Первая в мире финансовая «пирамида» появилась в начале двадцатого века в Америке. Её «автором» стал предприимчивый итальянский иммигрант — Чарльз Понци. Он создал фирму с длинным названием «The Securities Exchange Company». «Компания по обмену валютой» занималась тем, что собирала деньги с доверчивых американцев, обещая выплачивать при этом от 50% годовых и выше. Первые вкладчики получали дивиденды за счет денег последующих, классическая схема, рассчитанная на небогатых и не слишком образованных людей. Именно такие охотно верят, что затейнику всего ЭТОГО известны специальные хитрости, позволяющие из одного доллара сделать два. Ловкость рук и никакого мошенничества.
Финансовые пирамиды, как правило, возникают в хорошие времена, когда рынки стремятся вверх и обывателю средства массовой информации ежедневно докладывают о волшебном обогащении такого же обывателя. Однако пирамидами в постперестроечной России увлеклись бедные вкладчики: бывшие советские люди верили, что на свободном рынке возможны любые чудеса, и на этой вере можно было хорошенько сыграть, что с разной степенью виртуозности и проделывали многочисленные компании. Помните? «Хопер-ивест», «Чары», «Русский Дом Селенга», «Тутти», и, конечно — «МММ».
Чуть более года назад Сергей Мавроди, основатель самой известной в начале девяностых финансовой пирамиды, объявил о старте нового проекта. Новый проект оказался не нов, представляет собой точно такую же финансовую пирамиду, даже название остается прежним – «МММ-2011». В настоящее время эту аббревиатуру рекомендуется трактовать как «Мы Можем Многое». Господин Мавроди всячески подчеркивает преемственность своих предприятий: вчера и сегодня. Его не тревожит, что не так уж и далеко отстоит от нас это самое вчера – девяносто четвертый год, радужные бумажки вместо денег в руках россиян, «куплю жене сапоги», «я не халявщик, я — партнер», многотысячные очереди обманутых вкладчиков у опустевших пунктов продаж. А зачем тревожиться господину Мавроди, если так мало желающих учиться на горьком опыте, практически таких желающих нет.
Зато есть официальный сайт, на главной странице в нескольких несложных фразах рассказывается о сути мероприятия, текст щедро сдобрен смайлами, восклицательными знаками «народным» юмором, и подчеркнуто этому народу адресован. Небогатым и не слишком образованным, как и полагается. «Так вот МММ и есть как раз такая тумбочка. Одна общая тумбочка. На всех. Тумбочка, в которой хранят свои деньги миллионы. Надо? Открыли — и взяли. Сколько Вам сейчас требуется. Только и всего», — в доступной форме сообщает организатор, и улыбается, смайл, смайл. Свое предприятие он называет «социальной финансовой сетью», а в обращениях к потенциальным вкладчикам особое внимание обращает на благие намерения: «Ты вложил деньги в Систему? Значит, ты оказал кому-то реальную помощь, оказал её тому, кто в ней сейчас действительно нуждается. Пенсионеру, инвалиду, малоимущему… Который без этой твоей помощи, может быть, попросту сдох бы завтра с голода, всеми брошенный и забытый. Но теперь он выживет».
Своим вкладчикам Сергей Мавроди обещает доходность 40% в месяц, итого – 480% годовых. Сразу же поясняет, что не собирается инвестировать эти деньги, потому что на российском рынке никакие инвестиции не смогут обеспечить заявленного уровня доходности. Таким образом, прибыль участники проекта будут получать исключительно за счет денег, внесенных другими участниками. Добро пожаловать в пирамиду, — призыв звучит с любой страницы сайта, красными буквами по желтому фону, чтобы веселее. «Как в 94-м было? Купил вчера билеты МММ, а сегодня продал их уже дороже. Курс-то растёт постоянно. Всё просто, ясно и понятно. Так же точно и сейчас. Только билеты теперь виртуальные. А в остальном — всё то же самое».
«Всё то же самое» – это ключевые слова. Старая добрая схема Понци, для небогатых и простых.
Вспоминается известный случай двадцатилетней давности: когда готовились к выходу известные рекламные ролики «МММ» с Леней Голубковым и другими персонажами, господина Мавроди спросили, на какую целевую аудиторию он рассчитывает, к кому хочет обратиться с экранов телевизоров и так далее. «Ко всем, — отвечал господин Мавроди, — кроме умных. Их мало».
Структура организации представляется типичной для сетевого маркетинга: отдельный человек, десятник, сотник, тысячник, темник, стотысячник. Миллионник? Местная валюта называется – Мавро. Но если изначально вступить в ряды вкладчиков возможно было только в сети интернет, то спустя полгода или чуть ранее после запуска проекта это стало возможно сделать в офисах «МММ-2011», что открылись в городах России и ближнего зарубежья. В Самаре тоже есть такие офисы. Один из них расположен на улице Куйбышева, между продуктами от Палыча и кинотеатром Художественный, и занимает два помещения – большое и малое. Большое помещение пустует, а в малом стоит два письменных стола, за столами сидят трое мужчин.
На стенах висят красочно оформленные таблицы доходности вложений. Наглядно: вложил столько-то рублей, через месяц можешь забрать столько-то, а можешь не забирать, а копить дальше. На письменных столах пустовато, один компьютер и сложности с выходом в интернет – через мобильный модем. «Очень уж здесь дорого подключение», — доверительно сообщает один из мужчин, он представляется Алексеем. Рассказывает, что пока он – десятник, и под его управлением находятся деньги семнадцати человек. «А вот это — тысячник», — показывает Алексей на мужчину за столом напротив. Тот склоняет голову в приветствии.
Ну вот, минимальным взносом может быть сумма, эквивалентная одному доллару. Всего в Системе уже более тридцати миллионов, говорит десятник Алексей. Человек, выразивший желание участвовать в проекте, создает электронный кошелек и кладет в него любую сумму. Можно – минимальный доллар, Алексей не против. Десятник имеет право распоряжаться этой суммой. Если человек надумает выйти из проекта, то тот же десятник перечислит полагающийся процент, сняв деньги с кошельков других участников своей «десятки». Если этих денег окажется маловато, следует обратиться к «сотнику», который снимет недостающую сумму с кошельков участников, входящих в подопечную ему сотню. Так подробно рассказывает десятник Алексей, сидя в малом помещении, на улице Куйбышева, хороший старый дом, на фасаде скалятся львы. По тротуару идут люди, конец рабочего дня, идут люди, кто-то сегодня вложит в систему Мавроди сто рублей, кто-то завтра получит двести, а закончится все в одночасье, как это происходит всегда. Хоть в стране дураков, хоть в любой другой.
Каждый думает, что теперь "знает схему" и сумеет вовремя вывести денежки… Игроки вечно забывают, что выигрывает всегда казино.
А я другому удивляюсь — плакатам с Мавроди: сидит пожилой неопрятный мужчина, с брезгливым и обрюзгшим лицом, с немытыми-неподстриженными волосами, заложив руки за голову — так что прямо физически чувствуешь запах пота! от такого в общественном транспорте стараются пересесть подальше — на кого эта реклама рассчитана? на бомжей?