Константин Павлович Головкин
Эксцентрик, художник, блестящий предприниматель, архитектор, астроном-любитель, один из первых самарских автомобилистов – все это относятся к нашему земляку, почти забытому Константину Павловичу Головкину. По иронии судьбы, широко известный в дореволюционной Самаре, К.П. Головкин был забыт сразу же после смерти. Имя его, как и имена многих видных деятелей из купцов, промышленников, дворян, духовенства, было под «негласным запретом» властей, нежелательно для упоминания. Более 20 лет о Головкине не вспоминал никто.
Вспомнили о его персоне лишь недавно – запутанная история связана с дачей Константина Павловича (дом со слонами), которую по слухам то продают, то передают на реконструкцию от одного МП к другому. Головкин прожил в Самаре всю свою бурную жизнь: лицезрел зарю автомобильной Самары, был директором первого самарского яхт-клуба. Последние годы своего существования бывший миллионер и баловень судьбы (в начале XX века состояние Константина Павловича оценивалось в 2 000 000 рублей) прожил в нищете. До самого конца жизни Головкин работал рядовым архивариусом. Многогранная и плодотворная деятельность Константина Павловича даёт полное право ставить его в ряд самых почётных граждан Самары. Убедиться в этом (и помочь в написании статьи) нам помогла книга самарского коллекционера и краеведа Л. В. Едидовича «Гражданин Самары. Константин Павлович Головкин».
Константин Павлович Головкин родился 17 декабря 1871 года в семье самарского купца второй гильдии Павла Ивановича Головкина в доме Головачева на Вознесенской улице, где семья снимала квартиру на втором этаже (сейчас ул. Степана Разина, 55, дом сохранился).
Как старшего сына, отец изначально готовил его к купеческой деятельности. Этому должна была способствовать и учеба в реальном училище, в котором Константин проучился с 1882 по 1888 год. Сразу же по окончании училища 16-летний юноша поступил в другую «школу» — школу коммерческой деятельности в магазине своего отца: «мальчик», то есть простой рассыльный, затем помощник приказчика, приказчик. В 22 года он стал управляющим в одном из новых магазинов отца. Находиться на службе у своих родителей, получая жалованье считалось в то время делом обычным.
Лишь в 1903 году в 31 год Константин Павлович Головкин получил в наследство от отца магазин и объявил себя самарским второй гильдии купцом. С тех пор до самой революции 1917 года он успешно занимался торговой деятельностью, увеличив во много раз полученный от отца капитал. К 1917 году его состояние оценивалось в 2 миллиона рублей.
Удачная коммерческая деятельность, требовавшая немалых усилий, знаний, изворотливости, была лишь небольшой частью жизни Головкина. С детства у маленького Кости проявилась тяга к рисованию. Родные рассказывали, что он умудрялся рисовать на полу, на стенах, на заборах, на земле — мелом, углем, карандашом, красками. Учеба в реальном училище под руководством опытных и увлеченных своим делом педагогов способствовала развитию многих талантов Константина Павловича.
Любовь к живописи он пронес через всю свою жизнь. Не получив специального художественного образования, Константин Павлович уже к 20 годам слыл неплохим живописцем, а в зрелом возрасте стал признанным мастером, одним из крупных художников Самары. Им написано более 200 крупных полотен, сделано около 2000 рисунков и эскизов. Он перепробовал почти все известные способы живописи. Рисовал карандашом, пастелью, акварелью, тушью, маслом, делал гравюры, увлекался художественной чеканкой по металлу, занимался художественной аппликацией и моделированием, создал уникальный альбом виньеток. С карандашом и альбомом он не расставался никогда. Последний свой рисунок сделал из окна больничной палаты за день до смерти.
Любовью к технике Константина заразил учитель математики и механики Иосиф Александрович Щепанский — руководитель многих экскурсий реалистов на предприятия города, организатор метеорологического кружка и создатель первой в Самаре метеорологической станции с телескопом, автор описания полного солнечного затмения 1887 года. Увлечение техникой на всю жизнь стало подлинной страстью Головкина. Он мастерил макеты лодок, пароходов, у него были велосипед, моторная лодка, а с 1904 года — автомобиль. На своей даче сам оборудовал громоотвод, провел электричество, установив генератор, собрал и установил телескоп. Он увлекался фотографией и был неплохим фотографом.
Учитель физкультуры и гимнастики — бравый отставной поручик Лев Петрович Борисов сумел привить ребятам любовь к спорту. И реалист Костя Головкин хорошо плавал, бегал на коньках, ездил на велосипеде. В возрасте 20—30 лет он был неплохим конькобежцем, велогонщиком, участвовал в многочисленных состязаниях. В 30—40 лет увлекался соревнованиями на моторных лодках и яхтах, хотя своей яхты у него не было. Спорт повлиял на становление характера Константина Павловича. Он редко болел, не курил, почти не пил, неукоснительно соблюдал строгий режим дня, им же самим выработанный.
Василий Николаевич Николаев, преподававший русскую литературу и словесность, учил реалистов уважению и любви к книге. В доме Константина Павловича книги составляли неотъемлемую часть быта. К1915 году, по свидетельству его дочери Евгении Константиновны Овчинниковой, библиотека в доме Головкиных насчитывала около 2000 томов. Книги стояли в огромном от пола до потолка шкафу и были доступны всем членам семьи. Отдельно, в кабинете самого Константина Павловича, хранились пользовавшиеся особым почетом хозяина книги по живописи и художественные альбомы.
Хроника культурных событий в Самаре, связанных с деятельностью Головкина
1891 год
В Самаре создается любительский кружок художников. Его организаторы — тридцатилетний талантливый живописец Николай Петрович Осипов, прошедший школу знаменитого Айвазовского и девятнадцатилетний Константин Головкин. Около 20 лет они были бессменными лидерами этого кружка, через который прошло более 50 художников — мастеров и любителей. За эти годы кружок провел 23 ежегодных художественных выставки и 3 аукциона картин. На всех 23 были представлены картины Головкина, он сам был организатором 13 выставок.
1895 год
В Самаре 35 энтузиастов велосипедного спорта объединились в общество велосипедистов-любителей. Во главе организаторов общества — известный коммерсант, владелец магазина оптических и охотничьих принадлежностей Франц-Мориц Нейман и двадцатитрехлетний Константин Головкин. Он был не только участником многочисленных велопробегов, соревнований, но и членом комитета общества сначала в качестве помощника командора, затем председателя гоночной комиссии.
1897 год
Городской публичный музей в Самаре получил отдельное помещение и возможность развернуть солидную экспозицию. Но музей не имел художественного отдела. Энтузиастом организации такого отдела стал Константин Павлович Головкин. По его инициативе участники проходившей в том году городской художественной выставки подарили музею 21 картину. Три картины подарил сам Головкин. В последующие три года он совместно с городским головой Петром Александровичем Араповым разослал около 300 писем наиболее известным русским художникам с просьбой подарить самарскому музею свои работы. На эти письма откликнулись около 20 художников, приславших в дар музею свои полотна и рисунки. И в дальнейшем Головкин продолжал заботиться о пополнении коллекции музея. В 30-х годах XX века художественный отдел выделился в самостоятельный Самарский художественный музей, основателем которого по праву можно считать Константина Павловича Головкина.
1899 год
В Самаре создан яхт-клуб. Под таким скромным названием в то время скрывалось весьма солидное спортивное общество, объединявшее легкоатлетов, гимнастов, конькобежцев, пловцов, гребцов, яхтсменов. Одним из организаторов и руководителей этого общества был Головкин. Он был инициатором открытия при яхт-клубе гимнастического зала. Сам страстный и разносторонний спортсмен, он не только участвовал в соревнованиях, но и в многочисленных обращениях призывал самарцев заниматься спортом.
1900 год
В Самаре создано общество фотографов-любителей. Инициаторы создания этого общества — Франц-Мориц Нейман, Петр Николаевич Арефьев (владельцы фотографических магазинов) и Константин Павлович Головкин, который стал казначеем общества.
1907 год
К этому году помещение музея перестало удовлетворять требованиям разросшейся экспозиции. По инициативе Головкина была создана группа по сооружению в Самаре специального Дворца культуры, в котором могли бы разместиться библиотека, читальни, музей, выставочный зал, гимнастический зал. Было создано общество по сооружению такого здания, выработан и утвержден проект устава общества, подготовлен проект здания. В течение года общество пыталось доказать властям необходимость этого строительства, но городская управа отклонила ходатайство о постройке дворца.
1908 год
В Самаре создано общество народных университетов. Член общества Головкин вновь выступил с инициативой создания комиссии по строительству в городе Дома просвещения. Комиссия дважды, в 1909 и 1911 годах, поднимала перед городской Думой вопрос о строительстве такого здания, но вновь получала отказы.
1915 год
По инициативе видных самарских коллекционеров и собирателей материалов по истории края при Самарском публичном музее был образован Музейный кружок, который впоследствии перерос в Самарское археологическое общество. Константин Павлович Головкин был в числе организаторов и кружка, и Общества, вошел в состав правления, был избран казначеем общества и руководителем отдела текущей войны. В период между Февральской и Октябрьской революциями 1917 года он избирался председателем музейного комитета и членом библиотечного комитета от городской Думы.
1916—1917 годы
Головкин вновь возвращается к идее строительства в Самаре специального Дома наук и искусств. Он обещает взять на себя значительную часть расходов, связанных со строительством — сначала 300 тыс. рублей, затем — 600 тыс. рублей. Он самостоятельно разработал проект грандиозного трехэтажного здания, сделал планировку местности, составил эскизы всех частей помещения. Но 1917 год с его потрясениями и революциями оставил неосуществленными мечту и планы всей жизни Головкина. Только в 1937 году, много позже кончины Константина Павловича, его мечта в какой-то мере была воплощена в построенном по проекту Н.А. Троцкого и Н.Д. Каценеленбогена Дворце культуры на площади имени Куйбышева.
1918—1922 годы
Головкин с семьей проживает далеко от Самары, в Иркутске. Там Константин Павлович собирает экспонаты для самарского музея по археологии и палеонтологии, по истории и этнографии народов Сибири, Дальнего Востока, Китая, Японии. В Самару привозит 40 пудов коллекций.
1922—1925 годы
Последние годы жизни. Тяжело больной Константин Павлович, работая в Самарском городском архиве, проделал огромную работу по сбору разбросанных по городу разрозненных ведомственных архивов, их обработке, систематизации, составлению картотек и каталогов. Также он успевает просмотреть огромную архивную массу, сделать ценные записи по истории Самары и быту самарцев. Перед смертью Константина Павловича помещают в Городскую клиническую больницу под присмотром хирурга Тимофеева, который в конце месяца делает ему операцию. Операция не помогает. Вскоре Головкин умирает в городской больнице. Хоронят его на Всехсвятском кладбище. Перед самой смертью, Константин Павлович принимает активное участие в создании справочного издания «Вся Самара на 1925 год». Две краеведческие статьи, около 40 рисунков и заставок Головкина помещены в этой книге, которая стала своеобразным памятником нашего неутомимому земляку.
Самара. Октябрь 1904 г. Личный автомобиль Головкина «Ольдсмобиль – «тонно».
Рядом с водителем К. П. Головкин.
В начале июля 1904 года по Самаро-Златоустовской железной дороге в Самару был доставлен первый новый легкий «Ольдсмобиль» — «тонно» (10 л. с.). После его выгрузки сразу произошел конфуз. Машина не завелась. Молодым автолюбителям пришлось посылать за техником пивзавода, неким Ильясовым. В итоге машина поехала, но передавила по пути кучу всякой домашней живности, навела на всех страха, а на углу Москательной и Дворянской задела огромную телегу, доверху набитую бутылками с казенной водкой. Бутылки разбились, и вся улица превратилась в реку этого казенного пойла. Хозяин телеги был вне себя от ярости, кричал и порывался застрелиться, а простые самарские обыватели радовались «халявной попойке». Слух об этом «приключении» дошел не только до купеческого старосты (в его делах это документально закреплено), об инциденте узнал и сам господин Губернатор. В итоге Головкину было сделано «высочайшее внушение» и приказано покрыть все причиненные убытки. Вот так – с поломками и скандалом – Самара «официально» стала автомобильной.
я — не глубокий знаток архитектуры, и не увлекаюсь краеведением, и даже не коренная самарчанка. тем не менее с нежным и сентиментальным чувством всю свою жизнь в самаре отношусь к знаменитой даче со слонами. очень-преочень приятно узнать, что создал эту прелесть такой поразительный человек! правильно говорят: талантлиый человек талантлив во всём.
Константин Головкин достоин не одной мемориальной доски в городе или памятника!
Почему Художественный музей не отмечает мемориальной доской своего основателя??
Приведённый вами фотоснимок с авто — неверен. Снимок с автомобилем Головкина известен. Только верен тот, на котором руль — справа. Поскольку марка автомобиля — OldsMobile определена. И он был одним из первых автомобилистов, но не первым. Это тоже доказано Г.Алексушиным.