Мария Рымарь, арестованная 7 июля в Минском аэропорту за неудачную шутку (помимо уголовного дела по статье 340 УК РБ — заведомо ложное сообщение об опасности, срок до 5 лет) Марию обвиняют по административной статье 23.4 КоАП — неподчинении законным требованиям должностного лица), комментирует ситуацию: «Правила досмотра транслируются в аэропорту Минска на огромных плазмах по всем залам ожидания — там показывают, что человека не досматривают, если у него не «пищит» рамка при прохождении досмотра, и досматривают, только если раздается сигнал опасности. Я ориентировалась на эти правила.
У меня не «пищала» рамка. Я говорила: не тяните ко мне руки, у меня все ок. На реплики специалиста по досмотру «а вдруг у вас там тротил, пластид, еще что-то», я ответила: «не трогайте меня, весь тротил вон там» — и показала на вещи, уже прошедшие черный ящик, т.е. заведомо безопасные. И я просто повторила это слово за сотрудником аэропорта, у меня его вообще нет в активном словаре. Моя реплика фактически означала «не лапайте меня, если хотите — ройтесь вон там, в вещах».
Первые 10 минут этого диалога (до того как начались крики людей в форме и заламывания рук) зафиксированы видеокамерой этого сектора предполетного досмотра и приобщены к делу. Вменяемому человеку видно, что я просто настаиваю на обосновании процедуры дополнительного личного досмотра.
В итоге.
Уголовное дело : ч.1 ст.340 Уголовного кодекса Республики Беларусь («заведомо ложное сообщение об опасности»
Административка: Ст. 23.4 Коап РБ «неповиновение законному требованию должностного лица при исполнении».
По их заявлению — отказывалась предъявить паспорт для удостоверения личности, пройти для дачи объяснений.
По факту: предъявляла паспорт (из своих рук, естественно) для записи данных и фотографирования сколько угодно раз, не давала его отобрать, мотивируя тем, что написано на последней странице каждого паспорта РФ.
Пройти никуда не должна была, пока мне не предъявят конкретные обвинения (т.е. конкретную статью, чего сделано не было).
В качестве наказания по административному делу может быть назначен как штраф, так и арест.
По уголовному светит до 5 лет.
Мне нельзя покидать территорию Белоруси все время рассмотрения дела, это тоже буду обжаловать. Мой телефон, деньги и ноут взяты под арест, но переданы мне на ответственное хранение.
Я уже обжаловала и буду настаивать на неправомерности самого факта заключения под стражу, плюс неправомерности содержания под стражей в условиях, нарушающих нормы содержания и общечеловеческие нормы».
Назначенное на 19 июля судебное заседание по административному делу перенесли на 1 августа, уголовное дело — на стадии предварительного следствия. Сроки окончания следствия никто не сообщает, и Мария сидит и ждет — в Минске, а ее дети — ждут в России.