Дорожная

Дорог в Самаре нет. Об этом въезжающих в город предупреждают плакатом при указательном столбе «в городе мало асфальта». В начале марта текущего года банер обновили, заменив на более лаконичный: «Испытательный автодром № 1. Дорог нет». Это правда. Самара занимает 113-е место из 117 возможных в рейтинге качества российских дорог.

С дорогой можно сделать многое – дорогу можно проложить, дать, освободить, перекрыть. Дорогу можно украсть, в Самаре знают, как это делают. В одном только 2015 году на выполнение дорожных работ министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области было выделено 13 миллиардов 158 тысяч рублей (на миллиард больше, чем в 2014 году). На федеральные трассы 4 млрд, на областные — 5,3 млрд, на муниципальные — 1,6 млрд рублей, а в 2016 году собственно Самара на ремонт дорог получила 5 миллиардов рублей.

«Мы обязаны вложить эти деньги в городские дороги, чтобы решить транспортную проблему Самары и подготовить город к чемпионату мира по футболу 2018 года», — комментирует министра транспорта Иван Пивкин.

Если выйти из любого подъезда любого дома на любой улице, сесть в любое транспортное средство – личный автомобиль, маршрутное такси, муниципальный автобус, тут и начинается игра с транспортным министерством «а где деньги?». Начало апреля, великолепно освоившая в прошлом году свыше полутора миллиардов рублей Самара ощетинилась после схода снега и льда рытвинами разных типоразмеров. Происшествия с уходом под асфальт автомобилей, легковых и грузовых, отрывы прицепов и так далее, уже перестали даже фотографировать прохожие и выкладывать в соцсетях – надоело. Это рядовые случаи, вот когда на проспекте Ленина, провалившись под землю, водитель умер – это да.

Спросишь горожанина: какая дорога в Самаре самая плохая? Горожанин ответит: в Самаре все плохие! Потом перейдет к деталировке: «заводское шоссе – это просто война», «пересечение Гагарина и Мяги — ад и холокост», «за вчерашний день и сегодняшнее утро я была в ИКЕЕ, на улице  Гагарина, Дачной, Троицком рынке, просто фарш повсеместно», «Алма-Атинская по направлению к Металлургу — ад, Вольская — это уже давно не дорога, а направление», «весь старый город – это беда», «улица Печерская от Авроры в сторону Булкина — просто кошмар; таксисты к нам брать заказы отказываются», «пересечение Карбышева и Гагарина — вообще звездец, мы перестали выезжать там, делаем крюк, хотя на Карбышева живем; около Хлебной площади полный треш, вчера по центру ехала, чуть без колес не осталась».

Обездоленные самарцы объявили акцию «Верни колеса». С пострадавшими гражданами собираются работать специалисты, которые помогут через суд вернуть деньги, потраченные на ремонт автомобиля. Инициатором акции выступило радио «Эхо Москвы в Самаре», юридическую помощь окажут сотрудники ГК «Бизнес-Гарант». 21 апреля организаторы устроили пресс-брифинг возле главного входа в Струковский парк.

Струковский парк расположен на пересечении двух улиц – Куйбышева и Красноармейской, входящих в этот их пресловутый туристический маршрут грядущего ЧМ-2018. Это исторический центр, до знаменитого Жигулевского пивзавода три минуты пешком. Волга рядом, разлилась. «Многие из вас сами водят автомобили и знают, что это такое – самарские дороги. По их качеству наш город занимает одно из последних мест в стране. Для водителей это – расходы, иногда весьма серьёзные», — говорит ведущий.

Представитель ГК «Бизнес-Гарант» формулирует алгоритм действий: «Нужно обязательно сфотографировать выбоину, где вы «оставили» колесо. Причём сфотографировать с линейкой или рулеткой, чтобы было видно, что яма явно не по ГОСТу».

Не все присутствующие и заинтересованные прохожие реагируют с энтузиазмом. «Дело за малым: найти ямину, отключить опыт и механизм самосохранения, зажмуриться и газануть», — говорит мрачный мужчина и удаляется недовольным. «Никто нам не возместит ремонт ходовой, которая страдает на каждой из ям и кочек, при каждом торможении и ускорении на неровности», — говорит другой и уходит по разбитой улице Куйбышева, направляясь по главной улице к площади Революции.

Да что там улица Куйбышева, ну подумаешь, главная в городе. Улица Максима Горького и Волжский проспект, примыкающие непосредственно к набережной, и отремонтированные полностью соответственно два и три года назад, лежат в руинах. Поскольку весной, летом и теплой осенью набережная, в сущности, чуть не единственное место, куда может красиво пойти городской житель с семьей или в одиночку, кто как любит, то нагрузка на магистрали ожидаемо велика, и автомобильный поток лавирует между выбоинами, пугая велосипедистов, полтора обещанных метра от бордюра для проезда которых напоминают стиральную доску.

Кстати о бордюрах! Вот что любят менять в Самаре. Особенно вдоль трасс федерального подчинения – Московского шоссе и Ново-Садовой. Буквально в прошлом году положили новый, теперь выкапываем, кладем еще более новый. Это потому что к бордюрам самарский губернатор предъявляет самые высокие требования. Не раз он сетовал, что не так уложен бордюрный камень в Самаре, не предотвращает вымывания грязи из газонов! Новый, красивый бордюр, укладывается ровно на таком же уровне, как и старый, ничего насчет задерживания старой грязи не обещая.

Фотографы Григорий Ляпин и Александр Шадрин сфотографировали дороги в Самаре в виде поля боя. Первая серия фотографий получила название «Тропы войны» и была снята на пересечении улиц Советской Армии и Дыбенко. В ней были использованы пластмассовые солдатики и танк. Вторая серия проекта снималась на пересечении улиц Венцека и Братьев Коростелевых, это старый город. Здесь засветились герои «Звездных войн», вышло зрелищно. И страшновато.

Чтобы не так страшно, шутим изо всех сил. С улицей Луначарского вот очень весело получилось. Строили её, строили, с 2012 года по 2015, небольшой протяженности такую улицу в Октябрьском районе, и наконец, построили. Только вдруг оказалось, неожиданно для всех причастных к мероприятию, что улица никуда не ведет. По идее, она должна была соединять улицу Мичурина с Московским шоссе, самой самарской напряженной трассой, но не соединила. Почему-то не был не только сооружен, но и даже не разработан проект кольцевой развязки, могущей решить вопрос. Вот и стоит улица Луначарского, дорога в никуда, зарыты здесь как в стране любых дураков, миллионы рублей, а толку. Нельзя не упомянуть, что даже не нагруженная, улица Луначарского пару раз ломалась в асфальте, обнажая жидкий слой щебня.

Но вообще они что-то делают, фантазировать не будем. Вдоль Московского шоссе на выезде из Самары — горы свежевыкопанной земли, здесь обещают шоссе-дублер, а пока только пробки. «К встрече мундиаля в областном центре реконструируют два объекта. Трасса от международного аэропорта «Курумоч» до трассы М5 обойдется в 476 млн рублей, выделенных из федерального бюджета. Второй фронт работ пройдет по Московскому шоссе на участке от проспекта Кирова до АЗС №115 «Роснефти», что на выезде из Самары. Проект очень масштабный, затраты на реконструкцию составят 2 млрд 857 млн рублей. Этот участок дороги должен обеспечить подъезд к новой футбольной арене. Длина реконструируемой дороги составит 9,2 км, боковых съездов — 15,4 км. Движение здесь организуют по шести полосам с максимальной скоростью 80 км/ч. Предполагаются две транспортные развязки и один автодорожный туннель длиной 143 м, который пройдет под пр. Кирова. На реконструкцию пр. Кирова предусмотрено 299 млн рублей, на Красноглинское шоссе — 292 млн рублей», — бодрая выдержка из правительственной газеты «Волжская коммуна».

Опять же Кировский мост открыли торжественно, 10 октября 2014 года. Сам министр транспорта РФ Максим Соколов и сам губернатор области Николай Меркушкин открывали. Интересен фрагмент справки, составленной комиссией генеральной прокуратуры по поручению генерального прокурора РФ Чайки Ю.Я. от 16.11.2015

«Наибольший ущерб охраняемым законом интересам граждан Самарской области наносят хищения бюджетных средств. Проверкой соблюдения законодательства при расходовании средств федерального и областного бюджетов, выделенных на проетирование и строительство мостового перехода Кировский, выделены факты хищения бюджетных средств в особо крупном размере.

Так, в рамках исполнения государственного контракта суммой свыше 10 млрд рублей между министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области и ЗАО «Волгаспецстрой» министерство производило авансирование работ, однако в 2014 года ЗАО «Волгаспецстрой» перечислило аванс в размере 500 миллионов рублей в ЗАО коммерческий банк «ГЛОБЭКС» в целях погашения кредиторской задолженности, а 100 миллионов рублей были потрачены ЗАО «Волгаспецстрой» на собственные нужды.

Учитывая, что впоследствии ЗАО «Волгаспецстрой» не выполнило работ по госконтракту и было признано банкротом, федеральному бюджету и бюджету Самарской области был причинен ущерб в размере 677, 3 миллионов рублей».

Эпизод с мостом – это один из многих десятков выявленных и запротоколированных специальной комиссией фактов отвратительно наглого казнокрадства, распила, откатов и что там они любят делать с бюджетными деньгами еще. Серединой ноября датирована справка, с которой под подпись ознакомлен областной прокурор Кабалоев, и ничего не произошло. Болото, болото, разбитые дороги, улыбающийся губернатор Меркушкин, любитель банкетов за государственный счет мэр Фурсов, и тишина.

В этом году в самарских соцсетях были опубликованы всего две первоапрельские шутки. Обе — про провалы на дорогах. Кто-то написал про яму формы полуострова Крым, а кто-то – что в книгу рекордов Гиннеса попала самарская выбоина, 2021 раз замощенная ямочным способом.

_MG_3323

_MG_3387

фото: Анар Мовсунов

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.