Стадион и вокруг

Что будет построено в районе радиоцентра и вокруг. Самый масштабный и значимый проект губернии начинает на глазах принимать конкретные очертания.

После двух лет топтания на месте, работы по стадиону и прилегающей инфраструктуре. Как стало известно редакции из источников близких к областному правительству, сейчас готовится опорный план использования земель на участке строительства, в границах улиц Демократической, Ташкентской, Дальней и Московского и Волжского шоссе. Пока это очень общий документ, первая привязка к местности, но уже на конкретном участке с рельефом, транспортной доступностью и другими показателями. Большие квадраты на карте – это даже еще не план, но тем интереснее наблюдать, как обретает плоть и кровь самый важный для развития губернии проект второго десятилетия третьего тысячелетия. Пафос неизбежен, но предполагаем масштабом будущих свершений. Отметим отдельно несколько фактов.

Собственность

Практически весь предполагаемый к освоению участок находится сейчас в федеральной собственности. Исключение составляет небольшой участок, примыкающий к Демократической и Ташкентской. Небольшой, но важный, так как именно здесь предполагается сделать основной доступ в комплекс. Здесь же неподалеку расположено небольшое кладбище не очень ясной принадлежности, вроде бы закрытое, но с продолжающимися полулегально захоронениями. Весь участок в ближайшее время будет передан в собственность Самарской области. Перейдет в ведение министерства и с этого момента начнется большой процесс объявления и проведения конкурсов на проектирование отдельных сегментов. Разница с ситуацией существовавшей на стрелке огромна. Речной порт и множество других объектов собственности расположенные на слиянии рек Самара и Волга стоили бы огромных денег. По крайней мере, это предполагалось. Теперь простая передача прав от федералов области. Сэкономленных бюджетных денег хватит на несколько новых детских садов. Хватит городу хвалиться уплотнением детей!

Исполнители

А точнее, разработчики проектов. Кто это будет? Важнейший вопрос, будоражащий архитектурную общественность не только в Самаре. И вопрос сложнейший. Сам перечень возводимых объектов, их значимость и сложность, требует привлечения к конкурсу мировых профессионалов, однако, логика нового руководства губернии требует максимально активного включения в процесс местных проектных организаций. И не только потому, что это будет в советском стиле – возродить в Самаре к чемпионату мира мощный проектный институт на уже существующей базе. Но, во-первых, по хорошему не успеем, а лишь бы сделать – лучше и не делать вовсе. Во-вторых, как заметил Ваган Каркарьян в разговоре про стадион, нарисовать мы его своими силами сможем, а вот просчитать – нет. А немцы, уже представлявшие свои предложения на стрелку могут и просчитать. И построить. И строили уже не раз. Непатриотично, но практично. И с гарантией, что не рухнет. Поэтому все проектные работы в результате честных и представительных конкурсов распределятся между самарскими, московскими и мировыми проектировщиками. Работы хватит всем. И здесь тоже, надеемся, появится разница со стрелкой. Там, за очень неплохие деньги (около пятидесяти миллионов рублей!) выиграл конкурс и провел работы по разработке проекта планировки на стрелке господин Баранников, находящийся при должности в областном правительстве. Злые языки утверждают, что и проекта планировки, в конечном итоге так и не было сделано, а были презентованы только предварительные наработки и общие решения. Не беремся судить – это профессиональная область. У нас ведь и студенческие работы бывает, что за городские проекты выдают, всякое в спешке случается, но вот о том, что на этом участке строить ничего нельзя и проектировать тоже, никто не заикнулся. По крайней мере, публично. Хотя знали, как теперь утверждают, практически все и с самого начала. Провели конкурс, деньги освоили, забыли. Все уверены, что на радиоцентре такого не случится?

Участок

Кстати, сам радиоцентр, скорее всего, не тронут. Участок достаточно велик и под зону застройки попадает только несколько технических построек радиоцентра стоящих на отшибе. Основную долю всего участка, предназначенного под будущую стройку, занимает… лес. 88 гектаров парка, представляющего из себя практически девственный настоящий лес. Это больше половины всей территории, подлежащей освоению. Предполагается, что лес сохранится практически на всем протяжении вдоль Московского шоссе. Хотя уже сегодня леса не видно из-за самых разных построек. Стоящих вдоль Московского шоссе очень плотно. Например, автоцентра «Мерседес-Бенц». Об дальнейшей судьбе этих построек на данный момент ничего неизвестно. Возможно, они украсят собой новый парк. Но если говорить серьезно, то стадион, расположенный фактически на границе настоящего леса – это очень круто и очень современно. Экологично.

Стадион

С теми же характеристиками, что и планировались на стрелке, но теперь с гораздо более мягкими условиями. Как говорили разработчики, на стрелке нужно было строить еще один Кронштадт, а здесь можно строить без ограничений, так как территория позволяет. Стадион предполагается разместить вдоль Демократической примерно там, где она поворачивает к Сорокиным хуторам. Место исключительно живописное, очень зеленое. Многие въезжая в город по старой трассе обращали внимание, что прямо на границе миллионного города стоит лес. Теперь там встанет стадион.

Инфраструктура

Как известно ФИФА уделяет большое внимание использованию построенного к чемпионату после его завершения. Потому большую задачу для принимающей стороны составляет четкое понимание об эксплуатации объектов в обычных условиях. Вдоль Демократической на территории в 25 гектаров будет создана спортивная инфраструктура мирового уровня – поля, тренировочные базы, бассейны и т.д. Хочется надеяться, что после чемпионата все это будет использоваться не только профессиональными спортсменами, но и местными жителями. Планируется, что на этом участке, ближе к Волжскому шоссе будет возведен бизнес-центр и несколько пятизвездочных отелей, примерно на сто номеров каждый. Это для особо почетных гостей рядом с очень правильным бизнес-центром, который как сейчас предполагается займет до 10 гектаров земли. Источники в правительстве сообщают, что руководство области действительно заинтересовано в появлении хороших интересных проектов в результате представительных конкурсов. И тут у Самары есть шанс создать свой небольшой город будущего вокруг отдельного взятого стадиона.

Без жилья

Удивительно, и трудно поверить, что так оно и будет, но сегодня на всем участке предстоящего строительства нигде не предполагается возведения жилья. Будет сделано все для досуга и развлечения, занятий бизнесом и спортом, но не будет местных жителей. Впрочем, уже сейчас понятно, что перенос стадиона на участок условного радиоцентра станет сильнейшей флюктуацией. Интерес к той территории очень велик. Участки, прилегающие к пересечению Московского и Волжского шоссе, по слухам, в основном уже скупил господин Сурков и планирует строить сетевые отели. Конечно, это всё разговоры в преддверии «Золотой лихорадки», но цены на землю уверенно идут вверх. Особенно интересно будет побороться за 88 гектаров леса. У нас ведь было много лесов, пока губернию под пшеницу всю не распахали. И уж только после того Самара стала жить на границе леса и степи. Живой лес очень символичен и создаст нам столько положительного имиджа, сколько не даст никакой самый пышный архитектурный проект. И чтобы птички пели и дятел стучал.

Дороги и транспорт

На самом участке будет проложено несколько дорог с развязками. Частично они пройдут по уже существующим направлениям. Таким, например, как улица Дальняя, которая, скорее, просека и которая, видимо, станет северной границей участка. Естественно, вопросу транспортной доступности будет уделено особое внимание. Основной доступ будет осуществляться со стороны улицы Демократической и, скорее всего, протянут немного дальше трамвайную ветку. Но понадобится не более одного, максимум, двух километров новых путей. Конечно, предполагается реконструкция и расширение улицы Ново-Садовой. Благо, фанзону на площади Куйбышева никто не отменял. Да и отели, видимо, будут расположены равномерно по всему городу, например, Ренессанс и Ибис уже на Ново-Садовой, следовательно и пассажиропоток стадион-центр будет очень активным. Трамвайные пути протяженностью около километра или совершенно непонятная схема транспортного доступа на стрелку? То есть понятная, вроде бы, технологически, но не очень понятная финансово и организационно. Масштабного транспортного строительства старый город ведь мог и не перенести. Но кто старое помянет, тому… То есть и здесь явная экономия, особенно, учитывая масштабы разрушений и печальные последствия, вроде неизбежного расширения, и, как следствие уничтожения исторической застройки на улице Фрунзе в направлении Фрунзенского моста. Теперь этот мост стал почти невесом. И это тоже экономия, хотя проблема осталась. Видимо, до какой-то степени определится в ближайшее время и дальнейшая судьба магистрали Центральная. В обозримом будущем она станет дублирующей Московского шоссе от района Ракитовского шоссе до въезда в город в районе ТЭЦ. Но вернемся к радиоцентру. Планируется строительство серьезных развязок на Московском и Волжском шоссе, на Демократической. Благо, территория позволяет. Автотранспорт будет основным, но на его размещение места тоже должно хватить. Парковочные места в избытке.

Фантастика

Как сообщил источник в одном из министерств планируется, что на этот участок может быть перенесен и телецентр с улицы Советской Армии. Отчасти это может быть обоснованно необходимостью создания мощного коммуникационного узла и пресс-центра высочайшего уровня в непосредственной близости от места проведения игр. Так что вполне возможно, ближе к Сорокиным хуторам вознесется в небо новая телебашня, высокая и футуристичная. Самара может обзавестись целым набором новых символов и мощным стимулом для развития по давно намеченной траектории – создания агломерации с Тольятти. Кстати, по некоторым оценкам перенос стадион на радиоцентр привлечет гораздо больше болельщиков из Автограда, чем вариант со стадионом на Стрелке.

Проблемы

Они, конечно, есть. Куда без них. Например, карстовые пустоты. Даже на карте видны карстовые воронки. Но для современных строительных технологий это проблема вполне решаемая. Возникнут и другие проблемы. Но, по словам одного из участников проекта, главная разница в том, что ни одна из существующих проблем сейчас не угрожает реализации проекта в целом. А это даже больше, чем просто экономия.

Стадион и вокруг”: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *