Без поэзии жить невозможно

Можно ли скрестить поэзию с наукой? В чём различие между исследователем и поэтом? Нужна ли вообще сегодня поэзия? На эти и многие другие вопросы попытались ответить московские поэты и местное педагогическое сообщество на презентации учебника «Поэзия».

Сейчас в гуманитарные школы страны активно внедряется учебник «Поэзия», составленный группой столичных поэтом, литературоведов и критиков. Он не учит писать стихи. Он учит их читать. Причём стихи любого времени: от фольклорных произведений Древней Руси до поэтических творений XXI века. Учебник предназначен для специальных школ с гуманитарным уклоном. И, конечно, для тех, кто хочет понять, что же такое поэзия.

SONY DSC

На презентацию учебника в Самару приехали его составители Наталья Азарова и Кирилл Корчагин. Местное педагогическое сообщество организовало круглый стол «Поэзия как исследование» на филологическом факультете Самарского Университета. Изначально собирались говорить лишь о современной поэзии. И, в частности, о наличии исследовательской составляющей в ней. Но беседа переросла в жаркий спор о сущности поэзии вообще.

SONY DSC

Дискуссию начал самарский поэт Виталий Лехциер: «Поэзия как исследование – это окно в мир современной поэзии. Ведь у каждого поэта наступает такой момент в жизни, когда исследовательская деятельность сочетается с поэтической работой. Давайте как раз подумаем, что исследует сегодня поэзия, и как она это делает». Стоить отметить, что название для круглого стола придумали столичные гости. Местному филологическому сообществу изначально не понравилась эта формулировка. Ещё до начала мероприятия преподаватели шептались между собой, дескать, как можно смешивать исследование (науку) и поэзию (искусство).

c24516-korchagin04

Внимая ропоту, объяснить самарским педагогам попытался московский поэт и литературный критик Кирилл Корчагин: «Ярким примером смешения поэзии и исследования может служить творчество ленинградского поэта Аркадия Драгомощенко. Его поэтическая речь двигалась вперед за счёт внедрения в неё понятий философии и разных элементов гуманитарных наук». Иными словами, исследование в поэзии – это проблематизация. Поэт исследует бытие и сущее, задаёт вопрос, который часто остаётся без ответа, но всё же он исследует себя и окружающий его мир.

Виталий Лехциер встал на сторону Корчагина и добавил к его речи: «Главное – поэзия исследует мир. Она может проблематизировать его, принося пользу, а может заниматься мифотворчеством». Живая речь московских и местных поэтом одобрительного отклика у филологического сообщества не нашла.

SONY DSC

Так преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы Михаил Перепелкин признался: «Тезис «поэзия как исследование» рождает у меня большую тоску. Во-первых, исследование – это ситуация заданного миропознания. То есть, приступая к исследованию, человек исходит из того, что выводы в обязательном порядке должны быть найдены. Во-вторых, фигура исследователя априори лишена того, что мы видим в фигуре поэта – сакральности. Поэт уникален. Ему не нужно объяснять, чем он занимается, и как достигает результата. Поэтому, видеть в поэзии исследование, значит обеднять её».

SONY DSC

Ропот усилился. В филологическом кругу Самарского Университета назрел «раскол». Так, коллега по кафедре Татьяна Журчева с Михаилом Анатольевичем не согласилась. Она не стала перечислять различия между поэзией и наукой, а, наоборот, сказала об их сходстве: «Искусство изначально имеет установку на аналитическое исследование мира. Причём мира не целого, а разделённого на части. Поэтому не очень продуктивен спор на тему должна быть поэзия исследованием или нет».

SONY DSC

Заведующий кафедрой Сергей Голубков успокоил коллег и занял нейтральную позицию в этом споре: «Может быть, тезис «поэзия как исследование» стоит понимать как примерку языка. Ведь каждый раз, приезжая из-за границы, мы привозим с собой новые слова. И эти слова примеряем к нашей жизни. Так же и это исследование – научные слова, термины и смыслы примериваются к поэзии».

Беседа о поэзии продолжалась около полутора часов. Она могла растянуться на многие часы, но время мероприятия как всегда ограничено. Модератор дискуссии Виталий Лехциер подвёл итог: «Мы живём в эпоху мифов. Верим мифотворчеству. У нас 86% граждан поддерживает Путина. Нужно понять, почему так происходит. Нужно исследовать эпоху. И, мне кажется, поэзия в этом исследовании поможет».

А в завершении московские гости презентовали учебник «Поэзия» учителям местных школ. Служители науки, конечно, восхитились фундаментальным трудом столичных коллег, но с сожалением констатировали, что изучение поэзии в школе – это непозволительная роскошь. Дескать, госзаказа на это нет, а прагматичные дети вкупе со своими не менее прагматичными родителями выбирают предметы и дисциплины, которые им пригодятся в жизни. Поэзия в этот список, естественно, не попадает.

И правда, мы живём в очень странную эпоху. Эпоху, когда поэзия считается непозволительной роскошью.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.