Главный документ

Наши приоритеты: безопасность, медицина и образование. Культура и природа снова в остатке.

21 октября на заседании правительства Самарской области был одобрен проект бюджета на 2011 г.

Мы знакомим наших читателей с его основными параметрами. Представление о том, как и на что тратит деньги областное правительство, поможет вам лучше понимать происходящее в следующем году.

Доходы

«Доходы облбюджета запланированы на уровне 75 млрд 355 млн, что превышает плановые назначения 2010 г. на 10,5%. 74 млрд 274 млн рублей — налоговые доходы, 98,6% от всей суммы, неналоговые доходы составляют 1,4% или 1 миллиард 100 миллионов», — рассказал министр финансов Павел Иванов правительству и губернатору.

Проделав с доложенными цифрами простые арифметические операции, можно выявить ряд парадоксальных фактов. Так, если просуммировать налоговые и неналоговые доходы, доложенные отдельно, то получится сумма в 75,374 миллиарда рублей, что на 19 миллионов рублей больше, чем цифра, сообщенная министром как общая.

А если рассчитывать общий объем доходов бюджета, исходя из известной суммы неналоговых доходов, то цифры опять «не бьют», получается, что доходы бюджета не 75,355, а 78,571 миллиарда — разница более 3 миллиардов.

Если же считать, исходя из налоговых доходов, то тоже не сходится. Получается всего в доходах 75,328 млрд рублей, то есть пропали куда-то 27 миллионов, не много в общем, но если считать на одного человека, то достаточно. Как-то не дружит минфин с цифирью. Или это документ настолько сырой, что не удосужились проверить арифметику?

Структура налоговых поступлений формируется на 95% из четырёх основных налогов: налог на прибыль организаций 37,3%, налог на доходы физических лиц 27,8%, налог на имущество организаций 14,5%, акцизы по подакцизным товарам 15,3%.

При расчёте плановых назначений, при расчёте налога на прибыль организаций в 2011г. минфином был использован темп роста прибыли прибыльных предприятий в 111,4%. Для расчёта поступления НДФЛ был использован показатель роста фонда оплаты труда в 2011 г. 110%. То есть минфин полагает, что прибыль прибыльных предприятий вырастет на 11,4%, а зарплата вырастет на 10%. Такой оптимизм вытекает из подготовленного минэкономразвития умеренно-оптимистического сценария развития экономики региона.

Расходы

Максимально возможный объём расходов на 2011г. составил 81,724 млрд руб., что выше уровня, утверждённого на 2010 г., практически на 4 млрд рублей, или на 5,1% . По словам областного министра финансов, социальные расходы составят 88,5% от общего объема. В то же время расходы на содержание губернатора и правительства составят более 3 миллиардов, на поддержание работоспособности Самарской губернской думы 388 млн, на представительство Самарской области в Москве 90 млн, а на содержание счетной палаты и уполномоченного по правам человека 74 и 21 миллион рублей соответственно.

Смотрите сами, справа приводятся данные о запроектированных в бюджете объемах бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств.

Мне кажется очень правильным для понимания того, какие именно приоритеты видит для себя правительство Самарской области, сравнить расходы на «безопасность» по линии департамента общественной безопасности и расходы на охрану природы через минприроды. Есть ощущение, что наша природа подвергается большим угрозам, чем наше правительство.

Дефицит и государственный долг

«В 2011 г. дефицит бюджета запанирован в размере 5,481 млрд рублей, или 7,3% . Для его покрытия в дополнение к уже сделанным займам будут совершаться новые. Запланировано привлечение государственных внутренних заимствований Самарской области в 2011 г. в объеме 13,2 миллиардов, в 2011-2013 гг. общий объем госдолга не превысит 45%, а остатки задолженности по государственым заимствованиям 40% от общего объема доходов областного бюджета», — сообщил Павел Иванов правительству.

В то же время согласно тексту проекта бюжета в 2011 г. бюджет Самарской области должен погасить облигационные займы Самарской области: 2006 года — 4,5 млрд; 2008 года — 3,32 млрд; 2009 года — 606,25 млн.Итого: 8 миллиардов 448 миллионов 448 тысяч рублей. При этом согласно материалам проекта бюджета планируется облигационный займ Самарской области 2011 года в размере 12,2 миллиардов. Опять у минфина цифирь гуляет — то 12 миллиардов хотят долгу накошелять, то 13. Широка страна моя родная! Миллиардом больше, миллиардом меньше.

Институт Региональной информации в своем аналитическом докладе, посвященном Самарской области отметил, что регион «относится к числу регионов, в которых финансовыми властями допускаются довольно высокие значения дефицита регионального бюджета. Даже в докризисный 2007 год дефицит консолидированного бюджета региона составил 5,4%, в 2008 году – 2,3%, а в 2009 году – 8,4%, тогда как в среднем по регионам в 2007 году был профицит в 0,8%, в 2008 году дефицит в 0,9%, а в 2009 году – 5,3% (расчеты по оперативным данным Федерального казначейства). Соответственно в последние годы постепенно увеличивался и объем государственного долга региона».

Депутат Самарской губдумы Михаил Матвеев:

Пока детального рассмотрения бюджета ещё не было. На первый взгляд, несколько настораживает то, что существенно снижены расходы на ЖКХ и на статью, которая названа «культура, кинематография, средства массовой информации». Хорошо, если речь идёт о средствах массовой информации, но скорее всего затрагивает и культуру. Я думаю, что без внесения изменений в проект обсуждение его в думе не должно происходить. Тревожит достаточно большой долг Самарской области, который существует в рамках основных параметров проекта бюджета. На мой взгляд, говорить о преодолении кризиса преждевременно, и только по прошествии двух-трёх лет можно говорить о том, что произошло. Сейчас если по каким-то направлениям происходит рост, то это рост по отношению к тем параметрам, которые были в период кризиса. Для того чтобы говорить о стабильном росте нужно сравнивать с докризисным периодом. Когда мы по всем параметрам вернемся на докризисный уровень, тогда и начнется рост…

Пока, на мой взгляд, рано радоваться по поводу отсутствия экономических проблем в области. Естественно, если они будут усугубляться, не совсем понятно, за счёт чего область будет сохранять экономическую устойчивость при таком большом дефиците бюджета и объеме внешних заимствований. Нужно четко понимать источники возврата тех средств, которые берёшь взаймы. Оптимизм министерства Хасаева, на мой взгляд, в какой-то степени носит пропагандистский характер, а не связан с какими-то серьёзными экономическими расчётами, тем более мы помним, что это самое министерство при составлении прогноза в 2007 г. вообще не предусмотрело никакого кризиса. С моей точки зрения, любые крупные заимствования подвергают угрозе стабильность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *