В том, что самовыдвиженец победил на мэрских выборах представителя «Единой России», ничего удивительного нет – то же самое происходит и в других городах. То, что кандидат от партии власти всеми силами от неё открещивался – тоже дело уже обыкновенное. С точки зрения тактики манёвр вполне оправданный.
И всё же это совершенно особая история.
4 марта 2012 года в нескольких российских городах состоялись мэрские выборы. История с Черноголовкой, где победу независимого кандидата безуспешно пытался аннулировать местный ЦИК, получила широкую известность. Но это маленький научный городок, каких в России, увы, немного. Своя специфика. В Астрахани дело приняло совсем другой оборот: кандидат-справедливорос Олег Шеин, по официальным данным, проиграл оппоненту из «ЕдРа», но, как утверждают его сторонники, только лишь благодаря неэлекторальным методам. А на участках, оснащённых КОИБами, где фальсификации невозможны, Шеин одержал победу. Выборы признаны состоявшимися, несмотря на протесты части избирателей.
В Тольятти всё прошло по совсем другому сценарию.
Охота на ведьм
Предвыборная кампания на выборах мэра города удивила видавших виды горожан своим размахом и количеством пропаганды фекального свойства. Какие-то подсчёты вести проблематично, но можно вполне определённо сказать, что были вложены огромные деньги, штат работников «невидимого фронта» был очень и очень изрядным.
«Чёрным пиаром» в городе никого уже не удивишь. Само словосочетание уже давно выучили даже старушки — божьи одуванчики и ученики младших классов. Однако тут политтехнологи всё-таки выдали совершенно особый продукт.
Тольятти оказался весь заставлен предвыборными билбордами и завешен перетягами. Каждый день в почтовом ящике горожане обнаруживали листовки, брошюры и регулярно — номер агитационной газеты «Тольяттинское обозрение» (под этим названием несколько лет назад в городе выходило обыкновенное периодическое издание). Лейтмотив всей этой агит-продукции оказался очень прост: кандидат в мэры Андреев – баптист, а баптисты – страшная тоталитарная секта. На столбах и остановках можно было прочесть объявления приблизительно такого содержания: «Пропала […], на вид 15 лет. Предположительно была завлечена в секту баптистов «Живое слово». Особые приметы:…» Предвыборное «Тольяттинское обозрение» предостерегало: «Сектант-баптист может стать мэром Тольятти». В соседних колонках газеты – заметки о протестантах и «Аум Сенрикё».
Главный конкурент Андреева, Шахов, для предвыборных плакатов сфотографировался на фоне главного собора Тольятти – Преображенского, в предвыборном ролике энергично крестится в храме. Вот такая история: слева «Аум Сенрикё», справа золотые купола. Граждане, выбирайте!
Судя по невероятному количеству всевозможной «чернухи» всех видов и сортов (от поддельных газет до комментариев интернет-троллей в ЖЖ), политтехнологам была поставлена задача отстоять город для «своих» любой ценой. Как будто это какой-то последний рубеж. Денег не жалели – на вполне традиционные «бюджетные» формы агитации, вроде надписей на стенах, пиарщики уже даже не разменивались.
В первом туре Шахов обходит Андреева (36,5% против 32,3%). Все остальные кандидаты идут с заметным отставанием. Второй тур назначен на 18 марта.
Количество «антисектантской» макулатуры в почтовых ящиках опять увеличивается. Трое кандидатов, выбывших из гонки, а именно «эсер» Маряхин, КПРФовец Серафимов и бывший соратник Андреева по движению «Декабрь» Гринблат, заявляют о своей поддержке Шахова.
И тут случается вещь просто невероятная. Уже по данным первых итоговых протоколов становится ясно, что кандидат от «ЕдРа» с треском пролетает. Так что бесполезно «каруселить» и «вбрасывать». К часу ночи уже есть окончательный результат – 56,94% против 40,06%.
Как такое могло приключиться? Почему «ЕдРо», проиграв, не стало действовать как в Черноголовке или Астрахани? На оба этих вопроса есть вполне логичные ответы.
Неправильный выбор
Во-первых, оказалось совершенно ясно, что система может побеждать только в условиях тотального превосходства. Привычка любую проблему затыкать бюджетными деньгами и отсутствие какой-либо конкуренции привели к полной деградации политической машины партии власти. Люди, располагавшие серьёзными предвыборными бюджетами, да ещё и ресурсами местной администрации, оказались не способны употребить это всё хотя бы с грубым расчётом. Уже с самого начала был сделан ряд критических ошибок. Во-первых, неудачной оказалась выбранная кандидатура выдвиженца от «ЕдРа». Александр Шахов руководил криминальной милицией города в 1996 -1999 годах, потом возглавил городское УВД, в 2002 перешёл на работу в область. Большинство избирателей помнят, что в это время в городе и на заводе хозяйничали бандиты. На улицах стреляли. Цеха ВАЗа в третью смену работали на «пацанчиков». Два первых главреда «Тольяттинского обозрения», предвыборный клон которого «мочил» главного конкурента Шахова, были убиты в 2002 и 2003 годах; преступления до сих пор не раскрыты. Сопоставить все эти факты не составило для людей особого труда.
Попытки снять Андреева с дистанции по формальным причинам не увенчались успехом.
К слову, этот фокус, равно как и страшилки про баптистов, – был припасен уже давно. На выборах 2008 года тот же самый нехитрый набор трюков дал результат – самого популярного тольяттинского политика сняли «за нарушение авторских прав» — в его буклете была опубликована фотография Дворца культуры и техники ВАЗа без разрешения архитектора (который, как потом выяснилось, никаких претензий, естественно, не имел).
Честная мобилизация
Учителей в тольяттинских школах пытались заставить вести агитацию «за кого надо», составлять какие-то «списки сторонников» из родителей их учеников. Ни у тех, ни у других, это особых восторгов не вызвало.
Но даже при таком раскладе шансы на победу кандидата от «ЕдРа» к началу марта казались довольно неплохими.
И тут свою роль сыграло обстоятельство, которое партфункционеры не смогли учесть. Электорат, которого политтехнологи привыкли считать своего рода придатком телеящика, послушным объектом пропаганды, отодвинул подальше тарелку с невкусным предвыборным винегретом из примитивных лозунгов, прошлогодних обещаний и дешёвых провокаций.
Примерно к 16 марта обстановка в городе была такая. Я прикинул, кто из моих знакомых аполитичен. Взялся их обзванивать. И обнаружил, что почти все эти люди, сроду не интересовавшиеся предвыборными кампаниями, занимаются примерно тем же самым. Сидят вечером на телефоне, в чате сети «В контакте» или «Фейсбук» и проводят там краткий политический ликбез. Гуляют по городу с белыми ленточками и объясняют прохожим, почему надо прийти на выборы.
Изменения сознаний
А вот теперь, возможно, ключевой вопрос – почему мы видим это всё в Тольятти в 2012 году? Почему не на прошлых мэрских выборах, тоже довольно грязных? Можно, естественно, сказать, что в сознании людей по всей стране что-то поменялось. Отчасти это будет правда. Однако тольяттинский сюжет всё-таки своеобразен. Во-первых, к власти в городе приходит руководитель городского движения. «Декабрь» был создан в Тольятти и занимался проблемами местного, муниципального уровня. Второе: так сложилось, что тольяттинские ТИК не участвовали в массовых фальсификациях, поэтому, например, на думских выборах КПРФ в городе обошла ЕдРо. Третье, самое главное – в Тольятти гражданская активность, конечно, немного другая, чем, например, в Москве или Питере. Здесь почти нет хипстеров и маловато «креативного класса». Но всё ещё много рабочих, инженеров и служащих с ВАЗа, летом-осенью 2009 года организовавших многочисленные для того времени митинги. Тогда проблемы завода были «разрулены» на самом высоком уровне – и люди это прекрасно помнят. В следующем, 2010 году, сгорел прекрасный лес, разделявший три района города. Как и везде по стране, городская власть проснулась только к раздаче наград – мэр Пушков не забыл получить медаль. А люди получили бесценный опыт самоорганизации. Тольяттинские ребята, так же как и московские добровольцы – пожарные, заливавшие торфяники, на практике убедились: общие проблемы придётся решать самому.
В итоге: предвыборные многотиражки, телеролики и билборды, все потуги админресурса оказались абсолютно бесполезны – просто потому, что люди, имеющие иммунитет к пропаганде, не поленились организовать в своей квартире и своём подъезде Гайд-парк.
И вот теперь главный вопрос, возникший после этих выборов: будет ли тольяттинский пример заразительным?
Всё-таки, корю себя за то, что не предложил подзаголовки к своему тексту. Сам бы наверное придумал совсем другие. Ну да ладно.