Людмила Кузьмина: «Власть не осознает свою роль в быстроменяющемся мире»

Последние несколько недель неравнодушная часть россиян пристально следит за Самарской областью. И это неудивительно. К нам несколько раз приезжали сотрудники СПЧ и ЦИК. Сама Памфилова обещала заглянуть. Интерес подогревает губернатор, за которым с начала лета прочно закрепилось звание антигероя этих выборов. «Новая газета в Поволжье» решила поговорить с главой ассоциации «Голос-Поволжье» Людмилой Кузьминой, чтобы разобраться в причудах областного избирательного процесса.

Людмила Гавриловна, чем, на ваш взгляд, отличаются нынешние выборы депутатов в Государственную и Губернскую думы от выборов 2011 года?

— Первое отличие – экономическая ситуация, в которой находится страна. Во время прошлых выборов была тихая, спокойная уверенность правящей партии в завтрашнем дне. «Единая Россия» тогда могла себе позволить обещать. Теперь обещать нечего, остаётся лишь говорить: «Денег нет, но вы держитесь». Второе – отношение народа к правящей партии. Сегодня народ устал от «Единой России», к обывателям приходит осознание реальной ситуации в стране. Третье отличие – отношение самих партийцев к «ЕР». Даже наш губернатор уже не выпячивает свою принадлежность к партии власти. У него создана команда губернатора, но мало где афишируется, что команда эта сплошь состоит из единороссов.

Ещё одно отличие, которое хотелось бы выделить отдельно, – бездумный, неадекватный напор самого губернатора. Вся избирательная компания «ЕР» в области сосредоточена на губернаторе. Он – главный ресурс, главный агитатор и мессенджер. Создаётся впечатление, что он в полном одиночестве тащит партию.

Николай Иванович, и правда, на этих выборах играет роль «паровоза». А кстати ряд чиновников из «ЕР» ещё во время прошлых выборов признали пагубный характер такой практики. Эти «паровозы» вводят избирателя в заблуждения. Ведь понятно, что тот же Меркушкин не поменяет исполнительный орган власти на законодательный, но всё равно возглавляет региональный партсписок на выборы в Губдуму. Как вы думаете, он отстал от общего политического тренда или намеренно идёт «паровозом», потому как другие технологии ему незнакомы?

— Мир меняется в неожиданном для него направлении, и наш губернатор просто не понимает, что ему делать с этим быстроменяющимся миром, какова его роль в нём. Потому-то Меркушкин использует привычную ему технологию – «паровоз».

3699468_8867050

Если говорить о быстроменяющемся мире, на прошлых выборах одномандатных округов не было, а сейчас они появились. Бытует мнение, что одномандатные округа вернули потому, что поддержка «Единой России» существенно снизилась в последние пять лет. Вы согласны с этим утверждением?

— Безусловно, за последний созыв поддержка «Единой России» снизилась. Одномандатные округа вернули, чтобы смикшировать, спрятать негатив по отношению к партии власти. Единороссы боятся народных волнений, они пытаются их заглушить с помощью административного ресурса, которым пользуются одномандатники от «ЕР». И здесь нужно отметить, что кандидатами по одномандатному округу в большинстве становятся не бизнесмены и мелкие госслужащие, а влиятельные чиновники из областных министерств.

Зачем «Единая Россия» бросает на эти выборы «тяжелую артиллерию»?

— Обещания, данные депутатами прошлого созыва, не выполнены. Второй раз избиратель на обещания не купится. Нынешняя опора – высокий ранг, значительная должность кандидата в депутаты. Расчёт на то, что избиратель подумает – раз такой пост человек занимает, значит способен решить любые проблемы. Но это, конечно, ложная уверенность.

Кроме упора на влиятельный пост у «Единой России» есть ещё одна излюбленная технология победы на выборах – это применение административного ресурса. Проявляется это самым изощрённым способом. На ваш взгляд, то, что устраивает региональная власть, это местное творчество или указание из Москвы?

— Как мне видится, Москва не управляет регионами. Делает она это не по доброй воле, дескать, творите, что хотите, мы потом оценим итоги. Мне кажется, Москва просто занята своими проблемами. Регионы отданы на откуп местным чиновникам. А уровень фантазии последних таков, что ничего эффективнее административного ресурса они придумать не могут. Вообще же у нас в регионе админ ресурс имеет три особенности.

Первая – обеспечение победы «Единой России» исключительно за счёт средств бюджета. Деньги налогоплательщиков уходят на пиар единороссов в СМИ, которые, в свою очередь, закрыли глаза на закон и заглушили совесть. В газетах и на телевидении доминирует Меркушкин и другие единороссы, при этом не упоминается, что все они являются кандидатами в депутаты. Доходит до смешного – губернатор торжественно перерезает ленточку какого-нибудь объекта, который откроется и начнёт функционировать только через пару лет.

Вторая особенность – мега массовое привлечение бюджетников в избирательный процесс. Раньше это делалось кулуарно, а сейчас учителя агитируют за «Единую Россию» сплошным областным потоком. Учителям угрожают, запугивают их. Ведь, по сути, единственным работодателем для бюджетников является государство. Поссоришься с ним, больше никуда не устроишься.

И третья особенность – пассивность населения. Из-за бездействия большинства создаётся впечатление тотального молчания и соглашательства. Сюда же можно отнести пассивность парламентских партий в регионе. Пока что видна активность только у КПРФ и, в частности, Михаила Матвеева. Ещё можно выделить Оксану Ланцову, но сама партия ЛДПР совершенно незаметна в области. У «Справедливой России» отмечается полная послушность перед властью.

3876049_6064659

Мне кажется, что у админ ресурса есть и другая сторона. Попробую объяснить. На одной пресс-конференции я разговорился с телеоператором, который ездит по всей губернии с Меркушкиным. Говорит, были в сельском поселении, где одна бабушка на полном серьёзе попросила губернатора помочь ей кошку с дерева снять. Меня интересует, может сами избиратели виноваты в том, что имеют пробелы гражданского сознания, которые губернатор с легкостью заполняет своими мыслями о ЦРУ, американских послах и вездесущей «пятой колонне».

— Здесь уместно будет процитировать Маяковского: «Улица корчится безъязыкая – ей нечем кричать и разговаривать». То есть, люди, имея самосознание, нуждаются в центрах, через которые они бы выразили своё мнение. Таких центров у нас нет. Некому собрать актуальные проблемы местных жителей и огласить их потом губернатору. Это говорит об одиночестве гражданина. Его бросили партия и общественные центры, которые должны решать локальные проблемы. Таким образом, система пришла к тому, что она всё подавила и зарегулировала, людям не на кого опереться, а губернатор двигает на выборы ближний круг чиновников.

Выходит, что похожее чувство незащищённости испытывают и те, кто эти выборы делает – бюджетники. Ко мне совсем недавно обращалась дочка одной учительницы средней школы на Сухой Самарке. Говорит, её маму заставили бесплатно разносить спецвыпуск «Волжской коммуны». Я согласился написать об этом без указания имён, фамилий и должностей. Но учителя боятся разговаривать. И не могут толком объяснить причину страха. Какая-то первобытная фобия в них сидит. Как вы считаете, отчего так?

— Мне кажется, их страх не глубинный, он лежит на поверхности. Бюджетники живо осознают свою незащищённость перед государственными органами. Скажу больше, у них нет даже надежды на защиту. Бюджетники, как люди думающие, понимают реальный расклад вещей сегодня, они не верят ни судам, ни прокуратуре, ни адвокатам. Потому и прячутся, не идут на контакт. И по-своему они правы. Представьте, сейчас они расскажут вам об админ ресурсе в школе, вы напишите, общественность погудит, выборы пройдут, учителя этого уволят, и никто ему помочь не сможет.

Можно сказать, что наше государство не даёт человеку стать героем?

— Государство не создало возможностей для защиты рядового гражданина, совершившего храбрый поступок. Не зря же у нас правозащитные организации вдруг становятся иностранными агентами.

Зато у нас уйма антигероев. На «карте нарушений» есть несколько жалоб из Самарской области о деятельности несовершеннолетних агитаторов. Да, незаконно детей привлекать к этому делу, но ведь они сами признаются, что надели на себя манишку «ЕР» добровольно, чтобы подзаработать за лето. Это, как мне кажется, ещё одна сторона административного ресурса в нашей губернии.

— Большинство людей среднего возраста стесняются выполнять работу провластного агитатора. Они видят, что такая деятельность обществом не поддерживается и даже высмеивается. И только не осознающие глубину позора подростки и пожилые люди без вопросов соглашаются исполнять роль агитатора партии власти. Старикам по большому счёту всё равно, кто выиграет, они подзаработать хотят, чтобы выжить. А вот желание детей записываться в агитаторы говорит о том, что они бесхозны. У нас полно государственных органов, типа домов молодёжи и центров занятости, а ничего стоящего подросткам они предложить не могут. Вот поэтому дети берут в руки агитки «Единой России».

1374175_10202145889355595_2013327026_n

Кстати, про агитаторов. Не так давно на агитационный куб Михаила Матвеева напал единоросс, сотрудник районной администрации. Самому агитатору полиция выписала штраф за, якобы, несанкционированный одиночный пикет. Такая жестокость ни в одном регионе не фиксируется. Неужели действующая власть так боится оппозицию, так не уверена в успехе своих кандидатов?

— Действующая власть не оппозиции боится, а собственного народа. А точнее – боится распространение среди народа другой, отличной от официальной, информации. Власть почему-то уверена в том, что если она будут постоянно говорить о светлом будущем, то обыватель, выходя из своего грязного подъезда, спотыкаясь о куски асфальта на дороге, и падая лицом в неубранную коммунальщиками дворовую свалку, в него поверит.

Наверное, создатели знаменитой методички «Слышать, Слушать и Поддерживать друг друга» были ведомы той же уверенностью о силе слова. Поэтому, быть может, Меркушкин на каждой встрече с народом поднимает кого-нибудь из зала и заставляет цитировать отрывки из этой методички.

— Методичка Меркушкина – венец глупой уверенности единороссов, что их словам поверять, несмотря на пагубное положение дел в стране. В десятилетие больших денег им некогда было пополнять знания о мире, у них сохранился старый, коммунистический опыт ведение предвыборной кампании. Оттого они совершенно не хотят видеть реальную ситуацию, в которой каждый день пребывает их избиратель, а вместо этого вещают об изменениях и модернизациях.

Ещё раз повторюсь, власть не знает, как себя вести в быстроменяющемся мире. Они привыкли сидеть на нефтяной игле. А игла раз и обломилась. Теперь власть в растерянности. Вот, например, наш губернатор на каждой встречи с местными жителями ставит ультиматум – обеспечите высокий процент поддержки, будут федеральные вливания в областной бюджет. То есть, Меркушкин знает только один способ выхода из ситуации – выслуживаться перед Москвой.

Мы с вами разобрали большой пласт всевозможных нарушений избирательного процесса. Теперь хотелось бы поговорить о тех, кто должен на эти нарушения реагировать. Начнём с облизбиркома. Тут мне интересным кажется привести слова главы регионального «Яблока» Игоря Ермоленко, произнесённые на одной пресс-конференции: «Михеев при Памфиловой намного лучше, чем Михеев при Чурове».

— Я тоже вижу изменения в Михееве. Но не могу сказать, что он стал лучше. Дело в том, что у главы облизбиркома наконец-то появился громоотвод, на который он может кивнуть перед городской и областной властью. Ведь ЦИК просит от облизбиркома намного больше, чем контора Михеева на самом деле занимается. То есть, облизбирком прислушивается к наказам Памфиловой, делает вид, что выполняет их, но при этом не портит отношения с губернатором, который способен отрицательно повлиять на судьбу Михеева.

Я не вижу, как областной избирком занимается просвещением избирателей. Хотя средства на это дело заложены. Не вижу также, чтобы облизбирком рассказывал, кто защищает избирателя на выборах, что ему делать в случае нарушений, куда обращаться за помощью.

Да что там просвещение! Я не заметил, чтобы Михеев и компания хоть как-то реагировали на конкретные и многочисленные жалобы, почти что ежедневно поступающие к ним.

— Мы бы с вами были полными идиотами, если бы реакция была, а мы её не заметили (смеётся). Что говорить, если практически вся «Волжская коммуна» посвящена работе Меркушкина, который сейчас является кандидатом в депутаты Губдумы, а на последней странице нет указания «оплачено из фонда кандидата». Неужели облизбирком не знает о нынешнем статусе Николая Ивановича? Неужели они считают это законным?

10985510_1037827022911929_1151665764808157023_n

А как вы относитесь к приезду СПЧ, членов ЦИК в нашу область? Пускают пыль в глаза или реально могут сделать выборы честными?

— Они выполняют должностные обязанности. Например, Совет по правам человека при президенте исследовал ситуацию, выявил факты нарушений и теперь в его полномочия входит составить справку о ситуации в регионе. Не более того! ЦИК тоже не может кардинально исправить характер выборов. Сотрудники ЦИКа имеют право поговорить с губернатором, указать на нарушение закона, но сделать наши выборы честными в приказном порядке они не в силах. Менять систему может прокуратура, полиция. Но им это не позволит вертикаль власти.

Так ведь указание сверху уже было. Это мы возвращаемся к истории про агиткуб Матвеева. Памфилова признала, что одиночный пикет не нужно согласовывать. То есть, агитатора задержали незаконно. Почему же тогда прокуратура не сделала выговор тем полицейским, которые этого агитатора задержали и агитационный куб разобрали?

— В этом трагичность нынешней ситуации. Неужели вы думаете, что сотрудники прокуратуры и облизбиркома не знали закон о пикетах и митингах, пока им об этом не сказала Памфилова?! Прекрасно, они наши законы знают, но не соблюдают. Причём не соблюдают они законны сознательно и профессионально. У них есть областная вертикаль власти и руководитель в лице Меркушкина, который предоставил им бесплатные домики на Просеке, который единолично распоряжается губернским бюджетом. Органы, способные обеспечить честные выборы, работают на руководителя областной исполнительной власти. Именно от него они зависят, а не от Памфиловой и даже не от президента.

В таком случае сами чиновники становятся заложниками административного ресурса. К слову, это довольно распространённая ситуация в нашем регионе. На «карте нарушений» много жалоб, дескать, ответственными за партийные мероприятия назначаются действующие чиновники, заместители главы районов. Они обязаны обеспечить участие личного состава и сгонять на участие в этих партмероприятиях работников разных МУПов и подведомственных учреждений. Это плохо! Но им нужно отправить потом доклад в городскую администрацию. Не справятся – получат выговор. И это тоже плохо! Выходит, что мы мелких чиновников критикуем, а им просто деваться некуда.

— Последствием избирательной кампании в Самарской области может стать не только народное волнение, но и массовое недовольство мелких чиновников нынешней властью. Так как сейчас Меркушкин своими действиями настраивает против себя всё больше и больше областных и городских чиновников. Ведь именно эти люди заставляют учителей разносить спецвыпуски «Волжской коммуны», агитировать на улицах и в подъездах. На работу с бюджетниками у них уходит много личного времени, они не успевают выполнять должностные обязанности. На них жалуются местные жители, а они ведь не могут им ответить, что заняты выборами. Тем более, что за результат выборов они не отвечают, в их обязанности входит, скажем, обеспечивать нормальную работу ЖКХ.

Чиновники покрупнее имеют свой бизнес, и на время предвыборной кампании их от бизнеса отрывают, что ведёт к сокращению их собственных доходов. Кому это понравится? В связи с этим неизвестно, как будут голосовать мелкие и средние чиновники, которых лишили отпуска, деловых связей и спокойной работы на местах. Вполне возможно, что в отместку они поставят галочку напротив оппозиционного кандидата.

2cec9fac-a4db-4c28-9f6d-d935eaec30f1_w640_r1_s_cx0_cy1_cw0

Беседуя об административном ресурсе и принципах его работы, нельзя обойти вниманием деятельность хакеров «Анонимного интернационала», которые взломали почту самарского правительства и показали нам все нюансы функционирования этого ресурса. Как вы думаете, эти взломщики – Робин Гуды или профессиональные кибер гоблины, исполняющие заказ оппозиции?

— Сомневаюсь, что они исполняли заказ местной оппозиции. У нас в регионе нет единого центра этой самой оппозиции. Видно, что люди, взломавшие почту правительства, в своём деле профессионалы, и их работа должна быть оплачена. С нашей губернии они начали потому, что мы самое слабое звено. Так как наш губернатор чудит чуть ли не каждый день, мы на виду у всей страны. Грех такое правительство не взломать.

Вы хотите сказать, что политический мотив отсутствует?

— Нет, конечно! Некие политические мотивы в причинах взлома присутствуют. Они взломали почту правительства не самого последнего региона в России. Мы все-таки считаемся бывшей индустриальной областью. Дело в том, что губернатор у нас смешной в своём крике про западных врагов. И, на мой взгляд, здесь имеет место быть борьба «башенок» местной власти. Кто-то заинтересован в том, чтобы Меркушкин после выборов ушёл на заслуженную пенсию.

«Анонимный интернационал» назвал одной из самых проблемных точек в регионе Сызрань. Я, проанализировав «карту нарушений», могу прибавить сюда ещё Самару, Тольятти, Жигулевск и Кинель-Черкассы. Напоследок, хотелось бы узнать ваше мнение о состоянии избирательного процесса в этих округах.

— Я бы прибавила в этом список ещё и все сельские районы, где административным ресурсом пользуются на полную катушку. Что касается Сызрани – администрация здесь всегда была под контролем местных олигархов.

Вы имеете в виду Евгения Серпера и Владимира Симонова?

— Это страшное дело. Люди они со средствами, поэтому им во что бы то ни стало необходимо получать «защитную карточку» (мандат депутата) для сохранения собственного бизнеса. Административный ресурс служит им беспрекословно. Дочь Симонова – в областной избирательной комиссии. В Сызранскую ТИК поставили человека Серпера, а там итак-то комиссия сформирована из подчинённых кандидатов.

Давайте, подведём итог

— То, что мы видим на «карте нарушений», что мы с вами сегодня разобрали – это маленькая, тоненькая плёночка на вершине айсберга. Если подытожить, то чиновники от «Единой России» делают для себя выборы за счёт бюджета. И потом когда возникнет вопрос, почему у государства нет денег на операцию больному старику или ребёнку, на содержание детских домов или на выдачу обезболивающего онкобольному, ответ будет простым – все деньги ушли на выборы.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.