Проблема защиты авторских прав в интернете стоит особо остро: фотографы могут найти свои шедевры в чужих галереях, музыку могут безжалостно крутить и продавать без ведома автора или правообладателя, а свое видео вы можете обнаружить в трансляции центрального канала, без вашего согласия. Что делать и как с этим бороться рассказала представитель издательства по работе с авторами и правообладателями, член авторского общества Татьяна Азанова.
— Татьяна, вы работаете с авторским контентом, расскажите как защитить свои права автору и правообладателю особенно в реалиях интернет свободы?
— Воровали авторство даже у меня. Причем это делал человек, от которого я точно подобного не ожидала. Как нормальный здравомыслящий человек, найдя свою музыку на чужом ресурсе с указанием иных авторов, мягко говоря была шокирована. Но это первая реакция, в дальнейшем мне помог договор авторского права на мое произведение, регистрацию которого я производила еще в 2008 году в независимом авторском агентстве авторов и правообладателей. А далее мне помог опыт работы с лицензионным контентом и соответственно с юристами, специализирующиеся по авторским правам. Да от моего имени были выставлены требования всем ресурсам, нарушающим мои права. Как ни странно, но проблем не возникло ни с кем. Ютьюб, Вконтакте, Soundcloud и Vimeo охотно помогли с блокировкой украденного контента.
Поэтому развенчу первый миф о том, что в России борьба с контентом, нарушающим права, не ведется. Ведется… да еще как.
Отвечая конкретнее на ваш вопрос: автору и правообладателю надо почаще интересоваться законодательством в этой области, а также заботиться о своих правах и не лениться их регистрировать в специальных учреждения типа РАО, особенно если планируется публикация или трансляция.
— Иными словами вам так или иначе для доказательств своего авторства потребовался договор с авторским агентством?
— Не совсем так: ситуация была немного другой. Я написала музыку, создала аккаунт для артиста/музыканта на myspace.com, залила туда свои треки… а потом знакомый поп-исполнитель порекомендовал зафиксировать свои права официально. Это было бесплатно, и я подумала, почему бы нет? В НААП оставила диск с подписью и собственно договор. После один из залитых на myspace треков был отправлен на песенный конкурс.
С тех пор много лет прошло, я и забыла, что когда-либо писала и сочиняла музыку. И вот вам привет… Конечно, тогда пришлось вспомнить и когда-то созданный ресурс (на котором была зафиксирована мелодика и первая дата трансляции), и факт заключения договора с НААП. Но если бы интернет-ресурсы меня проигнорировали – регистрация авторского права могла стать решающей в доказательстве авторстве в судебных инстанциях. В судебной практике процесс в части доказывания авторства опирается именно на «презумпцию авторства».
Это закреплено в статье 1257 ГК РФ: «Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное». Таким образом, если возникнет какой-либо спор автору надо просто представить экземпляр произведения, на котором он указан как автор: титульный лист, оглавление, в тексте произведения.
— Вам потребовалась помощь юриста в части составления претензионного письма и формата общения?
— Конечно, если у вас есть знакомые адвокаты и юрисконсульты по авторским правам – это значительно упрощает жизнь и коммуникацию по проблеме, но в случае со мной подобного вмешательства не потребовалось. Моего опыта работы с контентом и лицензированию, а также знания основ авторского права оказалось достаточно, чтобы изъять из трансляции нарушающий контент. Пара претензионных писем и вопрос закрыт.
— Татьяна, вы каждый день работаете в издательстве с авторскими текстами или музыкой, какие проблемы вы бы обозначили в этой области?
— Да проблема собственно одна, хоть законодательство в части авторского права несколько видоизменилось (борьба с пиратством и нелегальным контентом хорошо или плохо, но ведется), тем не менее от желающих «провертеть» чужие права страна не избавилась.
— Почему же?
— Это связано с общей ментальностью: молодые люди готовы тырить не свои произведения для создания хайпа, инициировать скандал и выходить на «спровоцированные» судебные дела. Причем подобной методикой любят пользоваться начинающие журналисты, работающие в медиа сомнительной репутацией или просто блогеры, для которых любой всплеск и какая-то шумиха вокруг их имени – ценна, ибо сама ситуация прибавит траффик на канал в ютьюбе, а значит и подъем рекламных дотаций.
Именно поэтому большинство нарушений прав авторов происходит в социальных сетях или телевизионных эфирах мелких компаний.
В моей практике был случай, когда мне пришлось бодаться с крупным федеральным телеканалом. Сотрудники канала использовали видеоряд чужого правообладателя. Они не придумали ничего умного, как просто «сграбить» видео (с размещенным копирайтом), и использовать его в своем репортаже, причем максимально замазав копирайт автора. Телеканал получил от меня претензию о зафиксированном нарушении, в котором я предложила выполнить ряд условий или выплатить моему клиенту 5 000 000 рублей через суд. Претензия была полностью удовлетворена.
Если уж сотрудники ведущих телеканалов позволяют себе нарушать авторские права, что уж говорить об обычных людях.