстановиться. Но чиновники о моратории речи не ведут.
Павловский резко заявил: «Нельзя же сегодня, пойдя навстречу толпе, действовать в ущерб интересов других слоев населения». На что не менее харизматичный глава «Рыболовов Самарской области» задал вопрос: «Почему толпе? Народу?»
Таким образом, совершенно непонятно, для кого проводился так называемый «круглый стол». Позиция Росрыболовства и до этой встречи рыболовам-любителям была предельно ясна. Рыбакам же сказать ничего толком так и не дали. Вместо часа, как было обозначено изначально, мероприятие растянулось на полтора. Но, несмотря на благодарности Павловского в адрес рыбаков (за то, что они внимательно мониторят ситуацию и привлекают к проблемам внимание общественности), выслушать «Рыболовов Самарской области» так и не удосужились.
Если убрать из сказанного на встрече всю «лирику», то смысл происходящего можно свести к следующим тезисам. С браконьерами Росрыболовство собирается «разбираться» в будущем. Регулирование промысловиков тоже только в перспективе. Для начала чиновники решили сделать самую простую работу — заставить платить за рыбалку простой народ. Ведь рыбаки-любители не прячутся, как браконьеры, и у них нет своего лобби, как у промысловиков. Почему рыбалка в обедневшей Волге, вычерпанной тралами между браконьерских сетей должна быть платной — осталось неясно.
После «круглого стола» один из его организаторов подошел к журналистам и просил не акцентировать внимания на политической стороне вопроса. Еще бы… Выборы на носу.
Рыбаки, пришедшие к ДК «Самарец» 20 ноября, свою политическую позицию обозначили однозначно.На ставший неожиданно активным электорат, естественно, не могли не обратить внимания участники предвыборной гонки. Среди примерно 500-700 человек, вышедших на митинг, были представители КПРФ, ЛДПР и «Яблока». Однако, тон на мероприятии все же задавали не политики, а обиженные рыбаки. Они сообщили, что все исправно пойдут на выборы, и отдадут свои голоса любой партии, кроме «Единой России».