Стена почета, стена плача или монумент «Гордость, Честь и Слава Самарской области» пополнился цветными картинками. Произошло это после взрыва народного ворзмущения и массового подписания петиции против строительства монумента, заказчиком которого выступил департамент управления делами губернатора и правительства Самарской области. Полукруглая стена расположена на склоне от монумента Славы к набережной и берегу Волги. Организуй ее архитекторы парой метров ниже по склону, вопросов у горожан не появилось бы вообще. Теперь же с западного края площади панорамного вида на Волгу нет. Волгу можно наблюдать, отойдя от задней стенки нового сооружения вправо или влево.
Соавтор проекта прокомментировал «Новой в Поволжье»: «Окончательный заказчик — сам губернатор, он все решения принимает. Решение также принимали его заместитель и управделами губернатора. Принимали в основном из принципа «что понравится Николаю Ивановичу». Еще в этом участвовал совет ветеранов».
Сейчас около стены можно видеть штендер, призывающий местных жителей вносить свои замечания и предложения о событиях и людях, которые могут быть увековечены в мемориальном комплексе. Для связи выделен электронный адрес в аппарате областной администрации. Примечательно, что подобного обращения к горожанам за советом и одобрением не прозвучало полгода назад, когда проект находился в разработке и как раз было бы очень логично и правильно спросить рабочего, таксиста, врача скорой помощи, менеджера, пенсионера и кормящую мать: а вам нравится идея с мемориальной стеной? А вам она интересна? Или даже так: знаете, мы тут собрались хорошенько в очередной раз потрепать областной бюджет, облицевав бетонную стену мрамором, вы как?
Особенно трогательно смотрится среди предметов гордости и славы региона АвтоВАЗ. Областной гордостью предприятие, терпящее многомиллионные убытки квартал за кварталом и увольняющее десятки тысяч людей, перестало быть уже давно. И потом, если АвтоВАЗ — чья-то гордость, то уж точно не самарская и даже не российская, а французско-японская: крупнейший отечественный производитель автомобилей успешно взят под контроль французской группой Рено-Ниссан. Сделка, принципиальная договоренность о которая была достигнута еще 2012 году, была официально закрыта 18 июня 2014 года, и Рено-Ниссан теперь имеет 67,1-процентную долю в акциях АвтоВАЗа.
Искажающая обзор, кондовая и непропорциальная стена какое-то время еще будет оставаться предметов споров и дискуссий на уровне «нравится-не нравится», а ведь здесь нужно подходить с позииций «хорошо-плохо». В истории России вообще и Самары в частности лучшие вещи, как в архитектурной сфере, так и в любой другой, свершались в формате «народ — себе», на частные пожертвования и средства благотворителей и меценатов. Мечтает администрация губернатора о стенке под окнами Белого дома? Пусть заводит подписной лист, собирает средства; среди чиновников есть очень небедные люди, имеющие возможность широко заниматься благотворительностью. Подавать из государственного кармана легко, но некрасиво.
фото: Нина Дюкова