В Лиссабон («любимая бухта») попали на обратном пути с Мадейры, и задержались в нем часов на двадцать. «Лисбоа» – так звучит название Лиссабон на местном наречии – город старинный. Правда, в 1755 году тут случилось такое землетрясение, а затем и цунами, что от города остались одни руины. 100 тысяч жителей погибло. По тем временам – большая часть. Но город восстановили. Древние финикийцы, основатели города, наверное, были бы довольны таким отношением потомков к их детищу, и премьер министр, маркиз де Помбала за это восстановление был возведен в ранг национального героя.
И не даром – старый город такого масштаба в Европе, дошедший до наших дней – это еще надо поискать. Может быть, с ним легко может поспорить Рим, Флоренция, может быть, Венеция, но Лиссабон все равно впечатляет.
Ночью это город темных крыш и окон, и ярко освещенных улиц. Почему темные окна? Старые дома брошены целыми кварталами – заколочены, в них никто не живет, а денег на восстановление у города нет.
Инвесторы? В Петербурге, к примеру, тут же нашли бы инвесторов, которые снесли бы всю эту старину к чертовой матери, и понастроили бы бетонных чудовищ, либо устроили бы лубочный новодел под видом реконструкции зданий.
В Лиссабоне все не так. Тут правит ЮНЕСКО. Если ЮНЕСКО заявлено, что облик города должен быть сохранен, значит, он будет сохранен, хоть пусть стоят эти дома еще ни одно столетие. Даже таксисты вам об этом расскажут. Они скажут, что Лиссабон – это город, где живет величие старины (именно в таких выражения). Империя – вот, что на вас глядит изо всех этих заколоченных окон – большая империя.
Хотя, это только впечатление такое, и большой тут империя никогда не была.
Да, они воевали с Кастилией, да, они были небогаты, да, они воевали с арабами, да, они снарядили неподкупного и гордого Васко да Гаму открывать пути морские и завоевывать Индию.
Честолюбивый Васко обогнул Африку и нашел-таки нужную дорогу. Ради Португалии и короля он открывал новые земли, грабил проходящие мимо арабские суда, завоевывал и убивал. При жизни он считал, что заслуги его перед королем остались недооцененными.
Похоронен он в Лиссабоне с великими почестями.
Но в современном Лиссабоне на площадях стоят памятники, прежде всего, не королям и завоевателям, а поэтам.
Поэзия, литература – вот, что почитали здесь с давних времен более всего.
Поэтов возводили в рыцарей, ваяли их в бронзе, со шпагами. Таков памятник великому Камоэнсу – правильно должно звучать: Луиш де Камоинш (не следует забывать о шипящих на конце).
И сегодня в Лиссабоне очень много книжных магазинов, а в них – книги, книги, книги, старинные гравюры, карты. И в магазинах много народа – португальцы любят читать. Тут считается, что если книжный магазин был на этом углу когда-то, значит, он и должен быть на этом самом углу. А аптека должна быть на месте аптеки, а кондитерская на месте кондитерской – время и люди над этим не властны – так создаются традиции, по крупицам собирается культура, и если здесь когда-то ходил по холмам трамвай, тут будет ходить по холмам тот же самый, старинный трамвай – 2.85 евро с человека. И как он взбирается на гору – это никому неизвестно.
И трамвай на канатной тяге будет ходить.
И каштаны будут жарить на улицах. На угольных жаровнях. Проходящие мимо немцы удивляются – это угольки можно есть?
Много бедных – кто-то зашел в кондитерскую с непочатой бутылкой вина – ему нужен штопор, официант вежливо сказал ему, что штопор он найдет за углом, а тут – только пирожные и кофе.
И то, и другое вместе – 2 евро, можно найти за 1,5.
Много бездомных – они собираются на ночлег в картонных коробках. Есть карманники – предупреждение о них можно увидеть расклеенными в трамваях.
По улицам Лиссабона гуляет морской ветер – через Триумфальную арку видно устье реки Тежу – она на ваших глазах втекает в океан.
Можно подняться на железном лифте на смотровую площадку и посмотреть на весь город сверху – перед вами море черепичных крыш.
Нам интересен дух города. Может быть, он в мозаике – из нее выложены тротуары. Или в кобальтовой плитке – из нее выложены картины на стенах домов.
Мне кажется, что дух Лиссабона – это сами дома. Они напоминают слонов, пришедших на водопой. Слоны совсем никого не замечают, сгрудились, столпились, понурые, ждут своей очереди.
Вот так и дома в Лиссабоне – они ждут своей очереди, ждут, когда люди зажгут в их окнах свет.
Доехать до аэропорта из центра можно за 10 евро. «Сколько платить? По счетчику» – скажет на русском нам водитель такси. Он из Молдавии. Приехал сюда на заработки, купил квартиру – 100 метров квадратных стоит 140 тысяч под ипотеку в 3% годовых.
«А Молдавия когда-то была Россией», – скажет нам на прощание шофер. Хороший парень, дай ему Бог.