Что мы ждем от оппозиции в новом году

Сложный вопрос, и приступать к нему не просто. Самарская оппозиция представлена, как практически в любом регионе (кроме двух столиц), большим количеством разнородных течений. Здесь и добросовестные националисты, и национал-расисты-гендеристы по случаю, и убежденные монархисты, и сторонники демократического развития, и крайние либералы, и откровенные отморозки-маргиналы, которым лишь дай повод для выплеска своего гнева на всех и вся…

Все же, попытаемся для начала систематизировать оппозицию, определить некоторую структуру. Иначе трудно говорить, чего же мы, общество, самарцы, хотим от такой разнородной политической активности.

Итак, в общем самарскую оппозицию можно поделить по нескольким основополагающим принципам. Хотим мы того или не хотим, одним из них является принцип отношения к другим национальностям. Это вопрос, который вносит в последние годы раздор даже в ряды очень близких по общеполитическим взглядам людей.

Возьмем тех, кто является горячими сторонниками выборности власти сверху до низу. Их можно понять: когда засевшие и укоренившиеся наверху власти посредственности пытаются не только управлять (точнее — «откатывать и распиливать») страной в целом, но и лезут в совершенно специфические профессиональные области, приговаривая «Наш народ еще не дорос до того, чтобы выбирать», это может взбесить. В результате мы имеем исковерканное образование, умирающую госмедицину, бессильных правоохранителей (если иметь в виду именно охрану прав всех граждан, а не очень отдельных). Протест против всего этого — то, что объединяет сторонников демократического развития, ориентированных на европейские ценности. Но вот как только речь заходит об отношении, например, к трудовым или нетрудовым, внутренним или внешним мигрантам — и вполне сплоченные, казалось бы, ряды либеральной и демократической оппозиции распадаются, ощетиниваются копьями друг на друга. Хотя совершенно ясно, что вопросы легальной и нелегальной миграции не решаются цивилизованно в рамках существующей политической и властной системы, слишком неповоротливой и слишком далекой от нужд общества в целом. Примерно то же происходит, когда начинают обсуждаться вопросы гендера и сексуального поведения. Хотя, безусловно, это именно те частности, которые подсовывает обществу и оппозиции власть, чтобы раскалывать их на все более мелкие кусочки.

Можно, конечно, говорить и о другой оппозиции — националистически настроенной, пытающейся именно «инородцев» обвинить во всех внутренних бедах и неурядицах нашей жизни. Здесь, понятно, расхождения с демократической оппозицией принципиальные, а соприкосновение есть лишь в одной точке: и те, и другие воспринимают действующую власть как неэффективную, непрофессиональную и коррумпированную. Но вот причины этого одни видят в отстутствии работающих традиционных демократических механизмов: выборов, гласности, свободы слова, широкого общественного контроля за действиями власти. А другие — в разлагающем влиянии «инородцев» на нашу посконную, домотканную, патриархальную власть, которая, вообще-то, от Бога, но вот заполонили ее всяческие агенты влияния и деморализуют изнутри.

Такие позиции объединить уже практически невозможно. Тем не менее, некое объединение оппозиции в Самаре на основе нескольких ясных и четких, приемлемых для всей демократически настроенной части общества, тезисов, вполне, нам кажется, возможно. Пока же все попытки поиска общего языка между разрозненными течениями оппозиции, как системной, так и несистемной, свелись к нескольким Гражданским форумам в формате «круглых столов». Что, конечно же, лучше чем ничего, но к реальным объединительным результатам, выработке нескольких главных тезисов пока не привело. Равно как не привел к объединению еще один проект, довольно удачный, организованный партией «Гражданская платформа» — «Школа гражданских лидеров». Возможно, стоит ожидать лучших результатов от него в нынешнем году, поскольку проект будет, судя по всему, продолжаться и развиваться.

С другой стороны, очевидно, что 2014 год станет для самарской оппозиции, особенно демократической, нелегким. За некоторые вынужденно (или «декоративно») правозащитные свои шаги перед Олимпиадой, имеющие смыслом некоторое «сохранение лица» российской власти как цивилизованной, после окончания Олимпиады власть, видимо, начнет довольно резкий откат назад. В сторону, как говорят, «завинчивания гаек». Что сулит немало неприятностей, прежде всего, демократической оппозиции. Поскольку оппозиция национал-патриотическая все-таки с каждым днем становится, как мы видим, все более «социально близкой» действующей российской власти.

Итак, демократическая оппозиция в Самаре довольно многообразна, но разрозненна. Пожалуй, сплотить ее на короткое время смогли лишь события, связанные с выборами в госдуму в конце 2011 года и выборами президента весной 2012. Засим она вновь распалась на множество «вещей в себе». Хотя если вспомнить, есть в Самаре и некоторое количество сторонников партии «Яблоко», есть отделение партии «5 декабря», есть отделение объединенного демократического движения «Солидарность», есть отделение прохоровской «Гражданской платформы». Есть правозащитные организации со своими сторонниками, как, например, Ассоциация «Голос». Есть, наконец, отдельные лидеры общественного мнения, также со своими группами поддержки.

Но, как говорилось в советские времена, нам не приходится ждать милостей от природы. То есть, каких-то из ряда вон выходящих событий, которые возмутят большую часть общества и станут толчком к объединению демократической оппозиции. Эти события могут произойти, но их практически невозможно планировать. И дело объединения самарской оппозиции вокруг коротких, ясных и конструктивных тезисов становится задачей самой оппозиции.

Понятно, какими могут быть эти тезисы в нынешнем году: выборы губернатора (что, учитывая великолепные позиции Николая Меркушкина, добавит ему легитимности в глазах общества и явно не повредит); борьба за выборность органов местной власти (в сущности ведь, все неурядицы с муниципальными управленцами последних лет вызваны тем, что они были навязаны обществу, стремительно теряющему практику сознательного выбора власти и контроля за ней); проблемы свободы слова и свободы собраний (элементарное требование соблюдения властью действующего законодательства). Все это не исключает решения и частных насущных проблем, таких как спасение историко-культурного наследия губернии, развитие малого предпринимательства, решение проблем дольщиков и ЖКХ и т. п. Но согласившись действовать совместно на базе нескольких основополагающих принципов демократическая оппозиция сможет с большим основанием претендовать на транслирование интересов значительной части общества и на то, чтобы эти интересы учитывались властью.

Собственно, вот такое объединительное движение и хотелось бы увидеть в стане хотя бы демократической оппозиции в 2014 году. Чего ей и пожелаем.

Фото: Гор Мелконян, Елена Махрова

1 thought on “Что мы ждем от оппозиции в новом году”

  1. В Самаре не существует оппозиции (как сколь-нибудь многочисленной и, главное, организованной силы), только оппозиционные настроения и нумерические оппозиционеры. Судя по моему опыту, да и вот даже по представленным фотографиям, наши "оппозиционеры" — типичные маргиналы. Замени на плакатике невменяемой бабульки или упоротого борца с клерикализмом надпись на "Нет облучению наших мозгов секретными лучами" или "Жизнь за Нер-Зула" и эффект останется точно таким же каким и был — а именно никаким. Прохожие также будут равнодушно проходить мимо каких-то придурков, фотографы также будут щелкать фотоаппаратами для очередного материала о чудиках с самарских улиц.

    Ответить

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.